В московской Галерее искусств Зураба Церетели открылась необычная выставка — «Народная икона», на которой представлены экспонаты из музейных и частных собраний. Народная иконопись как она есть — не всегда соблюдающая каноны — и церковные, и светской живописи, искренняя и неоднозначная. Корреспонденты ПРАВМИРа побывали на открытии экспозиции.
Помню, ещё ребёнком, будучи в гостях, я надолго остановился перед иконным уголком на кухне. Там были, в основном, иконки-репродукции, наклеенные на дерево: Рублёвская Троица, Богоматерь Владимирская, Николай Угодник, Серафим Саровский. Но не они привлекли меня.
Всё моё детское внимание было устремлено к покоричневевшему от времени образу Георгия Победоносца – писанному оригиналу, как теперь понимаю, довольно беззащитному по своему художественному исполнению: конь под Георгием был размером с собаку и неизвестно откуда брал силы, чтобы удержать на себе седока в тяжёлой воинской амуниции, а змей (который, как мы помним, пожирал людей) – тот и вовсе выглядел жалким червячком, ради победы над которым не стоило облачаться в латы и вооружаться копьём; достаточно было просто наступить на него сапогом.
И вот несмотря на эту беззащитность (а может, именно благодаря ей), икона забрала без остатка моё внимание, будто это была не дощечка, а окно из настоящего в прошлое.
Хозяин квартиры, заметив моё любопытство, снял икону с полки и дал мне подержать её. Я долго водил рукой по бугоркам краски, вертел икону в руках, нюхал её. Её запах показался мне запахом самого времени…
Всё это я живо припомнил 19 июня в Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке, где открылась выставка «Народная икона».
Выставка уникальна не только тем, что раскрывает мало исследованный, таинственный пласт народной культуры, но и тем, что никогда прежде этот пласт не был представлен на одной экспозиции столь широко: в залах галереи находится около 400 экспонатов более чем из 30 частных и музейных коллекций. Среди них Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Ярославский Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Церковно-археологический музей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, собиратели произведений русского искусства Евгений Ройзман, Александр Ильин, Вячеслав Момот, Михаил Чернов и многие другие. География экспонатов – от Сибири до Эстонии.
Напрашивается вопрос: почему такой проект стал возможным только теперь? Видимо, каждая идея воплощается, лишь набрав определённую критическую массу. Екатеринбургский коллекционер Евгений Ройзман, представивший на выставке порядка 150 экспонатов из своей частной коллекции, рассказывает, что в своё время бытовало отношение к народной иконе, как к некому культурному «шлаку», слишком далёкому от строгого церковного канона, чтобы иметь статус святыни, и слишком далёкому от канонов живописи, чтобы стать явлением светской культуры. Были даже случаи уничтожения образцов народной иконы в больших количествах.
Сегодня мы, наконец, созрели для того, чтобы взглянуть на народную икону непредвзято и отвести ей достойное место в нашей культуре. Свидетельство тому – две выставки народной иконы, состоявшиеся в прошлом году, одна – в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, другая – в музейном комплексе села Вятское Ярославской области. Обе экспозиции вызвали огромный интерес у публики и специалистов.
Что же это такое – народная икона?
Михаил Алексеевич Чернов, директор раздела иконы журнала «Антиквариат» и один из координаторов выставки, выделяет два основных направления этого «жанра». Первое – это икона, написанная самодеятельным, неискушённым живописцем для столь же неискушённого заказчика. Второе – это ремесленная икона, которую «тиражировали» для широкого потребителя (что-то вроде сегодняшних иконок-календариков, только сделано своими руками). Существовали целые иконописные сёла и посёлки, среди которых широко известны такие как Холуй и Палех (выходец из последнего – Павел Корин, художник и коллекционер икон).
Рассуждая о творениях Дионисия, Феофана Грека, Андрея Рублёва, мы говорим, в первую очередь, о духовности, народной же иконе свойственна в не меньшей степени душевность. В народной иконе явственно ощутима личность автора – ремесленника, дилетанта, энтузиаста, мечтателя – человека живого, ищущего, стремящегося к Богу. «Трогательно», «наивно», «по-детски», «мило» – такие эпитеты чаще всего можно было услышать от гостей на открытии.
Здесь мы увидим всё того же Георгия Победоносца в нескольких вариациях: и похожего на того, что я видел в детстве, со змеем-«червячком», и более «серьёзного», писанного, видимо, по памяти с какого-то канонического образца, и, наконец, «объёмного» героя целой жанровой картины с царевной, закрывшей в ужасе лицо руками, и со змеем, который уже наводит некоторый страх, напоминая грозного Горыныча из сказки.
Мы увидим иконку-«подфолежницу». На ней выписывались одни только лики, затем плоскость иконки покрывалась фольгой, на которой тиснением выводили фигурки и нимбы. Дешёвенький оклад выглядел довольно богато, «как у людей», и, конечно, радовал глаз русского простолюдина в доме или в сельском храме.
А вот благоразумный разбойник Рах, уверовавший на кресте в Иисуса. Непропорционально крупная голова и большущие детские глаза невероятной проникающей силы. Таинственная деталь: обе ноги у разбойника – правые. Быть может, ошибка «богомаза» XVII века, а быть может, намёк на то, что в Царствии Божьем этот разбойник стал одесную (то есть справа) от Христа…
Ещё мы увидим здесь деревянную скульптуру, финифть, иконы из металла (меднолитая пластика) – всего не перечислить; в выставочных залах галереи можно провести целый день.
Авторство большинства экспонатов не установлено. Это обычная практика для иконописи. Аннотации к иконам лаконичны: название, век и место написания, зачастую лишь приблизительное: русский Север, русский Юг (южан легко определить по ярким цветочным бутонам, вкраплённым в иконописные изображения). В этой бездне времён и пространств затерялась личность автора, старательного, искренне верующего человека, который оставил на земле добрый след своего искусства.
Доктору искусствоведения Ирине Леонидовне Бусевой-Давыдовой, куратору и руководителю проекта, задали вопрос: что это были за люди – народные иконописцы? Так же ли они горячо молились и строго постились, приступая к своему делу, как их профессиональные коллеги?
Отвечая на этот вопрос, Ирина Леонидовна вспомнила фрагмент из жития иконописца Дионисия. Соблюдая во время работы строжайший пост, он однажды впал в искушение – купил баранью ногу, нашпигованную яйцами. В искушение может впасть каждый, поэтому не стоит смотреть на художников из народа свысока, умаляя их перед признанными мастерами. Безусловно, народные иконописцы тоже ощущали ответственность перед Богом за своё дело и стремились к благочестию.
Но икона – это не только изображение, раскрывающее внутренний мир и историко-социальный контекст жизни автора. Икона – молитвенный образ, призванный соединять с первообразом. Организаторы выставки вывели ее из сакрального контекста: на открытие не пришел ни один священник или церковный историк искусств, хотя они были приглашены. Богословская оценка народной иконе не только не была дана, но даже вопрос о соответствии ее канонам, о специфике «народного богословия» не был поставлен.
Организаторы выставки — Российская академия художеств, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств, Ферапонтовское общество сохранения и изучения памятников русской культуры и журнал «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования».
Выставка продлится до 16 сентября 2012 года.
Адрес: Галерея искусств Зураба Церетели, ул. Пречистенка, 19.