А пациент — человек? И если да, где заканчивается диагноз и начинается милосердие?
Кто принимает решение о том, что пациент скорее жив, нежели мертв? А если он без сознания? А если он сам попросил его отключить?
И как быть с теми, кто по распоряжению начальства в Дахау, Равенсбрюке и других концлагерях заражал узников тифом и гангреной, а потом умерщвлял выживших как «отработанный материал»? Можно ли оплачивать такой ценой появление новых сверхэффективных препаратов и снадобий?
Или вот еще вопрос, разделяющий людей на Земле: сколько человек консультирует акушер-гинеколог, принимая беременную женщину? Имеет ли право на жизнь замороженный при ЭКО и невостребованный «заказчиками» эмбрион?
Наконец, как вообще разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо в профессии, представители которой встречают нас еще до рождения и провожают в последний путь?
Ответы на эти вопросы чреваты болью, как физической, так и душевной. Особенно, если мотивацией научного поиска и медицинских исследований окажется, как в гитлеровской Германии, служение идолу, поставленному во главу угла. С другой стороны, отказ отвечать обернется все новыми попытками вслепую нащупать границы допустимого.
Четкие ответы на эти и многие другие вопросы в свете христианских ценностей дан в книге Ирины Васильевны Силуяновой «Вызовы и Заветы», вышедшей в издательстве храма святой мученицы Татьяны при МГУ им. М.В.Ломоносова.
Автор — доктор философских наук, заведующий кафедрой биоэтики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова, но прежде всего, — мастер слова.
Поэтому совершенно неважно, студент вы или член-корреспондент, обыватель или заключенный. Этот текст не воспаряет над, напротив, он по самую макушку погружает в. Он не только дает общее представление о предмете, четко артикулируя всю понятийную сетку, но и приглашает к размышлению над сложными ситуационными вопросами, от решения которых зачастую зависит человеческая жизнь.
Тем самым, прочитая эту книгу, мы гораздо лучше будем понимать, что же это за профессия такая — врачевать людей. Равно как и то, что такое болеть, прибегая к помощи современной медицины.
Мы увидим, как эпоха за эпохой формировалась европейская традиция врачевания. Почему Гиппократ стал отцом европейской медицины. Как он нашел общий нравственный знаменатель для врачей самых разных взглядов и убеждений, ведь к тому времени их профессиональное призвание вышло за пределы жреческих культов в пространство софистики, прагматизма и гедонизма. Как эту эстафету Гиппократа, Сократа, Платона и Аристотеля подхватили христианские мыслители и врачеватели. И как все эти знания, наблюдения, императивы и рекомендации работают в наши дни, когда медицинский прогресс, с одной стороны, открыл перед человечеством невиданные перспективы, а с другой стороны, разверз под нашими ногами те бездны, из которых нет пути назад.
Именно для того, чтобы не оказаться в плену иллюзий, чтобы новообретенные возможности не обернулись угрозами, чтобы высокая врачебная этика не «генномодифицировалась» в очередной медицинский тоталитаризм, имеет смысл познакомиться с этой книгой. Адресованной не только будущим врачам и их нынешним пациентам, но и всем, кому хотелось бы понять, как не затеряться в лабиринтах того, по слову Олдоса Хаксли, «прекрасного нового мира», через порог которого перешагнуло человечество.
Иеромонах Димитрий (Першин), председатель миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы, заместитель председателя Братства Православных Следопытов