Хотел бы сердечно приветствовать всех на первом заседании Издательского Совета Русской Православной Церкви.
Теперь, после утверждения Священным Синодом этой новой, но на самом деле уже старой, как только что напомнил владыка Климент, структуры, можно надеяться, что её работа станет динамичной, приобретёт современные формы, и у нас появится эффективный инструмент продвижения издательского дела в Русской Православной Церкви. Мы очень нуждались в коллективном органе осмысления издательской политики Церкви, и я радуюсь тому, что сейчас такой орган, который будет нести полную ответственность за координацию всей издательской деятельности в рамках Московского Патриархата, создан, и что сегодняшним заседанием мы полагаем начало этой важной работе.
Мы должны не только обменяться мнениями относительно сегодняшнего положения дел в сфере книгоиздательства, но и сформулировать предложения для того, чтобы повысить уровень издательской работы, стимулировать создание издательского продукта, который был бы актуален для современной жизни Церкви. Нам также необходимо поговорить об упорядочении системы распространения книг и книготорговли.
* * *
Немного напомню историю. Издательский отдел был создан в 1943 году, и он, собственно говоря, занимался изданием “Журнала Московской Патриархии” — больше практически ничего, кроме отдельных небольших книг, не выходило; но и это было огромным событием в жизни Церкви и страны. Главным редактором “Журнала Московской Патриархии” стал Святейший Патриарх Сергий, а после его кончины — Святейший Патриарх Алексий I; тот факт, что Предстоятели возглавляли официальное издание Русской Церкви, говорит о большом значении, которое журнал имел для церковной жизни в то время.
До начала 1990-х годов Издательский отдел был в Советском Союзе единственным издательством, которое выпускало православную продукцию. Мы все хорошо помним это время. Тиражи издаваемых книг были незначительными и лишь отчасти утоляли духовные потребности нашей паствы. При всём этом “Журнал Московской Патриархии” имел тираж 25 тысяч экземпляров и распространялся, как говорят, с лёту: не было ни одного священника, у которого не было бы этого журнала. Духовенство старшего поколения помнит, как все мы ждали каждый номер “Журнала Московской Патриархии” — это был единственный источник информации о жизни Церкви. Я сожалею, что сегодня основное официальное издание Русской Церкви не пользуется таким спросом, как это было в то время. Что касается других изданий, то их тиражи были очень ограничены.
Этот сложный отрезок исторического пути был пройден, и с начала 1990-х годов начался новый этап православного книгоиздательства. Стали появляться независимые православные издательства, количество которых быстро росло. Однако тогда выпускались в основном репринтные издания дореволюционных книг — это был первый, очень важный этап насыщения нашего рынка православной литературой. При этом, к сожалению, качество печати оставалось крайне низким. Таким образом, постепенно были изданы многие значимые богословские и исторические труды. Некоторые из них представляли уже абсолютную библиографическую редкость: помню, как в библиотеке Санкт-Петербургской, тогдашней Ленинградской Духовной академии не выдавали на руки лекции профессора В. В. Болотова, потому что было всего несколько экземпляров. Всё это могло исчезнуть, если бы не началось активное делание по переизданию дореволюционных богословских книг. Несмотря на то, что уровень переизданий был низким, нужно с благодарностью воспринять ту работу, которая в 1990-х годах положила начало насыщению богословской литературой нашего церковного пространства.
С конца 1990-х годов стали появляться издания более высокого уровня, с хорошими иллюстрациями, снабжённые комментариями. Но в основном это также были перепечатки уже изданного ранее, переведённые на современную орфографию.
На сегодняшний день в свет ежегодно выходит до трёх тысяч наименований православных книг, действуют сотни издательств, выпускающих православную литературу, однако положение дел в этой сфере мы не можем считать удовлетворительным.
На Архиерейском Соборе 1994 года в целях координации издательской деятельности Издательский отдел был преобразован в Издательский Совет, что было совершенно правильным и своевременным деянием, поскольку появилось большое количество издательств и возникла необходимость координации всей этой деятельности. Поэтому Издательский отдел и был преобразован в Издательский Совет, однако в силу разных обстоятельств он до недавнего времени функционировал в основном как издательская структура, не выполняя координационных функций в отношении церковной издательской деятельности. Более того, Издательский Совет по природе своей не мог такую функцию исполнять, потому что сам, будучи издательством, был одновременно участником коммерческих отношений, то есть конкурентом в глазах других издательств. Он просто выступал на рынке со своей продукцией. Но конкурент не может заниматься координацией: от такого конкурента всё будут скрывать, прятать, и никакой координации не будет. В результате мы получили хорошую издательскую организацию, которая сделала много хорошего и правильного, но при этом потеряли возможность организовывать издательскую политику Церкви.
