Вячеслав Раков: Церковь идет в мир недостаточно решительно
27 июля. ПРАВМИР. «Выход церкви в мир, за пределы церковной ограды – явление естественное. Более того, я считаю, что церковь идет в этом направлении недостаточно решительно», – заявил в интервью пермской общественно-политической газете «Соль» кандидат исторических наук, культуролог, преподаватель кафедры теологии Пермского государственного университета Вячеслав Раков.
«Хотя церковь и отделена от общества, – сказал историк, – она — не только религиозный, но и один из социальных институтов, которые это общество составляют. Игнорировать это не нужно. Люди церкви — граждане нашего общества. Церковь должна обрести свой голос и право высказываться по поводу социальных проблем — я думаю, что это вполне естественно. Этим правом церковь не должна пренебрегать еще и потому, что, несмотря на внутренние проблемы, она представляет все же наименее коррумпированный институт в нашем обществе. Ведь если взглянуть на нашу полицию, образование, медицину, властные органы, то мы являемся свидетелями морального «проседания» этих институтов, впрочем, не только этих: все наше общество в моральном отношении сейчас ниже плинтуса. Более 50 процентов населения нашей страны на вопрос — готовы ли они добиться успеха ценой забвения моральных заповедей — отвечают утвердительно. При всех естественных оговорках верующие все же стараются вести себя прилично, потому что у них есть вера. Другое дело, насколько им это удается в нашей непростой ситуации. Да, у церкви тоже есть свои болезни. Да, церковь сейчас переживает множество искушений, в том числе властью и деньгами. Но я все же надеюсь, что это не зайдет слишком далеко. И одна из гарантий этого — то, что церковь сейчас у всех на виду, в том числе у сообщества верующих; к ней предъявляются особые требования, и церковные институции, начиная со священноначалия, должны это понимать и с этим считаться».
Отвечая на вопрос корреспондента о доминировании православной церкви в многоконфессиональном государстве, Вячеслав Раков выразил мнение, что сейчас традиционный межконфессиональный консенсус не нарушен: «Представительство церкви во власти не представляется мне скандально несоразмерным ее реальному влиянию среди населения страны».
Историк напомнил читателям «Соли», что нужно «ощущать себя теми, кем мы являемся в нашем цивилизационном проекте. Мы должны уважать себя хотя бы минимально — как народ, а для этого необходимо иметь отчетливое представление о том, кто мы такие, каково наше призвание и какова наша духовная родословная. Если не будет связи со своей историей, со своими предками, тогда все теряется».
Хотя связь все-таки есть. «Когда я бываю в церкви, я с радостью вижу, что там есть молодежь. Конечно, там много и бабушек, которые, кстати, сделали свое дело — спасли церковь в годы государственного атеизма. Они пронесли православную традицию сквозь агрессивную в отношении нашего прошлого советскую историю. Я много раз слышал — вот, бабушки уйдут, и с церковью все будет кончено. Нет, поколенческая «перезагрузка» уже произошла. История церкви продолжается. Молодежь ищет в ней отдушину, стремится восполнить тот недостаток тепла, который она не получает в обычной жизни. Церковь — это единственное теплое место в этом холодном мире. Исключая, разумеется, семью. Но семья все же слишком локальна, слишком мала, чтобы сообщить человеку чувство большой и, главное, надежной общности», – сказал Вячеслав Раков.
Читайте также:
Политики, игнорирующие Церковь как общественную силу, недальновидны
Православие как государственная религия – результаты опроса
Прот. Всеволод Чаплин: Церковь не старается подменить собой государство
Виталий Дымарский: Отделение Церкви от государства – признак цивилизованной страны
Для чего политикам нужна антирелигиозная риторика?