8 октября в Москве открылась выставка «Иконы конца XVII — начала XX в. и аналойная живопись конца XVIII — первой половины XIX в. из собрания Церковно-археологического музея Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Новые открытия». Она подготовлена Государственным научно-исследовательским институтом реставрации и Церковно-археологическим музеем ПСТГУ.
Выставка приурочена к юбилеям двух значительных событий: столетию московской выставки 1913 года, которая стала подлинным открытием древнерусской живописи для зрителя той эпохи, и грядущему сорокалетию выставки икон, организованной в советское время благодаря стараниям Саввы Ямщикова в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Открывшаяся выставка также посвящена памяти Саввы Васильевича, которому 8 октября исполнилось бы 75 лет.
В камерных, по-домашнему уютных залах деревянного московского особняка, который построен в 1830 году и сам является памятником архитектуры, можно увидеть как иконы, выполненные в традиционной технике — на доске темперой, так и произведения церковной живописи, выполненные маслом на холсте.
Это первая самостоятельная выставка собрания Церковно-археологического музея ПСТГУ. Она необычна тем, что дает возможность не только полюбоваться произведениями искусства, но и узнать о сложном процессе их реставрации. В начале экспозиции размещены фотографии некоторых экспонатов, сделанные до, в процессе и после реставрации.
Две иконы еще находятся в процессе реставрации — посетитель может посмотреть, как преображается икона в ходе работы специалиста.
Представленные на выставке иконы отреставрированы под руководством опытных преподавателей студентами кафедры реставрации факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Многие выпускники кафедры стали сотрудниками Государственного научно-исследовательского института реставрации. Выставка дает представление о высоком уровне образования, получаемом студентами на кафедре, которую создала и которой 20 лет заведует художник-реставратор темперной живописи высшей категории Галина Сергеевна Клокова.
Одной из основных целей работы Церковно-археологического музея ПСТГУ его директор — О. В. Заводова — считает создание коллекции поздних икон, практически не представленных в сложившихся музейных собраниях. Интерес к церковному искусству позднего Синодального периода постепенно появляется в научной среде: не так давно прошла выставка так называемой «народной иконы», постепенно появляются и публикации, посвященные иконописи той эпохи.
В экспозиции выставки представлены весьма разнородные памятники этого периода, которые иногда собирательно называют «краснушками». Из-за целой цепочки технологических упрощений, которые, как правило, имели место при производстве таких икон, они хуже выдерживают неблагоприятные перемены внешних условий, чем древние высокотехнологичные памятники. Поэтому иконы Синодального периода очень «капризны», их очень сложно и реставрировать и хранить. И именно сейчас надо их спасать, позже уже будет нечего реставрировать, этот пласт памятников стремительно исчезает. Они бы могли стать экспонатами епархиальных музеев Церкви, так как таким произведениям иконописи нужны почти идеальные условия хранения. Ведь именно в ризницах храмов накапливаются подобные иконы, которые уже не могут участвовать в богослужебной жизни.
Подлинной жемчужиной коллекции Церковно-археологического музея является комплекс аналойной живописи, созданной в период от конца XVIII до середины XIX века. В собрании музея есть полотна, бывшие когда-то частью конструкции церковных аналоев, а также один аналой, сохранивший первоначальную конструкцию. Живописные произведения, украшавшие такие аналои, насколько нам известно, целенаправленно собираются в нашей стране только Церковно-археологическим музеем ПСТГУ; в таком объеме эти памятники демонстрируются впервые.
Большой интерес представляют и другие произведения масляной живописи, например, картина неизвестного художника, которая поступила в музей с названием «Монах у раки». В процессе работы студенты ПСТГУ выполняют историографическое и иконографическое исследование реставрируемых памятников. Студентка, реставрировавшая полотно, провела исследовательскую работу, напоминающую чем-то детективное расследование. Удалось не только датировать произведение, но и установить, что на картине изображен иеромонах Амфилохий (в миру Андрей Яковлевич) у раки святителя Димитрия Ростовского, находившейся в Зачатьевском соборе Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря.
Отдельный печальный, но познавательный раздел выставки составляют памятники, которые были испорчены, иногда практически уничтожены попытками непрофессионалов «привести в порядок», «почистить», «подновить» иконы. Эта часть экспозиции дает представление о том, в каком состоянии многие памятники поступают в Церковно-археологический музей: протертые «до дыр» неизвестными разбавителями или маслами, «подправленные» грубыми красками из наборов для детского творчества, заклеенные цветной бумагой из тех же наборов, или просто скотчем, покрытые краской «бронзянкой», использовавшейся когда-то для покраски кладбищенских оград. Подобная грубейшая «самодеятельность» наносит урон, иногда, увы, непоправимый, произведениям церковного искусства, не говоря о том, что все это осложняет работу реставраторов.
Государственным научно-исследовательским институтом реставрации был издан каталог этой выставки, оформлением напоминающий каталог выставки, организованной в 1974 году С. В. Ямщиковым.
Выставка работает по будним дням, с 10 до 18 часов. Выставка продлится до середины ноября. Вход бесплатный. На крыльце необходимо позвонить в дверь. Адрес выставочного зала ГосНИИР: Москва, ул. Бурденко, д. 23. Проезд ст. метро «Парк культуры» или «Киевская», далее 15 минут пешком.