Ныне Издательский Совет начинает новую жизнь, и мы надеемся, что он оправдает надежды, которые на него возложены. А поскольку это Совет, то было принято решение создать в первую очередь совет. У нас вообще происходит путаница между понятиями “аппарат”, “секретариат” и “совет”. У нас есть Учебный комитет, но на самом деле комитета нет, а есть аппарат сотрудников, работающих при Учебном комитете. Я вспоминаю, что в своё время Отдел внешних церковных сношений тоже был органом с коллегиальным управлением: было понятие “отдел” и было понятие “член отдела”, и не каждый сотрудник отдела был членом отдела. Эта коллегия, к сожалению, по разным причинам не могла функционировать как коллегия, но сама идея была такая же, как у совета.
Я думаю, что постепенно мы будем возрождать идею коллегиального управления Синодальными учреждениями. Это очень важно, так как это способ распределения ответственности и одновременно вовлечения большого количества людей в процесс принятия важных для Церкви решений. В конце концов, переводя на язык Церкви, это есть усиление соборности, соборного начала в жизни Церкви.
Перед нами стоит задача дать людям книгу, в которой они могли бы найти ответ на насущные вопросы духовной жизни, при этом написанную современным, понятным языком, и в том числе книгу художественную, поскольку именно через литературно-художественные образы лучше всего воспринимаются духовно-нравственные понятия. Мы очень нуждаемся в хорошей, высококачественной художественной литературе, которая могла бы работать на миссионерском поле. Нам нужна продукция, способствующая формированию православного самосознания человека, нужны достойные образцы проповеди, катехизаторские книги, исторические издания, хорошие учебники для наших учебных заведений и многое другое, чего сегодня, к сожалению, нет в достаточном количестве и на должном уровне — за исключением отдельных книг, которые сразу же приобретают большую известность и хорошо распространяются. О том, как решить стоящие перед нами задачи, мы и должны сегодня с вами поговорить.
* * *
Я хотел бы сказать вначале об общих тенденциях, которые существуют сегодня и в Церкви, и в стране, а в каком-то смысле — и в мире.
В последние годы в России, и не только в России, серьёзно снижается уровень грамотности населения. Чтение перестаёт быть национальной культурной традицией, мы перестаём быть самой читающей нацией. По данным ВЦИОМ, за последние 13 лет россияне стали уделять чтению книг меньше времени: так, доля тех, кто практически ежедневно обращается к книгам, по сравнению с 1996 годом снизилась на 9% (с 31% до 22%). В масштабах страны, в масштабах Церкви это очень большой процент. Большей частью книги читают женщины, 25–44-летние (примерно 48–50% — читающие женщины этого возраста), и высокообразованные респонденты (45%). 42% читают книги иногда (в 1996 году таких было 49%, то есть понижение на 7%). О том, что никогда не занимаются чтением, наши сограждане стали сообщать всё чаще — 35% людей вообще ничего не читают (против 20% в 1996 году). Газеты более популярны: каждый день их читают 36% опрошенных, к журналам ежедневно обращаются примерно 19%. Домашняя библиотека россиян насчитывает, как правило, до 100 книг. Любимые жанры — приключенческие романы, классика и “женские” детективы.
Другие исследования подтверждают эту же тенденцию, поэтому можно говорить об объективной картине. Как свидетельствует анализ общественного мнения, недавно проведённый Российской Национальной библиотекой, 37% опрошенных вполне обходятся без литературы, в то время как активными читателями себя называют только 23%. Это общий показатель для всех развитых стран: 20% людей воспринимают информацию из книг; для остальных способность воспринимать информацию связана в первую очередь со зрительным образом, как в детстве. Данные опроса жителей России мало отличаются и от положения на всём постсоветском пространстве.
Я думаю, что возникает необходимость для нас, для Церкви в популяризации чтения, потому что христианское послание передаётся словом — устным, в первую очередь, и написанным словом. Для нас чтение — это не просто хобби; не может быть современного христианина без чтения. Это задача огромной важности, и не только миссионерская. Речь идёт о качестве христианской жизни, о качестве церковной жизни. Без способности обращаться к тексту не может быть никаких надежд, связанных с повышением духовной жизни, церковной активности, богословских знаний среди верующих. Я думаю, что для популяризации (простите, что я употребляю это слово, оно, может быть, не вполне правильно описывает то, что я хочу сказать, но пока будем использовать его чисто технически) чтения необходимо использовать в первую очередь современные технологии.
