Гор Чахал, куратор выставки «Дары»
— Три года назад в храме мученицы Татианы при МГУ была ваша выставка «Двоесловие», которая вызвала довольно противоречивые отзывы. Проект «Дары» как-то связан с выставкой «Двоесловие»?
— Безусловно! И хотя во время выставки «Двоесловие» полемика была достаточно ожесточенной, но где-то через год я читал отзывы в церковных кругах, что у нас нет никакой конфронтации с современным искусством. И вот у нас даже была выставка в Татьянинском храме. То есть выставку стали рассматривать как какой-то безусловно положительный шаг. И для меня выставка «Дары» — развитие диалога Церкви и современного искусства. В той выставке этот диалог визуально выстраивался так, что современные светские художники делали выставку в притворе христианского храма, фактически на церковной территории. А в этой выставке мы пошли дальше и в экспозиции объединили церковных и нецерковных художников, чтобы зритель уже мог визуально видеть наличие этого диалога.
— Учитывая достаточно сложное восприятие выставки «Двоесловие», в проекте «Дары» вы что-то намеренно смягчили?
— Честно говоря, нет. Я считаю, что искренность — это главное. Единственное, из желания расширить аудиторию, кроме церковных и актуальных художников мы ввели какой-то круг умеренных художников, которые как бы находятся между. Их искусство мне лично не совсем близко, но у них есть своя аудитория, и почему бы не дать им возможность высказаться на нашей выставке?
— Как вы думаете, кому будет интересна эта выставка?
— Очень сложно ответить на этот вопрос. Здесь есть очень разные работы — то, что заинтересует только интеллектуалов, и то, что гораздо более доступно для менее специальной аудитории. Я бы не сказал, что у нас целевая аудитория какая-то специфическая. Наша задача — объединять людей, а не разделять.
Давыдов Филипп Андреевич, иконописец, член Союза художников, преподаватель института Церковных искусств (СПб.ИРИЦИ)
— Этот проект уникальный. Это встреча тех, кто позиционирует себя как светские художники, и тех, кто работает в иконописи. Это попытка найти общее пространство, не определить для каждого свое поле, а именно найти баланс, создать диалог.
— Какого бы вы хотели увидеть здесь зрителя?
— Хотелось бы увидеть зрителя, не боящегося искать Бога, который интересуется современным церковным искусством и искусством, тяготеющим к Церкви.
Сергей Иванович Некрасов, художник
— На выставке много детей. Как вы думаете, дети могут понять ваши работы?
— Я считаю, что к детям нужно относиться как ко взрослым. Дети сызмальства должны приучаться к настоящему искусству. Не может быть детского искусства и отдельно взрослого. Оно может быть только дозировано.
На этой выставке каждый может найти работу по себе: здесь есть и концептуальное искусство, и классическое, и иконы. Чем хороша такая выставка? Это площадка, которая объединяет мирское христианское искусство и литургическое. И еще здесь есть авторы, которые работают, думая о Христе. Так или иначе. Искра Божия живет же в каждом человеке, и она обязательно проявляется в настоящем искусстве.
— Я если художник выбирает не Божественный путь, то это уже не искусство?
— Нет, почему? Тут надо понять, что искусство демоническое — тоже искусство. Но оно не имеет любви. А Божественное искусство имеет стержень — любовь. Искусство демоническое может быть шикарным, изящным, но по сути оно — трясина. К сожалению, многое, что происходит сейчас в мире, не имеет любви, там есть деньги, страсти. Можно задать себе вопрос: «А твое искусство оправдает тебя на Суде?» И любой человек задумается. Такая выставка, как «Дары», — это реальная возможность попасть на ту дорогу, которая ведет к Богу. Потому что много сейчас таких проектов, которые занимаются не искусством, а шоу, таким клиповым шоу. Там неважно, что происходит, главное — чтобы менялась картинка. Искусство должно служить Богу, людям. И то, что заставляет думать, приводит к таким «неудобным» вопросам, как, например: «А куда ведет твое искусство — во тьму или свет?»
Ирина Старженецкая, художник, лауреат Государственной премии, академик, преподаватель ГИТИС
— Почему для выставки вы отобрали именно мозаичные работы?
— В данном пространстве хорошо звучит именно мозаика. А пространство здесь невероятно красивое. Вся выставка получилась очень праздничная, многосущная. Я неоднократно участвовала в выставках, связанных с православным искусством. В этой области сделано довольно много — мы расписали два храма, один в Тарусе, один в Москве. А сейчас я делаю мозаики в тарусском храме — мы делаем и фасад, и внутреннее пространство.
— Вы всегда занимались мозаикой?
— Нет, только два года. Так получилось, что для фасадных храмовых работ именно мозаика больше подходит как техника. Потому что живопись все же недолговечна. А мозаика — вечный материал. Я считаю, что профессионал должен уметь работать в любой технике. Например, долгое время я работала как театральный художник. Но потом решила для себя выбрать только стезю живописи.
— Возникли какие-то сложности именно с мозаикой?
— Для меня эмоциональной сложностью и трудностью оказалось то, что невозможно сделать мозаику за один день. Сложно выкладывать один кусок за другим и не знать, чем это закончится.
Баринов Михаил Владимирович, соорганизатор движения «Артос»
— Вы разделяете искусство на христианское и нехристианское?
— Наверное, все прекрасное божественно. Но есть такое понятие как устремленность души, вектор души. Человек, который по сути своей христианин, все-таки направлен в сторону света. И его творчество подразумевает христианские ценности, в основе которых лежит то, что чает каждый христианин — спасение. Это Горний мир, это Божий свет. Именно туда устремлена душа художника. Есть еще люди, которым прекрасное ценно само по себе. Божий мир всегда прекрасен, но мы живем в мире, где очень много противоречий. Вокруг нас злой, агрессивный, равнодушный мир. Есть люди, которые отождествили себя с христианским образом мышления — это наши. Те, кто не считают себя христианами, но у них прекрасные работы о свете, о радости — наши сотоварищи. Это их дело — примыкать к нам плотнее, или отмыкать от нас дальше. Это их выбор. А мы предлагаем двигаться в строну прекрасного.
Сообщество христианских художников «Артос»
Беседовала Амелина Тамара, фото Анны Гальпериной