Ваше Преосвященство,
дорогие отцы настоятели и матушки настоятельницы, братья с сестры!
Сердечно приветствую вас на заключительном в этом году заседании епархиального совета, впервые проходящем в новом здании мордовской митрополии, в зале архиерейских советов!
Мы собрались здесь для решения ряда накопившихся проблем, которые в разной степени являются препятствием в достижении главной цели пастырского служения – спасению вверенных нам Господом людей.
Проблемы эти сводятся к следующему: пассивность благочинных в исполнении постановлений Архиерейского собора 2011 года и Священного Синода, а также циркуляров и иных писем из епархиального управления, отсутствие переписки; случаи двусмысленного поведения священников в обществе; отсутствие ремонта в главных храмах благочиний; необходимость повышения благочинными духовного образования.
На мартовском заседании, Священный Синод утвердил настоятелей (игуменов) монастырей Саранской епархии. Руководители мужских монастырей – Чуфаровского и Кемляйского являются теперь настоятелями (игуменами), а в третьем монастыре – Иоанно-Богословском настоятелем утвержден правящий архиерей, руководящий обителью через своего наместника, в настоящее время – игумена Мелетия (Кисняшкина).
На протяжении многих лет основной проблемой является у нас недостаточно активная работа благочинных, может быть за редким исключением. Три года назад такое положение можно было оправдать отсутствием концептуальных церковных документов. Сейчас же Архиерейский Собор 2011 года, Священный Синод, Святейший Патриарх принимают большое количество положений, рекомендаций, которые пошагово научают организации молодежной, социальной, катехизической, миссионерской и другой церковной деятельности.
В этом году для усиления работы на местах были образованы семь благочиний, к уже имеющимся девяти – два в районах и пять в Саранске. Поэтому хочу обратиться в первую очередь к вновь назначенным благочинным.
Дорогие отцы, к моему глубокому сожалению, за семь месяцев, вверенные вам благочиния совершенно бездействовали – даже не было проведено общего собрания с духовенством, – по крайней мере, такое впечатление сложилось у меня от просмотра официального web-сайта Саранской епархии.
Такая же неудовлетворительная картина наблюдается в других благочиниях, за исключением Ичалковского и Ромодановского, – в них ведется более активная работа. Согласно мониторингу епархиального интернет-сайта, проведенному информационным отделом, по количеству новостей лидируют указанные благочиния, значительно опережая остальных. В очередной раз напоминаю всем благочинным, что о вашей деятельности мы судим в большей степени по актуальной информации, размещенной на епархиальном сайте и в ведомостях митрополии, которую задним числом невозможно опубликовать. Кроме того других способов отслеживать ситуацию в епархии у меня, проводящего большую часть времени в Москве, попросту нет.
Со следующего года отсутствие на епархиальном сайте исчерпывающей информации о работе благочиний будет восприниматься мною как полная бездеятельность с вытекающими последствиями. Нет информации, значит, нет и работы. Епархия, где правящим архиереем является управляющий делами Московской Патриархии, должна быть в числе передовых и являться примером для других в исполнении постановлений Священноначалия. Тем более в феврале 2013 году грядет Архиерейский собор, который предпримет дальнейшие шаги в разных направлениях церковной жизни, а в наших благочиниях постановления прежнего Архиерейского собора не в полной мере реализуются.
Следующее замечание касается исполнения циркуляров и других писем присылаемых в благочиния из епархиального управления. Некоторые отцы благочинные не считают нужным обращать на эти документы должного внимания. Всю рассылку из епархии вам необходимо внимательно изучать, а излагаемые в ней требования в обязательном порядке реализовывать. Например, только три благочиния смогли исполнить циркуляр, касающийся общецерковного празднования 14 марта Дня православной книги.
Нужно сказать и об отсутствие переписки благочинных с епархиальным управлением и другими структурами. На каждый письменный запрос из епархии, необходимо предоставлять исчерпывающий письменный ответ, а не ограничиваться в лучшем случае устным звонком кому-либо из сотрудников епархии. На первый взгляд переписка может показаться лишней бюрократической волокитой с бумагами, но если посмотреть глубже, то окажется, что письма – это важные документы, по которым следующие поколения будут изучать церковную жизнь в Мордовии. Не только для истории – переписка дисциплинирует ум священника, приучает его к сдержанности и аккуратности в изложении фактов – необходимым пастырским качествам. Думаю, что будет правильным в 2013 году, секретарю Саранской епархии протоирею Виктору Хохлову посетить благочиния с целью проверки ведения ими делопроизводства. Отцы благочинные вам нужно озаботиться приведением в порядок документов ваших канцелярий.