Мы знаем, что огромное влияние на человека оказывают телевидение, радио, сейчас всё больше интернет. Я думаю, что через электронные средства массовой информации можно и нужно развивать интерес людей к тексту, к чтению. Поэтому нужно привлекать к этому известных и популярных людей, которые публично рассказывали бы о воздействии книги на их жизнь, прививать интерес к книге, предлагать некую живую методологию работы с текстом. Я хотел бы в связи с этим обратить особое внимание руководителей двух каналов, которые работают в тесном взаимодействии с Церковью, — это каналы “Союз” и “Спас”. В первую очередь именно на этих каналах следует развернуть соответствующую работу по популяризации чтения. Нужно подумать о создании интересных программ, специально направленных на то, чтобы помогать нашим телезрителям почувствовать вкус к чтению.
Если говорить о мерах, направленных на то, что мы называем популяризацией чтения, то в первую очередь, мне кажется, Издательский Совет должен иметь современный интернет-ресурс. Этот ресурс должен не только предоставлять информацию о деятельности самого Совета и проводимых мероприятиях, но и быть навигатором в издательской сфере, помогать издателям и читателям в поисках желаемой литературы, обеспечивать доступ к реестрам и каталогам Издательского Совета, предоставлять полную информацию об изданиях, а также доступ к библиотеке Издательского Совета. Очень важно, чтобы действительно был такой источник. Я сам много раз обращал внимание на то, что я не имею возможности моментального доступа к библиографическим данным. В условиях абсолютного дефицита времени это должно быть, как теперь говорят, в шаговой доступности: руку протянул, нажал кнопку — и перед тобой нужная информация. Но такой информации пока нет — ни у Патриарха, ни у рядового священника, ни у богослова, ни у студента богословия.
* * *
Я думаю, что надо создать рабочую группу по разработке программ, стимулирующих авторскую и издательскую деятельность. Сейчас позвольте перейти к этой важной теме.
Необходимо стимулировать написание книг — и художественных, и научных, и катехизаторских. Для этого необходимо организовывать конкурсы. Полагаю, что ежегодно Издательский Совет должен проводить такой конкурс по разным направлениям: среди издателей, среди авторов, но не нужно забывать при этом и читателей. Для них следует создавать программы, пробуждающие интерес к православной книге. Участие в конкурсах потребует от издательств повышенного внимания к качеству выпускаемых книг, новизне темы, глубине её разработки, дизайну, уровню полиграфического исполнения и т. д.
Я хотел бы сказать, что можно было бы создать систему рейтингов издательств. Для этого следует проводить тщательнейшую аналитику их деятельности и эффективности. Если бы Издательский Совет организовал экспертизу издательств, работающих, как говорят, в нашей нише, и вышел на систему рейтингов, это бы очень помогало, это создавало бы здоровую конкурентную среду.
Кроме того, должна быть создана система поощрений таких издательств. Помимо того, что эффективные издательства будут сами себя поощрять увеличением прибыли, нужно, чтобы и со стороны Церкви были соответствующие знаки. Я просил бы Вас, Владыка, подумать о том, какая система церковного поощрения могла бы использоваться.
Награждение лучших книг премиями, выделение грантов для подготовки необходимых Церкви изданий будут способствовать повышению качества издаваемых книг и обращению авторов к православной тематике. Издательский Совет должен быть как капитан, который со своего мостика всё видит. И я думаю, очень важно поощрять тех людей, которые могут реально, эффективно работать, те коллективы, которые действительно производят качественный продукт.
Необходимо, чтобы система конкурсов охватывала и региональный уровень, включая наши самоуправляемые Церкви и епархии как в ближнем, так и в дальнем зарубежье.
Создание теле- и радиопередач, направленных на популяризацию православной книги, необходимо, я уже об этом сказал. Наиболее действенными и актуальными в современном медиапространстве являются программы, тематика которых формируется посредством конкретных примеров, через жизненные истории так называемых медийных, общеизвестных личностей и использование интерактивной составляющей, которая обеспечивает непосредственную связь с аудиторией. Эти передачи, по крайней мере на церковных каналах, должны быть очень интересными. Это не должны быть скучные лекции — нужно включать в эти передачи интерактивное измерение, привлекать людей, само появление которых на экране может вызвать интерес: это и наши писатели, может быть, актёры, режиссёры, сценаристы — люди, работающие с текстом.
Представляется очень важным наладить выпуск Издательским Советом журнала “Православное книжное обозрение”, в котором будет публиковаться информация о книгах. Этот журнал и должен быть главным библиографическим справочником. Я полагаю, что в “Православном книжном обозрении” нужно давать информацию в первую очередь, а, может быть, пока только о книгах, прошедших экспертизу, в том числе в Издательском Совете (об этой теме мы немного позже поговорим). Здесь также должна быть информация об издательствах, занимающихся выпуском православной литературы; необходимо публиковать нормативные акты и правила для работников церковных книжных магазинов; списки рекомендуемых изданий для библиотек, в том числе для библиотек духовных учебных заведений; перечень не рекомендованных к распространению книг.
