«отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». (Мар.12:17)
Сегодня ученые, рассуждая о глобальном потеплении, неустанно ищут причины изменения климата, но, к сожалению, не учитывают наших украинских реалий, которые и прямо и косвенно влияют на отсутствие морозных зим.
Уже который раз накал предвыборных политических страстей растапливает редкий нынче снег, а порой даже заставляет забыть о том, что месяцы текущие «зимними» называются. Жаркие споры, регулярно перевоплощающиеся в оскорбления и обвинения, стали неотъемлемой частью дней, когда надобно думать о Рождестве с Крещением или, хотя бы, о деде Морозе, валенках и шубах.
Все забыто и оставлено. Страсти из столицы перекочевали в провинцию, а из провинции в семьи. Вопрос: «Ты за кого?» стал таким же насущным, как и рыночное «Почем картошка?» К сожалению, не остаются в стороне и те, кого мы называем православные, кто наполняет наши храмы в воскресные и праздничные дни.
Как же вести себя в данной ситуации священнику? Ведь вопрос «За кого голосовать?» прихожане зададут обязательно, как и не оставят в стороне и в покое те, кто сегодня борется за каждый потенциальный голос для своего «самого лучшего» кандидата.
Политика никогда не была Божьим делом, каким бы словом она не называлась, и облагородить это понятие невозможно. Ведь любая политика предусматривает дипломатию, которая в сути своей есть «искусство лжи». Именно ложь является определяющим фактором любого политического процесса, какие бы благородные цели он не преследовал.
Ложь не только нарушение Заповеди, это источник разлада человеческой симфонии: единства внутреннего и внешнего. Если проще, то политика подразумевает в себе то, что делать надо одно, думать другое и говорить третье. В результате такой многовекторности, человеческая, Богом созданная природа, стремится не к единой цели – спасению, а ставит (вольно и невольно) перед собой чисто меркантильные, сиюминутные, тленные задачи. Сегодня уже никто не скрывает, да и все понимают, что политика — это не желание принести пользу ближнему, обществу, стране, — а прежде всего жажда успеха.
Нас все время пугают грядущим апокалипсисом, если не победит именно тот или иной лидер, забывая, что апокалипсис у каждого свой и христианин живет не по принципу: «Или я, или конец света». Иное понимание жизни у православного — «Живи так, как будто этот день для тебя последний, а трудись так, как будто перед тобой вечность».
Последние пять лет украинской истории продолжают не созидать, а раскалывать общество. Нужно примиряющее и созидающее начало, которое не погрязло в политических спорах. Нужен арбитр, имеющий нравственный авторитет. Им может стать священник, приход, Церковь, но лишь при одном условии: никто из них не будет представлять какую-либо политическую силу. Кесарево дело пусть останется у того, кому оно принадлежит. В храме Божьем возможна лишь молитва к Богу, Который даст ту власть, которую в данный исторический момент мы заслужили. Перехитрить Бога невозможно, как и чревато Ему указывать…
Практически все политики стараются заручиться поддержкой Церкви, но если приходы начнут поддерживать ту или иную партию, того или иного лидера, то где мы тогда найдем удерживающее начало? Как сможет священник молиться «за всех и за вся» если в кармане рясы у него партийный билет или пачка листовок?
Именно поэтому в Социальной концепции нашей Церкви, принятой Освященным Архиерейским Собором Православной Церкви в 2000 г., написано:
«Перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы Церковь проповедует мир и соработничество людей, придерживающихся различных политических взглядов. Она также допускает наличие различных политических убеждений среди ее епископата, клира и мирян, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим православному вероучению и нравственным нормам церковного Предания.
Невозможно участие церковного Священноначалия и священнослужителей, а следовательно, и церковной Полноты, в деятельности политических организаций, в предвыборных процессах, таких, как публичная поддержка участвующих в выборах политических организаций или отдельных кандидатов, агитация и так далее» (п. V.1).
Епископ или священник может придерживаться какого-либо политического убеждения, но его личное убеждение не должно проявляться в храме Божьем, в его проповеди и церковном служении.
Одно из трех искушений, которые претерпел Христос было искушение властью. Вспомните, что предлагал сатана:
«…Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё.» (Лк.4:6-7).
Не это ли предлагают нам сегодня политики?
Господь ответил:
«…отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.» (Лк.4:8).
Так пусть же, по словам этим, в храмах Христовых будет служба только Богу, а не определенным лидерам дня нынешнего. Пусть возносится молитва о примирении, единстве и благополучии каждого, кто переступает порог церковный.
В уже далекий от нас 1919 год святитель и патриарх Тихон обратился к духовенству с посланием, в котором указал, что служители Церкви «по своему сану должны стоять выше и вне всяких политических интересов, должны памятовать канонические правила Святой Церкви, коими она возбраняет своим служителям вмешиваться в политическую жизнь страны, принадлежать к каким-либо политическим партиям, а тем более делать богослужебные обряды и священнодействия орудием политических демонстраций«.
Прошло столетие, но эти святительские слова можно повторить и сегодня. Да они практически и повторены в обращении предстоятеля нашей Церкви Блаженнейшего Владимира:
Уважаемые соотечественники! Дорогие братья и сестры!
«Все проходит, и это пройдет» — именно эти общеизвестные слова были написаны на кольце мудрого царя Соломона. Мы верим, что пройдут и эти неурядицы, которые всколыхнули сегодня нашу страну. Но нам оставаться здесь жить, смотреть друг другу в глаза, работать плечом к плечу, вместе строить наше государство и возрождать соборы человеческих душ.
Сегодня, как и всегда, Церковь вместе со своим народом. Она никогда не делила, не делит и не будет делить людей по происхождению, социальному статусу, национальности, языку или политическим вкусам. Для Церкви нет только оранжевых или только бело-блакитних, а все являются детьми Божьими, нашими братьями и сестрами во Христе.
Сохранение общественного мира в водовороте событий последних дней показало, что народ оказался мудрее политиков.
Но Политику нужно оставить политикам и не допускать ее в наши семьи. Политические вкусы и разногласия не должны разделить родителей с детьми, супружеские пары, друзей или сотрудников. Политика не должна посеять плевелы ненависти и злобы в наших сердцах. И поэтому вместе с апостолом умоляю вас, «если это возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18). Каждый имеет право на свое собственное мнение, на свои убеждения. Но не нужно свое мнение любой ценой навязывать другому. Уважайте и любите друг друга, и этим вы засвидетельствуете, что являетесь детьми единого Бога, одного народа и единой страны.
По поручению Священного Синода Украинской Православной Церкви обращаюсь к архипастырям, пастырям, монашеству и верующим нашей Церкви. Церковь остается вне политики. А потому идите ко всем, но не с политическими лозунгами или дискуссиями. Несите слово правды, любви и мира. Напоминайте всем, что начался Рождественский пост — время покаяния, примирения и прощения друг друга для достойной встречи Христа Спасителя. Грозный дух ненависти и злобы можно победить только постом и молитвой, смирением, любовью и взаимопрощением.
И пусть пребывает со всеми нами благословение, благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа в истине и взаимной любви!»
В день нынешний нам как никогда необходимо избежать осуждения тех или иных политических сил, партий или их лидеров. Молиться за мир, согласие и понимание – вот прерогатива Церкви. Мы можем иметь различные политические взгляды, но не может стать трибуной церковный амвон.
Давайте следовать апостольскому: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы… не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе» (1 Кор. 1:10)