Математика у многих — не самый любимый предмет. Пытаясь решить задачу, некоторые люди испытывают всепоглощающее напряжение и тревогу. Их называют «математическим беспокойством». Неуверенность в своих способностях и страх возможных неудач в математике могут подорвать самооценку на долгие годы вперед.
Тем, кто страдает математическим беспокойством, сложнее всего изменить свое отношение к математике. У них психологическая установка на поражение. Поэтому трудно изменить негативный настрой на мышление роста. Вот почему математическое беспокойство может стать проблемой на всю жизнь.
Учитель может помочь детям преодолеть математическое беспокойство и подойти к задаче с другой стороны, перестроив образ мышления. По данным исследований, этот воодушевляющий опыт раскрывает детский потенциал. Особенно это относится к ученикам из неблагополучных семей.
Теория о типах мышления
Профессор Стэнфордского университета доктор Кэрол Дуэк известна своей теорией о типах мышления. По ее словам, людей часто можно разделить на две группы. Одни считают, что их успех основан только на врожденных способностях и во всех других областях их ждет неудача. Другие, что успех — это результат тяжелой работы, обучения и упорства.
Это легло в основу ее теории о типах мышления. Некоторые люди имеют фиксированное мышление — они страдают от неудач, им это кажется доказательством их врожденных данных, которые нельзя усовершенствовать.
Люди с мышлением роста не боятся ошибок, потому что понимают, что смогут на них учиться. И их способности со временем улучшатся, если приложить усилия.
Джо Боулер, британская писательница и профессор математики, применила теорию о типах мышления, чтобы помочь ученикам развивать мышление роста в математике. Ее идея заключается в том, что дети не должны задумываться о своем типе мышления — математические проблемы приведут их к этим мыслям.
Красивое решение
<…> Как правило, для каждой математической задачи существует несколько способов ее решения. Если кто-то спросит вас, сколько будет три умножить на четыре, вы можете посчитать это либо как 4 + 4 + 4, либо как 3 + 3 + 3 + 3, в зависимости от ваших предпочтений. Но если у вас слабые познания в математике или же вы страдаете от математического беспокойства, вам будет сложнее увидеть разные способы решения проблемы. Наше новое исследование показывает, что мышление роста поможет избавиться от математического беспокойства.
Мы опросили участников, насколько они были уверены в своих силах до и после решения задачи. Так мы определили, готовы ли они решать математические проблемы, и выяснили уровень их мотивации. Мы также измерили активность мозга участников, в частности, фокусируясь на областях, связанных с мотивацией, в то время как они решали каждую задачу. Мы сделали это с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ), которая фиксировала паттерны активации по всем областям мозга.
В нашем исследовании мы по-разному сформулировали вопросы, чтобы понять, как структура вопроса может повлиять на способность наших участников отвечать на вопросы и на их мотивацию при решении математических задач.
Каждый вопрос был представлен в двух форматах: один был классическим математическим вопросом, а другой основывался на рекомендациях из теории о математическом мышлении. По сути оба вопроса значили одно и то же и содержали одинаковый ответ, примерно как в следующем упрощенном примере:
«Найдите число, которое является суммой 20 000 и 30 000, деленной на два» (классическая математическая проблема) и «Найдите среднее между числами 20 000 и 30 000» (пример вопроса математического мышления).
Все поправимо
Наше исследование делает два важных вывода.
Во-первых, по сравнению со стандартной версией вопросов, мотивация участников была выше при решении задачи версии математического мышления. Мы предполагаем, что формулировка вопросов математического мышления побуждает студентов рассматривать числа как точки в пространстве, что дает им возможность манипулировать пространственными конструкциями.
Во-вторых, согласно личной оценке участников, их мотивация значительно падала после попытки ответить на классические математические вопросы.
Наше исследование показывает, как объяснение задачи с помощью нескольких методов ее решения или добавления визуального компонента позволяет обучению стать более эффективным для всех.
Для всех людей с математическим беспокойством — вы будете рады узнать, что вы не так уж и плохи в математике, как вам кажется. А если и кажется, то это всего лишь плохая привычка, которая возникла из-за того, что вас плохо учили. Хорошая новость в том, что все это можно исправить.
6 способов полюбить математику
1. Стройте теории
Австралийский учитель Эдди Ву стал популярен в интернете благодаря оригинальному подходу к изучению математики. На каждом уроке он вместе с учениками строит теории, используя рисунки и схемы. Он не просит детей снова и снова решать одни и те же примеры. Вместе они пытаются ответить на вопрос: «Почему?» И ребята в восторге, когда вместе с Эдди они находят решение. Можно посмотреть его уроки и применить его методы при подготовке домашнего задания.
2. Не отрывайтесь от реальности
Математика станет более увлекательной, если связать ее с реальной жизнью. И детям захочется приложить больше усилий к ее изучению, если они поймут, как им это пригодится в будущем. Например, производные можно использовать, чтобы измерить склоны при строительстве скейтпарка — расскажите об этом.
3. Примите вызов
К изучению математики приходится прилагать усилия. Это бывает сложно, мы переживаем стресс и разочарование. Мы вынуждены бороться, чтобы достигнуть результата. Но настойчивость вознаграждена, когда мы достигаем понимания темы и обретаем новые знания. Каждый новый успех дарит уверенность в том, что мы достигнем большего. Поэтому математика подобна восхождению на гору: мы много трудимся, преодолеваем себя, но испытываем момент блаженства, когда побеждаем. Предложите ребенку принять вызов.
4. Найдите команду
Если кто-то любит покорять вершины в одиночку, то другим для этого нужна компания, чтобы разделить усилия. Так же и с математикой: одни справятся с ней сами, другим понадобится помощь педагога или одноклассников. Можно осваивать предмет большой компанией, помогая друг другу.
5. Не бойтесь математики сами
Математическая тревога может передаваться из поколения в поколение. Поэтому родителям стоит найти в себе силы, чтобы не показывать детям свою оторопь перед числами. Тогда, возможно, те смогут научиться решать примеры с удовольствием.
6. Объединяйте математику с другими предметами
Математика — царица наук. Эти знания пригодятся ребенку на физике, химии и других предметах, а также в повседневной жизни. Во время обучения стоит обращать на это внимание. Это позволит рассматривать математику как социальную практику и с удовольствием обсуждать задачи с одноклассниками, учителями и вами, родителями.
Источник: The Conversation
Перевод Элеоноры Багриной