Если появляется какая-то книга, которая опасна для духовной жизни человека, где много различного рода предрассудков, суеверий, излагаются странные историософские идеи, то надо прямо говорить, что эта книга не может распространяться в книжной системе Церкви. Пускай, если хотят, продают её в подземных переходах — это мы проконтролировать не можем; но мы можем и должны контролировать, что продаётся в наших храмах. А иногда продаётся, как вы знаете, низкокачественная и даже порой опасная для духовной жизни людей продукция, которая формирует множество суеверий. Я однажды у себя в кафедральном соборе в Смоленске изъял такую книжечку. Мне страшно сделалось. Думаю: «Господи, проповедуешь, что-то стараешься сделать, чтобы повысить уровень религиозного сознания, а подходят, покупают книжку, идут домой читать и воспринимают как истину в последней инстанции: “В церкви купила книгу, что вы ещё хотите?!”».
Я думаю, что нужно проводить совместно с соответствующими светскими организациями ежегодные олимпиады среди школьников по умению работать с печатной книгой. Эта олимпиада не должна конкурировать с нашей олимпиадой по православной культуре: она должна проходить, конечно, в другом формате и иметь несколько иную методологию проведения. Поэтому я попросил бы Вас, Владыка, поработать и подготовить соответствующие методические указания и саму концепцию такой олимпиады с очень активным привлечением светских партнёров — потому что речь должна идти не только о повышении читательского интереса к православной книге, но и о том, чтобы через эту олимпиаду мы могли повысить общий интерес к чтению в нашей стране. Я знаю, что Вы уже обсуждали эту тему с Российским книжным союзом и с их стороны есть поддержка. Я думаю, что это хороший партнёр, но могут быть и другие, в том числе Союз писателей и другие организации, которые могли бы включиться.
Наверное, имеет смысл в какой-то день особенно подумать и помолиться о книгоиздателях, о книгоиздании. Не может быть успеха в Церкви, если мы не сопровождаем своего делания сугубой молитвой. Я бы предложил проводить ежегодно День православной книги. Его можно было бы приурочить ко дню выхода первой печатной книги Ивана Фёдорова “Апостол”, которая вышла 1 марта 1564 года. В этот день можно было бы собрать издателей и вообще всех, кто работает на книжном поприще, совершить богослужение, провести какие-то конференции, расширенные заседания, в том числе Издательского Совета. Можно проводить в этот день по приходам акцию “Православная книга — в каждую семью”. Вообще, нужно подумать, как такой день можно было бы насытить содержанием.
Я думаю, что было бы полезно проведение региональных книжных выставок-ярмарок с целью продвижения православной литературы в регионы, изучения спроса и потребности граждан в литературе духовно-нравственного содержания.
* * *
Теперь хотелось бы сказать несколько слов о выпускаемой издательской продукции.
Средний тираж православной книги составляет сегодня примерно 5000 экземпляров. Серьёзные издания святоотеческой и научно-богословской литературы чаще всего выпускаются в количестве 1–2 тыс. экземпляров и распространяются с большим трудом.
Христианскому просвещению наших сограждан через книгу уделяется недостаточно внимания. Только небольшое число ведущих православных издательств выпускает высококачественную богослужебную, святоотеческую, богословскую, художественную и научно-популярную литературу. Но литература популярная, понятная и притягательная для человека, лишь входящего в церковную ограду, издаётся в явно недостаточном количестве.
Хочу подчеркнуть, что православное книгоиздание не должно быть ориентировано только на получение прибыли. Его главная роль — просветительская, но в условиях рынка ничто не может существовать без прибыли. Поэтому прибыль должна быть стимулом к тому, чтобы развивать издательскую деятельность, но она не может быть единственной целью. Если единственной целью является извлечение прибыли, то такому издательству лучше не заниматься изданием религиозной литературы.
Хотелось бы ещё раз сказать, что книга должна способствовать формированию православного самосознания человека — а сейчас это самая главная задача Церкви. Православный человек не может быть православным раз в неделю, когда он приходит в храм (и то нередко либо по привычке, либо под воздействием негативных обстоятельств в жизни) и, приходя, беспомощно спрашивает: “Кому свечку от пьянства поставить, кому, чтобы из тюрьмы вытянуть, кто может помочь преодолеть какие-то сложные обстоятельства, связанные со здоровьем?”. Уровень религиозности должен становиться совершенно другим, и, слава Богу, это происходит. Постепенно формируется целый корпус православной интеллигенции, и огромное влияние на его формирование оказывает в том числе издательская продукция. Поэтому, критикуя то, что происходит, и то, что происходило, мы ни в коем случае не должны забывать то многое, что было сделано и что делается.
