И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому….
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права…
Из Пиндемонти (Пушкин)
Человеческая душа подобна зеркалу Бога. Она может отражать Его образ. Это отражение есть красота души. Души одних людей подобны большому старинному зеркалу в прекрасной оправе. Души других подобны зеркалу разбитому, а иных подобны кривому и разбитому одновременно.
Из-за поврежденности зеркала мы слыша не слышим, и видя не видим. Нам во всем слышится отзвук своих мыслей и чувств. Вот и в словах Христа:
— Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
— И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
Мы слышим свое. С начала в них поражает напор любви Христа. Он как бы говорит: «Я люблю тебя! Я – Бог. Чего же ты боишься?» И душа радостно отзывается: «Верю и не боюсь!» Но через некоторое время после восторга наступает горечь послевкусия. Как можно не заботиться о хлебе насущном? А мои дети? А мои престарелые родители? А как я подам милостыню? Может, птичью песню дам вместо хлеба? Мы не верим этим словам – больно лихо сказаны. Это монахи живут как птицы Божии, а нам – мирским такие блаженства не по силам. Нам кажутся уж слишком красивыми и задорными слова о такой беспечальной жизни, и потому пустыми. И мы их всерьез не принимаем.
Горечь – признак ошибки. Это только испорченному человеку жизнь птиц небесных кажется сплошной песней и баловством. Это только испорченному человеку счастьем и Божьим уделом кажется привольное безделье. Между тем, птицы и звери – трудяги. А безделье на самом деле утомительно и тяжело. Бог не желает нам ни того, ни другого.
Мы слушаем Христа, а слышим себя. Он не сказал: «Не заботься о хлебе для ближнего». Он не сказал, что не надо работать Богу. Он сказал: «Не заботиться о себе». Того, кто заботится о ближнем, в трудную минуту или в старости накормят те, кому он благодетельствовал. Ну, хоть кто-то один из них подаст в память о доброте. Ну, а Бог в должниках никогда не бывает.
«Я был молод и состарился, и не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба», Псалом 36:25.
Плох человек и христианин, который думает только о хлебе, как вол или конь. Человек должен знать свое родство с Богом и помнить то, что призван быть хозяином Земли. Чтение газет и просмотр новостей – это результат желания заглянуть в будущее. И потому так увлечены люди прессой. Но на самом деле наше будущее – это хорошо забытое прошлое. Наше прошлое – Рай.
Адам в Раю не делал запасов. Но он и не пел, как бездельник, сидя на берегах четырех рек в жарком климате. Он трудился. Труды его были сохранять Рай и возделывать. Хранить – это понятно. А возделывать – это усовершенствовать и привносить нечто творческое. Ведь подобие Адама Богу было еще и в том, что Бог позволил ему быть соавтором проекта Земля. Например, Адаму было поручено назвать птиц и зверей. Это не просто имена и клички. Это, главным образом, участие в создании логоса творений. Проще говоря – соучастие в конструкторской разработке животных и растений. Возможно, в Раю мы продолжим это удивительное творчество.
В этом Евангелии нам предлагается стать как Адам. Работать на Божьей ниве. Христос предлагает поверить Ему как Богу, не на словах, а на деле. Он предлагает вернуть прежние отношения. Нас гнетет ежедневная забота о стяжании. Богатым хочется еще богатства. А бедным – много вкусной еды и одежды. Иногда бедным хочется того, что и богатым. И тогда страдания их нельзя ничем измерить. Кажется, что свобода — в богатстве и изобилии. Но чем больше богатство, тем меньше свободы. Совет Христа уничтожает стресс и приносит покой. Забота о хлебе и только – путь в рабство. Настоящая свобода лежит в другой плоскости. Христу мы нужны свободными людьми, потому что свобода – фундамент любви.
В психологи есть термин «отпустить проблему». То есть надо оттолкнуть от себя мысли о проблеме, и она отвалится. Христос советует «отпустить» от себя мысли, гнетущие душу человека. Если кто-то не верит Богу, то ему говорят близкие: «Не надо так переживать». Не верит близким, говорит врач: «Вам надо меньше работать и меньше нервничать. Все болезни от нервов». Никого не слушает человек до тех пор, пока болезнь не связывает его по рукам и ногам. И тогда, лежа в больничной палате, он уже вынужден думать и о любви к близким, и о любви к Богу.
Эта евангельская история дополняет историю беседы Христа с Марфой и Марией, когда Господь указал, что изо всех занятий самое лучшее — слушать Христа и быть рядом с Ним. Ведь в тот вечер в Вифании насытились все. И те, кто принес еду, и те кто приготовил, и те, кто только слушал Иисуса.
Мы все придумали себе свой сценарий и свой театр. Мы все уверены, что вокруг нас стоят актеры, а мы режиссеры. Нам кажется, что Бог – почетный зритель в партере. Это травма первородного греха. Бог создал этот мир по Своему сценарию. Пытаться помешать Ему глупо и смешно. Цена этой глупости – несчастья. Когда в сценарии нет места Богу, то конечно, надо заботиться о хлебе и милости. Маловерие и строптивость пугают человека тем, что Бог займет слишком много места в его душе, и рождают недоВерие.
Кажется, Бог же не вставит разбитое стекло и не очистит двор от снега. Он не даст денег и не устроит сына в институт. А больную мать не положит в хорошую больницу.
Псалом 33:
Этот нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его спас его. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите, и увидите, что благ Господь, – блажен муж, который уповает на Него. Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его. Богатые обнищали и стали голодать, а ищущие Господа не потерпят нужды ни в каком благе.
Внимательный человек замечает, что Бог иногда творит чудеса для него лично. Благочестивый человек видит эти чудеса ежедневно и ежеминутно. Такой человек говорит сам себе:
— Делай что должен, и пусть будет, что будет.
Или как говорят в народе: «Будет день — будет хлеб»
Верующий человек так живет не потому, что Богу угодны недалекие люди, а потому что они, Бог и человек, любят друг друга. А когда любят, то все мое — Твое, а Твое — мое. В этом свобода от мира, вещей и обстоятельств. В этом доВерие Богу. Вот и Христос сокрушается о нас: «Маловеры!» Вера рождает смелость любви. А смелость – первый шаг в Рай.
Прав Александр Сергеевич Пушкин:
Блажен, кто про себя таил
Души высокие созданья
И от людей, как от могил,
Не ждал за чувство воздаянья!
Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.