Вот и началось! Уже целый год, православные готовились к Высокому паломничеству к Хитону Господа в Трире. Трир — не просто древнейший город Германии, это удивительный город – дом святых Константина и Елены. Дом — не в переносном смысле. Равноапостольные императоры жили здесь до построения Константинополя. Это город, где правил Святой Константин после смерти отца Констанция Хлора, это его резиденция. 10 лет жизни великого человека и великого императора прошли здесь.
Это были самые удивительные годы его жизни. Именно в трирский период, Константин становиться сознательным христианином. Он долго не принимал таинства Крещения. Боялся, что управляя доставшейся ему огромной Империей, не сможет вести жизнь, достойную христианина. А формализма не хотел. Однако, всегда принимал живое участие в жизни Церкви. Он не был равнодушным человеком. Ошибался, но и совершал великие дела.
Константин любил и почитал свою мать. Здесь в Трире своим указом, возвел он Елену (по происхождению дочь трактирщика) в статус Августы — императрицы. Ее мудрость и таланты правительницы были безусловны.
В Трире же готовил он, Миланский эдикт, давший свободу христианам. Церковь восприняла это как чудо. После трех столетий, непрекращающихся гонений, христиане теперь могли свободно, исповедовать свою веру! Подписал царь эдикт в городе Милане, находясь там по семейным делам, на свадьбе у своей сестры.
Он и его мать жили здесь. В городе и сейчас есть места, которых Св. Елена касалась руками: чаша из которой она пила, остатки стены ее дома (на стенах которого стоит теперь кафедральный собор) и Великая святыня, которую Св. Равноапостольная царица привезла со Святой Земли – Хитон Господа.
О Трирском нешвенном Хитоне Господа в евангилие от Иоанна сказано «…хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу (воины): не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины».
Рядом с этой церковью на холме Святого Креста, шестнадцать столетий назад, стояли ворота, такие же как и эти, сохранившиеся до наших дней, ворота Порта Нигра. Те ворота назывались Порта Альба. Они были южными воротами.
В 326 году через эти ворота, в город вошла немолодая женщина. Только по следовавшим за ней большим количеством собравшихся людей, можно было догадаться, что это мать императора. Святая Елена, вернулась из своего паломничества на Святую землю — место Земной жизни, Смерти и Воскресения Господа. Она уже стала свидетельницей силы Божией, явленной при обретении Животворящего Креста. Господь воскресил мертвого юношу через прикосновение к Древу, ставшему свидетелем Страданий и Славы.
Теперь в Трир, через эти ворота, везла царица еще одну Святыню Страстей Господних. Его Хитон. Тот самый, который воины не разделили. С тех пор он здесь.
Когда в Европе бушевала Реформация, Мартин Лютер, встречался с епископом Трира и говорил с ним. Владыка увещевал Мартина не рвать Тело Церковное, говоря, что Господь не напрасно в дни тяжких сомнений привел Мартина в Трир, к Хитону Господа. Ведь это не только святая реликвия, но и символ – символ Единой Церкви Христовой. Даже воины не решились рвать его… Но Лютер отступил, не послушавшись советов мудрого иерарха. Европа на столетия захлебнется в крови религиозных войн.
Елена вошла в город. Ее встречал епископ и священство. Здесь на этом холме, и совершили первый молебен у святыни. И заложили храм, в память о первой молитве. Вот он этот храм. Сейчас здесь часто молятся православные. В городе православный приход Московского Патриархата. Приход во имя Св. Мучеников Севастийских. Здесь проходят регулярные Богослужения.
А 14 апреля, в Страстную субботу, впервые в истории, в капелле Св. Афанасия Великого у Хитона Господа, была отслужена православная Литургия. И люди поклонились Хитону Господа.
Трир начал встречать паломников. Сейчас особенно видно, что это Святой Город. Дом Св. Елены – женщины, чей подвиг и служение Христу, приравнивается к апостольскому.
Эльвира Китнис