— Ты только не пой, рот можешь открывать, но петь не надо! Медведь же на ухо наступил…
— Ой, ты рисуешь плохо, в кого так?
— Да он весь в отца, бездарный к английскому, долбишь с ним долбишь, а толку!
— Да какая из тебя танцовщица, ты на себя в зеркало-то посмотри!
Было у вас такое? Слышали в детстве?
Как много нас — тех, кому так подрезали крылья однажды. Не со зла — от бессилия. И от страха: страшно видеть, что твой ребенок к чему-то неспособен. И какие это страшные и сильные слова, как проклятие — скажут один раз и так всю жизнь звенит в ушах, и ты ведешь внутренний диалог и вроде бы оправдываешься. Как бы запретное что-то делаешь. Они сказали «не пой», а ты поешь…
Хорошая новость: чаще всего эти советчики ошибались. И, кстати, по таким словам всегда понятно. Где профессионал, а где так себе.
«Не пой» говорили людям, которые потом отлично научились петь.
«Не рисуй» слышали художники, у которых свои авторские галереи.
«Ты неспособен к языкам» говорили в школе полиглотам, которые выучили 8–10 языков.
Настоящий профессионал знает, что сделать, чтобы вы стали чище петь, лучше видеть композицию и увереннее говорить на английском.
Но такие слова — это всегда ТРАВМА. И победить эту травму очень трудно. Даже через много лет ты чувствуешь себя немного самозванцем, и этот голос все равно звучит в ушах, даже когда ты всем все уже доказал.
Меня как преподавателя и исследователя очень волнует этот процесс: как взрослые заставляют ребенка поверить в свою неспособность.
Я очень много консультирую семьи, где дети к 5–6 классу на английском ничего не могут сказать: «Мам, отстаньте с английским», «я в английском ноль, успокойтесь уже», «не знаю, проживу как-нибудь», «да ничего мне не пригодится!»
Начинаю распутывать клубок — да, во втором классе началось. Начался английский, сразу чтение и диктанты. И транскрипции. Чтение дается через открытые и закрытые слоги, сложно, непонятно, базы нет, страшно, интереса нет, про Колобка на английском читать не классно, «ЗЫС ЫЗ Э ТЕЙБЛ — можешь наконец ты запомнить?!»
«Садись, два!»
«Грубая ошибка!»
Этот окрик надолго отбивает всякое желание узнавать что-то новое. А потом взрослые прикрываются отговорками, что для языка нужны способности и особый дар.
Чтобы стать Штирлицем — да, дар, слух, и много-много часов лингафона.
Чтобы просто свободно говорить, работать, читать и смотреть фильмы — нет, не нужны никакие особые способности. Те, у кого память хорошая, учат немного быстрее, но память тренируется и улучшается. Среди моих взрослых учеников и студентов каждый второй говорит: «Знаете, я неспособный». Нет, это была неправда, через пару месяцев правильного изучения языка оказывалось, что точно такой же обычно способный, все учится. (Кстати, у меня есть большая лекция о том, как сделать детей способными к языкам).
Никто не рассказывает об этом родителям. Выученная бездарность.
«Математика — это не твое», — сказали мне, второкласснице, дома. И я так и живу с чувством того, что математик из меня как ястреб из цыпленка. А ведь в 11 классе я прорешала оба тома Сканави от корки до корки и по математике была с твердой пятеркой. А до сих пор думаю про себя: «Ой, где и я где математика».
«Он у вас как желе», — сказал мне спортивный тренер, впервые увидевший моего сына. Что ты испытываешь в этот момент? Страх, обиду, разочарование? А надо сразу думать, с каким специалистом и правда стоит посоветоваться. «Отличные физические данные, мечта для циклических видов спорта, в прекрасной форме», — сказали мне через неделю на комиссии Минкомспорта про этого же самого ребенка.
Нам, родителям, очень важно понимать и видеть, когда зарождается эта история выученной бездарности. И еще очень важно понимать:
- Способности и таланты — это про очень высокий уровень мастерства. Вот этот будет солировать в Венской опере, а этот — нет.
- Огромное количество навыков можно развить. Можно научить жонглировать ребенка, который и один мяч ловит с трудом. Можно научить сносно петь и рисовать даже самого «неспособного».
- Второе мнение в образовании так же важно, как и в медицине. А иногда и третье мнение. Если вам сказали, что «он у вас неспособный», поговорите с тем профессионалом, который умеет хорошо и по-доброму работать с детьми.
- Никому не разрешайте подрезать крылья вашим детям. Не разрешайте навешивать такие ярлыки. Будьте на стороне ребенка.
- Если вы видите вот это «не хочу, отстаньте от меня», значит, надо разруливать и разбираться в ситуации. И дело не в том, что ребенок не хочет и не любит. Дело в том, что ему стало трудно с этим предметом.
Уолта Диснея, например, уволили из издания, где он работал. «Плохое воображение и мало креативности», — сказали ему. Эйнштейна исключали из школ не один раз. Дарвина считали недалеким и ленивым мальчиком. Ньютон не справился с управлением фермой. Ван Гог продал всего одну картину за всю свою жизнь. А Киплинга уволили из газеты за то, что он плохо знал английский язык.
Не давать подрезать ребенку крылья.
Не соглашаться с теми, кто ставит ярлыки.
Помнить, как работает это клеймо выученной бездарности.
Посмотреть урок: «Почему одни дети способные к английскому, а другие — нет»
Фото: Мария Струтинская