Выученная бездарность
Фото: Мария Струтинская
Фото: Мария Струтинская
«Иногда взрослые заставляют ребенка поверить, что он неспособный». Что такое выученная бездарность? Об этом рассуждает в еженедельной колонке Анна Данилова, главный редактор «Правмира», кандидат филологических наук (МГУ), доцент, руководитель школы английского языка и мама пятерых детей.

— Ты только не пой, рот можешь открывать, но петь не надо! Медведь же на ухо наступил…

— Ой, ты рисуешь плохо, в кого так?

— Да он весь в отца, бездарный к английскому, долбишь с ним долбишь, а толку!

— Да какая из тебя танцовщица, ты на себя в зеркало-то посмотри!

Было у вас такое? Слышали в детстве?

Как много нас — тех, кому так подрезали крылья однажды. Не со зла — от бессилия. И от страха: страшно видеть, что твой ребенок к чему-то неспособен. И какие это страшные и сильные слова, как проклятие — скажут один раз и так всю жизнь звенит в ушах, и ты ведешь внутренний диалог и вроде бы оправдываешься. Как бы запретное что-то делаешь. Они сказали «не пой», а ты поешь…

Хорошая новость: чаще всего эти советчики ошибались. И, кстати, по таким словам всегда понятно. Где профессионал, а где так себе.

«Не пой» говорили людям, которые потом отлично научились петь.

«Не рисуй» слышали художники, у которых свои авторские галереи.

«Ты неспособен к языкам» говорили в школе полиглотам, которые выучили 8–10 языков.

Настоящий профессионал знает, что сделать, чтобы вы стали чище петь, лучше видеть композицию и увереннее говорить на английском.

Но такие слова — это всегда ТРАВМА. И победить эту травму очень трудно. Даже через много лет ты чувствуешь себя немного самозванцем, и этот голос все равно звучит в ушах, даже когда ты всем все уже доказал.

Меня как преподавателя и исследователя очень волнует этот процесс: как взрослые заставляют ребенка поверить в свою неспособность. 

Я очень много консультирую семьи, где дети к 5–6 классу на английском ничего не могут сказать: «Мам, отстаньте с английским», «я в английском ноль, успокойтесь уже», «не знаю, проживу как-нибудь», «да ничего мне не пригодится!»

Начинаю распутывать клубок — да, во втором классе началось. Начался английский, сразу чтение и диктанты. И транскрипции. Чтение дается через открытые и закрытые слоги, сложно, непонятно, базы нет, страшно, интереса нет, про Колобка на английском читать не классно, «ЗЫС ЫЗ Э ТЕЙБЛ — можешь наконец ты запомнить?!»

«Садись, два!»

«Грубая ошибка!»

Этот окрик надолго отбивает всякое желание узнавать что-то новое. А потом взрослые прикрываются отговорками, что для языка нужны способности и особый дар.

Чтобы стать Штирлицем — да, дар, слух, и много-много часов лингафона.

Чтобы просто свободно говорить, работать, читать и смотреть фильмы — нет, не нужны никакие особые способности. Те, у кого память хорошая, учат немного быстрее, но память тренируется и улучшается. Среди моих взрослых учеников и студентов каждый второй говорит: «Знаете, я неспособный». Нет, это была неправда, через пару месяцев правильного изучения языка оказывалось, что точно такой же обычно способный, все учится. (Кстати, у меня есть большая лекция о том, как сделать детей способными к языкам).

Никто не рассказывает об этом родителям. Выученная бездарность.

«Математика — это не твое», — сказали мне, второкласснице, дома. И я так и живу с чувством того, что математик из меня как ястреб из цыпленка. А ведь в 11 классе я прорешала оба тома Сканави от корки до корки и по математике была с твердой пятеркой. А до сих пор думаю про себя: «Ой, где и я где математика».

«Он у вас как желе», — сказал мне спортивный тренер, впервые увидевший моего сына. Что ты испытываешь в этот момент? Страх, обиду, разочарование? А надо сразу думать, с каким специалистом и правда стоит посоветоваться. «Отличные физические данные, мечта для циклических видов спорта, в прекрасной форме», — сказали мне через неделю на комиссии Минкомспорта про этого же самого ребенка.

Нам, родителям, очень важно понимать и видеть, когда зарождается эта история выученной бездарности. И еще очень важно понимать:

  1. Способности и таланты — это про очень высокий уровень мастерства. Вот этот будет солировать в Венской опере, а этот — нет.
  2. Огромное количество навыков можно развить. Можно научить жонглировать ребенка, который и один мяч ловит с трудом. Можно научить сносно петь и рисовать даже самого «неспособного».
  3. Второе мнение в образовании так же важно, как и в медицине. А иногда и третье мнение. Если вам сказали, что «он у вас неспособный», поговорите с тем профессионалом, который умеет хорошо и по-доброму работать с детьми.
  4. Никому не разрешайте подрезать крылья вашим детям. Не разрешайте навешивать такие ярлыки. Будьте на стороне ребенка.
  5. Если вы видите вот это «не хочу, отстаньте от меня», значит, надо разруливать и разбираться в ситуации. И дело не в том, что ребенок не хочет и не любит. Дело в том, что ему стало трудно с этим предметом.

Уолта Диснея, например, уволили из издания, где он работал. «Плохое воображение и мало креативности», — сказали ему. Эйнштейна исключали из школ не один раз. Дарвина считали недалеким и ленивым мальчиком. Ньютон не справился с управлением фермой. Ван Гог продал всего одну картину за всю свою жизнь. А Киплинга уволили из газеты за то, что он плохо знал английский язык.

Не давать подрезать ребенку крылья.

Не соглашаться с теми, кто ставит ярлыки.

Помнить, как работает это клеймо выученной бездарности.

Посмотреть урок: «Почему одни дети способные к английскому, а другие — нет» 

Фото: Мария Струтинская

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.