С другой стороны, в погоне за прибылью нельзя пренебрегать качеством, как это происходит в деятельности некоторых издательств. В церковных лавках и книжных магазинах можно встретить не только книги, содержащие догматические и богословские ошибки, но и литературу, наполненную псевдохристианской мистикой. Появление подобного рода продукции вызвано рядом факторов: общим падением культуры и образования; недостатком просвещения — как издателей, так и тех, кто реализует подобную литературу; отсутствием ясной и чёткой церковной политики в издательской отрасли; невысоким культурным уровнем самих читателей.
С сожалением приходится констатировать и то, что сегодняшний книжный рынок переполнен изданиями, не прошедшими важнейшего этапа подготовки текста — редактирования. Получение прибыли, являющееся главной, а иногда и единственной целью таких издательств, очень часто приводит к тому, что игнорируется этот важный этап подготовки текста к печати — никакой редакторской работы с текстом не проводится.
Некоторые производители совершенно незнакомы со стандартами издательского дела. Небрежное оформление, большое количество ошибок, полное пренебрежение техническим редактированием, то есть правильным расположением текста на странице, неудачные и плохо читаемые шрифты, часто экзотические, — всё это, к сожалению, придаёт многим изданиям совершенно нечитабельный вид. Как-то мне подарили сборник проповедей одного батюшки — в великолепной обложке с ярким изображением, выглядит как энциклопедия, такую книгу надо ставить на самое видное место на книжной полке. А когда я открыл эту книгу — что-то совершенно непонятное даже с технической точки зрения: такое впечатление, будто кто-то на ксероксе размножил некие тексты, перепечатал и переплёл. Ясно, что никакой редакторской работы не проводилось; я уж не говорю об интеллектуальном уровне текста, но техническое качество было просто ужасным. А распространялась книга в том числе и через церковную книготорговлю.
Я думаю, необходимо поставить заслон некачественным и контрафактным изданиям, которые сегодня заполняют рынок, попадая в том числе и в наши семинарии. Издательскому Совету следует осуществить ряд мер, направленных на повышение уровня выпускаемой печатной продукции. К этим мерам я бы отнёс следующие:
1) Нужно разработать правила издания религиозной литературы, составить список учебно-справочных изданий, помогающих правильно подготовить книгу к печати.
2) Совместно с Учебным комитетом и Отделом религиозного образования нужно разработать единые правила написания церковных терминов. В литературе можно встретить разнообразное написание церковных терминов, так как каждое издательство самостоятельно устанавливает правила их написания. Я думаю, что к этой работе можно привлечь и Издательство Московской Патриархии, где у сотрудников накоплен очень большой опыт работы и уже есть какая-то схема, методология, отработаны какие-то принципы.
3) Необходимо разработать систему классификации религиозных изданий в соответствии с требованиями библиотечного дела. Библиотеки зачастую сталкиваются с проблемами при оформлении новых поступлений литературы религиозной тематики, так как для религиозной литературы существует только общая классификация. Данная проблема, наверное, не очень актуальна для светских библиотек, где процент религиозных книг незначителен, но в приходских, епархиальных библиотеках это очень большая проблема. Я практически никогда не видел правильной библиотечной классификации ни в одной библиотеке, которую я посещал, — приходской или епархиальной.
4) Нужно регулярно проводить специализированные семинары по православному книгоизданию, направленные на повышение профессионального уровня работников православных издательств.
Хотелось бы отдельно отметить проблемы издания православной учебной литературы, значение которой в подготовке священнослужителей и других церковных специалистов невозможно переоценить. До сих пор наши духовные учебные заведения не располагают достаточным количеством качественных учебников по всем дисциплинам. Одна из главных причин этого кроется в отсутствии достаточного стимулирования (в первую очередь материального) потенциальных авторов, что приводит к низкой заинтересованности в работе над учебными пособиями и исследованиями. Важно продумать — вместе с Учебным комитетом, Отделом религиозного образования — систему мер для стимулирования данной отрасли.
Серьёзное внимание нужно обратить на ассортимент православных книжных магазинов и церковных лавок. Мы уже коснулись этой темы, но я хотел бы её развить. В кратчайшие сроки нужно наладить рецензирование всех изданий православной тематики, которые предполагается распространять через церковную книготорговую сеть.
В наших книжных магазинах и храмах должны продаваться только книги, прошедшие экспертизу в Издательском Совете. Возможны две степени оценки: гриф “Одобрено Издательским Советом” — для изданий, особенно полезных для Церкви, и гриф “Разрешено к печати Издательским Советом” — для всех остальных изданий.