В последнее время, как вы знаете, в интернете по разным поводам развернута информационная атака на духовенство, иерархов и самого Предстоятеля Русской Православной Церкви. В частности, хочу отметить случаи аварий на дорогах с участием священников и ещё до окончательного расследования и вынесения судебного решения. Конечно, от аварий на дороге никто не застрахован, в том числе и священнослужитель. От подобных ситуаций всё же хочу вас предостеречь, т.к. случаются они, как правило, неспроста.
В епархии имеются случаи, хотя и редкие, когда священники садятся за руль в нетрезвом виде, как они говорят, после потребления Святых Даров. Возможно, это правда. Но естественные свойства вина в причастии не меняются, поэтому все негативное влияние, что оказывает алкоголь на организм человека, имеется и в этом случае. Для общества – священник за рулём после потребления причастия, является таким же пьяным, что и человек после употребление обычного спиртного. Некоторые священники, пытаются этим обстоятельством, как якобы смягчающим вину, прикрываться, выставляя на поругания Святое Таинство Церкви.
Вместе с тем ситуация усугубляется личным знакомством таких священников с руководителями, как принято говорить, компетентных органов на местах. Это приводит к потере бдительности и ложной уверенности, что любое нарушение с помощью знакомства можно «замять». Такие «горе пастыри, вместо использования благоприятной возможности приводить служителей закона к вере, своими беззаконными поступками дают повод к разочарованию в Церкви и её служителях.
Не стоит забывать и о последствиях информационной глобализации, когда любой проступок священника становиться мгновенно известен, и помочь ему уже никто не будет в силах. Расплата за нерадение может быть в лучшем случае – запрещение в священнослужении, а в худшем – лишение сана. Не дай Бог такому случиться. Всю свою жизнь священник посвятил церкви: годы обучения, служения, появления опыта и может случиться такая трагедия для него, семьи и детей.
Кроме того двусмысленное поведение некоторых священников может послужить поводом к обвинению их в проступке, которого на самом деле не было. Этим обстоятельством не преминут воспользоваться непорядочные СМИ и особенно интернет, где любой желающий без каких-либо последствий может поместить ложную информацию о человеке. Недавно в республиканской газете обвинили известного у нас клирика во всех смертных грехах с распространенной сейчас безответственной формулировкой «Как стало известно, как сообщили». Как потом оказалось, священника оклеветали. Несмотря на появившееся позднее опровержение, написанное мелким шрифтом в разделе рекламы, зерно сомнений в читателях подобного материала было посеяно.
Представьте себе реакцию СМИ при реальном проступке священника. Поскольку любой неосторожный шаг, необдуманное слово, не греховное, но недостойное сана священника поведение, может послужить хуле на Церковь и как следствие разбирательству епархиального суда, то обратим должное внимание на свои поступки. Прислушаемся к словам святителя Иоанна Златоуста: «Священник должен быть бодрствующим и осмотрительным и иметь множество глаз со всех сторон, как живущий не для себя одного, а для множества людей».
В контексте пристального внимания СМИ к духовенству считаю важным затронуть вопрос о целесообразности использования священниками автомобилей выше среднего класса. Этот вопрос непраздный, как кому-то может показаться на первый взгляд. Мы живём не в Западной Европе, где такая проблема отсутствует, а в России, большая часть населения которой живёт всё ещё бедно и естественно обращает внимание на быт священника. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в тот же интернет, и особенно блогосферу.
Мне хорошо известно, что некоторые священники в Саранске и районах, как правило, в молодом возрасте, имеют нескромные средства передвижения. Не вдаваясь в подробности их происхождения: подарок ли это от знакомых, родителей или еще что-либо, хочу предупредить, что при начислении взносов с прихода в епархиальное управление, где служит или является настоятелем такой священник, упомянутые факты будут учитываться. Также стоит мне подумать и о возложении дополнительного послушания на таких священников, как имеющих таланты успешно работать со щедрыми людьми.
Достаточно в епархии имеется примеров скромного отношения духовенства к собственному быту. Председатель социального отдела протоиерей Николай Брындин, при внушительных физических данных ездит на «Оке», не думаю, что у отца Николая нет возможности передвигаться на более комфортабельном автомобиле. Учитывая общий невысокий уровень материального обеспечения жителей Мордовии, призываю вас братия и сестры к исполнению главной христианской добродетели – рассудительности, дабы не давать повода к хулению Церкви.
