Несколько лет назад в одном храме произошел интересный случай. На Литургии, незадолго до Великого входа, служащий священник внезапно повернулся к мальчикам-алтарникам и спросил их:
— Дети! А вы молитесь за меня?
Ребята удивленно переглянулись, а затем заговорили хором:
— Батюшка, вы про нас? Да ведь это вы — священник! Вы за нас молитесь!..
Ответили — и замолчали, недоумевая о таком странном, неожиданном вопросе. А священник после неловкой паузы вздохнул и сказал:
— Конечно, я батюшка. Но вы — дети, и ваши чистые молитвы доходят до Бога. Поэтому — молитесь обо мне!
Этот интересный диалог в обычном приходском храме не только умиляет, но и заставляет задуматься. Почему? Потому что мы — взрослые, серьезные люди — находимся порой в состоянии прелести. Застыв в своем «стабильном», благополучном состоянии (разумеется, в собственных глазах), мы забываем о том, что у маленьких детей — чистая, ангельская душа, и смотрим на них в храме свысока, со снисхождением, а то и с откровенным пренебрежением. Они тут, рядом, растут на глазах, взмахом крылышек принося особую атмосферу, особый колорит в нашу церковную жизнь — и мы настолько привыкли к их присутствию в храме и трогательным попыткам помочь в богослужении, что уже не ценим это.
Вспомним, как любил детей Спаситель! Они окружали Его толпой, и Он благословлял их, возлагая руки, и всегда радовался их трогательному, неповторимому присутствию в Его служении Богу и людям.
Господь общался с детьми не как Учитель и Наставник, но как Друг — так же тепло, ласково и искренне.
Более того, Он ставил их в пример нам, взрослым, — равнодушным, теплохладным, постоянно колеблющимся, что выбрать — жизнь земную или Царство Небесное, Бога или кесаря.
В православных храмах и у католиков очень часто можно встретить изображение Христа в окружении детей. Господь сидит на камне, а дети обступили Его толпой, трогательно положив ручки к Нему на колени, прижавшись со всех сторон, и Он беседует с ними, излучая удивительную любовь — любовь Бога и Человека. Об этом свидетельствует и святое Евангелие: «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18:15-16). Мало того: Господь учил приходивших к Нему взрослых быть как дети, потому что детская душа чиста и невинна: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Лк. 18:17). Потому что Бог слышит молитву чистых сердцем — то есть тех, кто очистился от налета из себялюбия, гордости и самодовольства. И особенно приятны Ему молитвы детей, ибо их душ еще не коснулось зло этого мира.
Жития некоторых святых также показывают нам примеры необычайно теплого и ласкового отношения угодников Божиих к детям. Эти подвижники — истинные друзья Христа — говорили с детьми на их чистом языке, освящая маленькие сердца изумительным духовным светом. А взрослым паломникам, приходившим за советом, эти святые люди напоминали о том, что дети находятся под особым покровительством Бога, ибо всем сердцем, со всей полнотой они пребывают в радости Его любви. Просвещенные Богом угодники видели, что малыши в своей близости Престолу Господню сродни цветам в райском саду, радостно устремляющимся к Преблагому Свету.
В нашей церкви есть удивительный святой, чью память мы отмечаем 26 ноября (в России 9 декабря — Прим.перевод.), — Стилиан Пафлагонский. При жизни этот угодник, будучи отшельником, тем не менее много покровительствовал маленьким детям, защищая их и исцеляя, поэтому и на иконах его всегда изображают с детьми.
Да и наша церковная традиция испокон веков сохраняет особое, доброе и трогательное отношение к детям.
Маленькие мальчики могут участвовать в богослужении, помогая в алтаре, а кроме того, каждому ребенку до достижения семилетнего возраста позволительно причащаться Страшных Христовых Таин без исповеди и поста, что является великой привилегией в сравнении с отношением ко взрослым причастникам.
Великий святой ХХ века, Паисий Святогорец, говорил так: «По молитвам маленьких детей могут случаться чудеса, потому что нет молитвы сильнее, чем детская» («Поучения»). Удивительная сила детской молитвы возможна потому, что сердце ребенка чисто, как чисты и все его чувства, не запятнанные еще скверной нашего мира, мира взрослых людей.
Господи, просвети нас и помоги нам быть как дети, чтобы мы сподобились стяжать чистоту их веры, светлость ума и тем самым стать Твоими друзьями!
Вдохни в нас благодатные силы — светить Твоим светом, озаряя всех чистотой, радующей Тебя и Твоих угодников!
Перевод Елизаветы Терентьевой для «Правмира»