Что касается грифа “Печатается по благословению Святейшего Патриарха”, то он должен присваиваться изданиям Священного Писания, богослужебной литературе, сборникам канонических норм Церкви, официальным церковным документам, принятым Священным Синодом, Архиерейскими и Поместными Соборами, а также некоторым другим изданиям, имеющим общецерковное значение. Не думаю, что такой гриф должен присваиваться художественной или публицистической литературе.
Так же нужно навести порядок с подобными грифами, содержащими отсылку на местного архиерея. Какой-то Владыка благословил, а потом эта книжечка начинает путешествовать по всей Руси великой — и Малой, и Белой, по ближнему и дальнему зарубежью. Очень важно, чтобы книги, издаваемые в регионах, проходили экспертизу Издательского Совета, если они предназначены для распространения в церковной книжной сети.
Следует навести порядок в выпуске богослужебной литературы, в том числе молитвословов. Во-первых, в продаже всегда должен быть весь корпус богослужебных книг в достаточном количестве. Во-вторых, издавать богослужебную литературу следует только определённому Издательским Советом кругу ведущих церковных издательств, обеспечивающих её высокое качество, — это относится и к молитвословам. Сейчас на книжном рынке можно встретить самые разнообразные издания, в том числе под явно коммерческими, зазывными названиями, например: “Правильный молитвослов” (в противоположность “неправильным”?), “Молитвослов на всякую потребу”, “Молитвослов и Псалтирь Пресвятой Богородицы”, молитвослов “Обретение веры”, молитвослов “Всегда с собой” и т. п. — причём всё это в храмах распространяется. Я думаю, это совершенно недопустимо.
Сегодня в нашу жизнь широко входят различные виды медиапродукции в электронном виде, в том числе электронные библиотеки и базы данных, видео- и аудиопродукция. Думаю, нам следует уделять этой сфере издательской деятельности особое внимание и всемерно поощрять и поддерживать её развитие. Например, было бы очень полезно для дела церковной проповеди перевести на электронные носители научно-богословские издания дореволюционного выпуска, имеющиеся в немногих библиотеках и практически недоступные современному читателю (репринтные издания дороги и не всегда себя окупают). Издательский Совет должен разработать перечень таких изданий и инициировать работу по их переводу в электронный вид. Возможно, они так и не будут переизданы в виде печатных книг, но появится возможность приобрести их на диске, получить к ним доступ через интернет или электронную библиотеку (подобная библиотека, получившая название Президентской, была недавно открыта в Петербурге в здании Святейшего Правительствующего Синода). Нам также следует начать оборудовать свои библиотеки соответствующей техникой. Это особенно важно для библиотек духовных школ, поскольку использование электронных изданий расширит образовательные возможности студентов.
Хотелось бы несколько слов сказать о поддержке популярной православной литературы. Весьма важно, чтобы на нашем книжном рынке появились высокохудожественные литературные произведения, побуждающие наших современников обратиться к духовным проблемам, задуматься о душе, приводящие к Богу и к Церкви. Мне кажется, что для этого следует создать при Издательском Совете Клуб православных писателей, целью которого было бы не только объединение людей, пишущих на церковную тематику, но и воцерковление талантливых, читаемых писателей. Члены клуба могли бы получать заказы на определённого рода литературу, участвовать в акциях, проводимых Издательским Советом, помогать в популяризации чтения среди наших соотечественников.
В связи с этим я хотел бы обратиться к Вам, Валерий Николаевич1. Нашим привилегированным партнёром является в первую очередь Союз писателей России. Я думаю, эту тему мы могли бы развивать совместно.
* * *
Система библиотечного наполнения тоже требует тщательного внимания и очень серьёзной работы. В настоящее время всё чаще поднимается вопрос качества комплектования библиотек, осознаётся необходимость создания эффективной системы навигации для библиотекарей, поскольку на книжном рынке ежегодно появляется более 100 тысяч новых изданий, в том числе около 3 тысяч православных. При этом, стремясь минимизировать затраты на пополнение своего книжного фонда, библиотеки часто выбирают издания прошлых лет или остатки нераспроданной продукции, порой сомнительного содержания, которое не соответствует ни потребностям современного читателя, ни целям, стоящим перед церковными библиотеками.
На прошлой неделе здесь, в Храме Христа Спасителя, проходило совещание ректоров духовных школ, на которое прибыли представители регионов нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья. Состоялся очень хороший, серьёзный разговор о продвижении нашей системы религиозного образования, о её реформировании. Мы 20 лет находимся в состоянии реформы, и, кажется, наступило время, когда уже нужно говорить о том, что нам пора приближаться к завершению этой реформы. Одна из тем, которая была поднята на совещании, — это тема комплектации библиотек учебных заведений. Я уже тогда дал поручение митрополиту Клименту заняться этим вопросом; и попрошу как можно скорее предоставить мне список всех библиотек духовных школ нашей Церкви с характеристикой, насколько это возможно, состава фондов, с тем, чтобы мы могли подготовить в разумные, максимально короткие сроки рекомендации по пополнению этих библиотек.