Неприятные случаи часто происходят с теми священниками, которые вместо служения Богу начинают служить себе, своему достатку, излишнему комфорту, забывая, что Христос, прообразом которого они являются, пришел послужить людям и отдать за них свою жизнь. Такие пастыри вместо носителей света становятся великим соблазном для окружающих.
Во избежание сугубо мирских увлечений, священнику необходимо проявлять заботу о чистоте своего сердца. Он должен вести непрерывную духовную брань с возникающими в душе греховными помыслами, усмирять и порабощать своё тело (1Кор. 9, 27), распинать плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), «духом ходить» и не исполнять вожделений плоти (Гал.5, 16-17), как заповедует святой апостол Павел.
По слову св. праведного Иоанна Кронштадского: «Все дела и поступки пастыря должны быть чисты, светлы, назидательны, так что бы смотря на них, пасомые сами бы зажигались бы Божественную ревностью, стремясь к нелицемерному Богоугождению».
Нельзя обойти вниманием и проблему внешнего вида и убранства вверенных вам храмов и монастырей. Недавно мною был совершен объезд по некоторым храмам отцов благочинных и монастырям, и увиденное меня не то, что бы разочаровало, а просто поразило. В одном благочинии, не буду его называть, храм стоит со следами богоборческой эпохи, молчаливо свидетельствуя не о варварстве наших предков, так как эти следы там давно уже отреставрировали, а о нерадении нынешнего настоятеля-благочинного. Такая же картина предстала при посещении монастыря. Казалось бы, как такое возможно, вот уже более 20 лет прошло с тех пор, как церковь наша стала свободной, и мы в прошлом году отпраздновали 20-летие Саранской епархии. Оказывается, некоторые благочинные и руководители монастырей решили, что храм достаточно привести в порядок один раз и навсегда, и ему уже не потребуется ремонта в дальнейшем. Возможно, что у них глаз «замылился» и поэтому не видно недостатков, или, выражаясь языком аскетики «окамененное нечувствие» случилось с их сердцами?!
Старинный храм как малый ребенок, за которым требуется внимательный уход, иначе совсем скоро он может прийти в аварийное состояние. Не секрет, что и новые храмы строятся не всегда с соблюдением технологий, так как за 70 лет атеизма были утрачены традиции храмового зодчества, и сейчас храмы возводятся в основном методом проб и ошибок. Поэтому регулярно приходиться что-то ремонтировать, обновлять. К примеру, в соборе святого праведного воина Феодора Ушакова, объекте республиканского значения, до сих пор многое приходится приводить в порядок.
Саранская епархия, как в целом и Мордовская митрополия, конечно, материально небогатая и редко когда на собственные скромные средства удаётся благочиниям, а тем более обычным приходам проводить серьезный ремонт. Ценность благочинного как раз и заключается в том, что бы привлекать нужных людей для благого дела.
Священник в силу разных причин, вынужден заниматься не только душепопечительством, но и хозяйственной деятельностью. В связи с этим он входит в отношения с соответствующими структурами. При этом бывает порой так, что священник, заботясь о благолепии храма, не считает зазорным для своего сана идти на сомнительные сделки через третьих лиц, не обращая внимания на пастырскую совесть. Для храма конечно польза, для души пастыря может травма. Такой священник начинает восприниматься окружающими людьми обычным дельцом, что естественно сказывается на отношении к Русской Православной Церкви.
Настало время подумать отцам благочинным и о повышении уровня духовного образования. Многие священники окончили с горем пополам заочно семинарию и решили, что обучение как какой-то лишний груз они уже сбросили со своих плеч. Напрасно. По статусу благочинному положено иметь образование несколько выше, чем у рядовых священников в благочинии, у нас же получается наоборот. С удовлетворением хочу отметить, что к всеобщему удивлению, благочинный Южного округа г. Саранска иеромонах Даниил (Пьянзин), ранее не замеченный в склонности к богословию, поступил в этом году в Санкт-Петербургскую духовную академию. Отец Даниил осознал, что сейчас другое время и Церкви нужны образованные священники. Не отстают и настоятельницы, игумения Инсарского монастыря матушка Ольга также в этом году поступила в Саранское духовное училище. Другие благочинные должны последовать их примеру и предпринять попытки к продолжению обучения.
Завершая своё выступление, хочу поблагодарить вас, дорогие отцы, братья и сёстры, за понесенные труды, и пожелать, что бы вы ни забывали о своём высоком звании. В отличие от светского человека, священник должен многим жертвовать, от многого отказываться, быть благоразумным и рассудительным, не давая повода для хулы на Церковь Христову.
Благодарю за внимание.