Русские — наверное, единственный народ в мире, у значительной части которого прочно вошло в привычку не отзываться о себе как о народе хорошо. Характерные национальные черты принято сравнивать с особенностями соседей, причем всегда не в свою пользу.
Если обращаем свой взор на Восток, то отмечаем, какое там царит целомудрие и почитание стариков, и как нам до этого далеко с нашим развратом и неблагодарностью. Если — на Запад, то приводим в пример чистоту улиц и совершенство демократии, не забывая при этом попрекнуть себя отсталостью и неорганизованностью.
Некоторые даже видят в этом акт смирения: смотрите, из какой грязи я произошел, куда уж мне! Был даже целый такой жанр в православно-патриотических СМИ 90-х годов, да кое-где и сейчас встречается — самобичевательски-покаянный. Его суть можно обозначить так: мы, русские, впали в тяжкие грехи и совсем опустились, мы пьем водку и делаем аборты, а потому и поделом нам, если завтра придут благочестивые мусульмане-трудолюбивыекитайцы-доблестные войска НАТО-нужное подчеркнуть, займут наши города и веси и наладят там правильную, достойную жизнь. А нас больше не будет — ну да и сами виноваты, ведь по грехам же.
Покаяние — это дело очень личное. Это когда только ты и Бог, а еще священник, который только свидетель, и аналой с крестом и Евангелием. И грехи ты на исповеди называешь свои, отягощающие твою совесть, а не жалуешься на родных и близких и не пересказываешь о них сплетни. Но о себе — это очень близко к телу, это жестко и больно, а тут предоставляется такая замечательная возможность: и вроде как покаяться, и не в том, в чем именно ты согрешил. И движение какое-то происходит, и жизнь свою в то же время можно не менять.
Знаете, есть много таких семей, на примере которых можно убедиться в том, как работает пятая Заповедь Божия — «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». Вот только, увы, чаще эти примеры бывают отрицательными. Это те семьи, где ребенок растет без отца ― разведенного или рано умершего ― а мать, исполненная на своего бывшего обиды, разрешает говорить о нем либо ничего, либо плохо. То есть, самый близкий человек, мать, постоянно принуждает ребенка совершать тяжкий грех против второго его самого близкого человека ― отца. Это порождает тяжелый конфликт, с которым ребенок не может справиться.
Именно те дети, из которых обиженная мама «коленом вышибает» согласие с тем ее мнением, что «папа был плохой», в подростковом возрасте часто становятся наркоманами, алкоголиками или игроками. Вся человеческая жизнь катится под откос, и только по одной причине ― похулил отца, совершил Хамов грех. Для справедливости замечу, что работает то же правило и в отношении матери или других членов семьи, вот только подобные случаи не распространены.
А похулить свой народ ― это еще гораздо хуже и тяжелее для судьбы, чем осудить отца. Допустим, был у ребенка отец пьяница и дебошир, сын в деталях помнит драки и скандалы своего детства, и не так-то ему просто все это забыть и простить. Но в таком случае можно «делать жизнь» с трудолюбивого и трезвого деда. Или доброй и сердечной матери. Или с рассудительного и невозмутимого дяди.
Но в том случае, когда тебя заставили несколько раз повторить «русские плохие», а у тебя так уж сложилось, что все только русские по всем линиям, то под ногами вообще не остается опоры. Прокляты все предки до седьмого колена, не на кого опереться, остается только впасть в крайнюю тоску и пойти повеситься. Ну, или запить по-черному, раз уж тебя записали в потомки пьяниц, и другого выхода нет.
Этот страшный грех хулы на отцов нам подкладывают постоянно, заворачивают в яркие обертки, предлагают проглотить, как сладкую конфетку. Скажи волшебные слова: «Хочу отель на курорте, где русские не отдыхают», — и будет тебе комфорт и счастье. Скажи другие: «Русские не любят и не умеют работать, поэтому приходится завозить трудолюбивых, выносливых и неприхотливых мигрантов», — и тебя сочтут просвещенным толерантным человеком и станут принимать в приличном обществе. Скажи благочестивое: «Все русские должны денно и нощно каяться в грехе цареубийства, кровь на них и на их детях», — и станешь приятен не только либералам и левым, но и некоторым правым.
Нет, не будет тебе счастья, равно как и Хаму с его потомками. Потому что, привычно хуля свой народ и свою кровь, ты разрушаешь себя, потрясаешь основы своего бытия, а не чьего-то иного. Даже если ты не русский по крови, но говоришь на русском языке и воспитан в русской культуре, то последствия будут те же ― занимаясь постоянным самовнушением на тему «негодности русских», ты сможешь убедить себя только в собственной негодности и запустить программу самоуничтожения, остановить которую будет очень, очень трудно.
Как же все-таки перестать себя разрушать? Для этого нужно учиться быть благодарным не только членам своей малой семьи ― родителям, супругу, детям ― но и как большой семье своему целому народу. А русский народ очень даже есть, за что благодарить. Хотя бы за то, что он сумел выжить, и именно поэтому ты сейчас ходишь по земле. Выжить в войнах, в революциях, в самых тяжелых и трагичных исторических перипетиях и потрясениях. Поверьте, это не было легкой жизненной задачей.
Тогда мир вокруг вас начнет потихоньку меняться. И, приехав в старинный город, вы начнете видеть не уснувшего на лавочке грязного алкоголика и не раскрашенных существ женского пола в красных ботфортах, а, например, собор XVII века и купеческий дом с палисадником. Слово «русский» встанет совсем в другой ассоциативный ряд ― не «русские пьяницы», «русское быдло» и «русские… хм… женщины легкого поведения», а «русские богатыри», «русская культура», «красота русской природы» и «русская церковь».
Почему это важно? Потому что русский ― это ты. И образ русского, складывающийся из мельчайших деталей в твоей голове ― это образ себя. Это твоя жизненная сила и опора для дальнейшего роста. Она может стать благословением, если принимать ее с благодарностью к предкам, или проклятием, если делать акцент на их грехах. Да, Ной был пьян на самом деле, вот только разные его потомки отнеслись к этому по-разному.