Думаю, что Издательский Совет должен выбирать из всей многообразной издаваемой сегодня литературы издания, необходимые для учебного процесса и представляющие интерес для студентов: богословские, исторические, научные, катехизаторские и т. д. И соответствующие издания минимум по одному экземпляру наши православные издательства в обязательном порядке должны направлять в библиотеки духовных школ. Не обеднеют наши издательства, если 50 экземпляров направят — хотя бы по одному экземпляру для каждой из духовных школ. Но для того, чтобы всё это было скоординировано и было известно, что делает каждое издательство, нужно, чтобы передача книг осуществлялась через Издательский Совет.
Также необходимо, чтобы издательства представляли все издаваемые ими книги в Издательский Совет в электронном виде.
Итак, обозначим некоторые необходимые меры для улучшения состояния библиотек. Во-первых, мне кажется, что Издательский Совет должен подготовить рекомендательный список литературы для формирования библиотечных фондов и отдельно — для учебных заведений Русской Православной Церкви. К сожалению, по разным причинам фонды наших семинарских библиотек формируются очень плохо. Поэтому должен быть какой-то минимум издаваемой сегодня литературы, который обязана иметь каждая из библиотек. Духовные школы, не располагающие минимальным набором литературы, будут лишаться церковной лицензии, потому что духовная семинария со скудной библиотекой не может быть учебным заведением высокого уровня, а именно такого уровня необходимо сегодня достичь.
Желательно, чтобы при каждом епархиальном управлении, при кафедральных соборах, в монастырях, городских храмах были открыты библиотеки, доступные всем желающим. Поскольку книги сегодня дорогие и многие верующие не могут себе позволить покупать их, должна быть возможность брать книги для чтения в приходской библиотеке совершенно бесплатно. При этих библиотеках могут формироваться группы любителей христианского просвещения, в рамках которых будут организовываться встречи, коллективные просмотры фильмов, устраиваться обсуждения. Библиотеки должны быть местом духовной и интеллектуальной работы с людьми, центрами духовного просвещения. Хочу сказать, что на некоторых наших зарубежных приходах так оно и есть.
* * *
Создание общецерковной системы распространения книги также является важным приоритетом. Развитие издательской деятельности невозможно без общецерковной поддержки распространения выпускаемой продукции.
Скудный ассортимент книг, печатных СМИ, аудио- и видеопродукции, попадающих на прилавки православных магазинов и церковных лавок, обусловлен прежде всего слабым развитием каналов доставки до потребителя, неудовлетворительной работой книготорговой сети, особенно в регионах. Удивительно, но в наш век, век быстрых коммуникаций, мы делаем эту работу гораздо хуже, чем делали деды и прадеды до революции. Была очень известная система — система книгоношества. Были книгоноши — люди, которые шли пешком, неся с собой книги, и достигали самых отдалённых деревень и хуторов. Почти все книги в библиотеке моего деда были приобретены у книгонош, причём замечательные книги — не только для широкого народного чтения, но и богословские и богослужебные книги. Люди пешком ходили за маленькую зарплату, а сегодня мы не можем наладить систему распространения. Конечно, всё это происходит от нерадения, от отсутствия правильных идей.
Необходима оптимизация доставки церковных изданий и периодики в епархии и приходы, особенно расположенные в удалённых регионах, в том числе за рубежом, для обеспечения доступных цен и расширения ассортимента.
Следует отметить, что во многих регионах книжные новинки давно уже стали редкостью — не только потому, что большая часть книжной продукции поступает туда в урезанном ассортименте, но и в силу того, что книги проходят через длинную цепочку посредников, а потому очень завышается розничная цена. Например, посредник покупает книгу у издателя по цене 50 рублей, продаёт епархии с наценкой 50–100%. Отсюда книга поступает на склад епархиального управления уже со стоимостью в 100 рублей и более, там тоже делают наценку. В свою очередь, храм делает наценку в 50–100% к цене епархиального управления, и цена устанавливается в пределах 220–250 рублей. Но так не бывает. Невозможно получать сверхприбыль на церковной книжной продукции. Чем выше цена, тем меньше оборот. В конце концов, могут зарабатывать одинаково люди, производящие бриллианты, и люди, производящие иголки, — всё зависит от оборота, а не от того, какой продукт производится. При этом речь идёт об издании в 100–150 страниц в мягком переплете, а цена его часто превышает 200 рублей. А небольшие тиражи подарочных альбомов, многотомных изданий, цена которых достигает нескольких тысяч рублей, как правило, продаются годами.
Таким образом, представляется необходимым создать общецерковную систему распространения издательской продукции. Данная структура должна быть самостоятельным юридическим лицом, иметь независимый от любого издательства статус, однако руководствоваться в своей деятельности указаниями Издательского Совета, а в финансовой — быть подотчётной Финансово-хозяйственному управлению Московской Патриархии.
Такая система, как представляется, должна иметь два уровня: крупный общецерковный и реализационный центр в Москве и региональные центры, находящиеся в его подчинении. Эта система напоминала бы ту систему, которую мы называли в советское время системой коллекторов, только в рыночных условиях она должна функционировать на рыночных основаниях.
Необходимо обязать епархиальные издательские отделы следить за ассортиментом книг в церковных лавках, а также помогать благочинным контролировать этот ассортимент. Я думаю, что мы будем требовать соответствующей строки или раздела в годовых отчётах епархиальных архиереев — чтобы иметь ясное представление о том, что происходит в сфере распространения литературы.
Чрезвычайно важно решить проблему обеспечения книгами ближнего и дальнего зарубежья. Для этого нужно установить тесную связь с епархиальными центрами, чтобы оперативно осуществлять пересылку туда необходимой литературы.
* * *
Ещё один важный вопрос — уже сегодня надо думать об издании специальной литературы для трудовых мигрантов, относящихся к другим этнокультурным группам, которых в России становится всё больше. Очевидно, что их количество будет только увеличиваться. Следует принимать все возможные меры для того, чтобы они принимали нашу культуру, укоренялись в ней, иначе в будущем нас ждут огромные проблемы.
Издание для этих групп населения популярной литературы, привлекающей к нашей традиции, должно стать одной из важных задач церковного книгоиздания. И здесь я бы хотел коснуться темы издания нашей литературы на иных языках. Мы не можем ограничивать свою деятельность только ареалом русского языка — Русская Церковь многонациональна, и у нас должны быть издания на украинском, на молдавском, на эстонском, на латышском, на многих других языках. Сегодня многие приезжают работать в Москву, проходят мимо храмов, видят золотые купола. Надо дать людям возможность познакомиться с этим огромным пластом мировой культуры, с тем, чтобы развилась у людей симпатия к духовной культуре народа, среди которого они живут.
* * *
Я думаю, что необходима консолидация издательств, специализирующихся на выпуске православной продукции. Об этом я хотел бы также сказать несколько слов. Членами Издательского Совета стали руководители нескольких ведущих издательств, однако выпуском православной продукции в той или иной степени занимаются сотни издательств. Полагаю, что Издательский Совет должен продумать форму их консолидации. Издательский Совет должен собирать руководителей православных издательств, чтобы обсуждать актуальные вопросы, вместе решать насущные проблемы, искать новые темы, обмениваться опытом. Издательский Совет может обобщить результат этих встреч и подготовить предложения по успешному решению задач, стоящих перед православным издательским сообществом.
Издателям следует участвовать в реализации общих программ: выставочно-ярмарочной, популяризаторской, консультационной, организационной, а также в поиске решений по активизации торговли печатной продукцией. Это послужит популяризации православного книгоиздания, в том числе продукции издательств российских регионов, в странах СНГ, в дальнем зарубежье, популяризации издательских достижений в рамках конкурсов, целевых выставок и международных ярмарок.
* * *
Создание и публикация на сайте Издательского Совета реестра православной издательской продукции позволит всем участникам книжного рынка работать в едином информационном поле.
Реестр — это полноценная система, благодаря которой появится возможность получить максимально полную информацию по продукции: её описание, сведения о получении разрешения Издательского Совета на печать; а также возможность увидеть обложку книги, определить её формат. Пользователи интернета, в том числе в епархиях, в духовных школах, получат возможность получать сведения обо всей православной книжной продукции. Этими сведениями смогут пользоваться и библиотечные, и книготорговые организации. Также появится возможность получения информации о новых книгах в течение короткого времени после их выхода из типографии.
И в заключение я хотел бы сказать: необходимо понимать, что означенная многогранная деятельность должна осуществляться коллективно, что работа Издательского Совета не будет сводиться к технической, организационной деятельности аппарата Издательского Совета. Нужна не только ваша информационная поддержка, но и ваши организационные и содержательные инициативы, которые мы могли бы совместно реализовывать. Издательский Совет должен быть действительно штабом, который формировал бы церковную политику в такой важной области, как книгоиздательство.
Благодарю за внимание.
1В. Н. Ганичев — председатель Союза писателей России. — Ред.