Третьего декабря скончался российский мультипликатор, режиссер, народный артист СССР, создатель мультиков о Винни-Пухе и льве Бонифации Федор Савельевич Хитрук, в прошлом году отметивший свое 95-летие. Воспоминаниями о нем делится журналист Ольга Любимова.
Федор Савельевич Хитрук был одним из первых моих взрослых друзей. Он очень серьезно воспринимал каждого своего собеседника, независимо от возраста. Даже в общении с самыми маленькими детьми он не позволял себе никакого сюсюканья. Мы обсуждали с ним его фильмы, а также различные нововведения в анимации.
Помню, когда вышел американский фильм «Шрек», я спросила, что он думает о таком новом подходе к анимации. Федор Савельевич сказал: «Если бы „Шрек“ увидел Константин Сергеевич Станиславский, он бы умер от счастья, потому что Шрек, Фиона, Кот и Осел играют лучше, чем Качалов и Книппер-Чехова, полностью следуя системе Станиславского. Но если бы фильм увидел Уолт Дисней, он бы тоже умер. Только с горя… потому что увидел бы, что из анимационного кино ушла душа».
Его фильмы любит уже семь поколений советских и постсоветских людей и будут любить еще долго. Но мало кто знает, что и в мире он был признан. На студии Диснея он встречался с художниками студии Фрэнком Томасом и Олле Джонстоном (самого Диснея уже не было в живых), которые рисовали лучшие диснеевские картины.
В его кабинете дома в рамах висели кадры из «Бемби» с автографами на память этих удивительных художников-аниматоров. Я просто поверить не могла, что такое сокровище может висеть дома — кадр из диснеевского мультика!!!
Федор Савельевич встречался и с Вольфгангом Райтерманом — немецким художником, работавшим в Диснеевской компании. Райтерман рисовал западного Винни-Пуха — мы этот фильм, где Кристофер Робин, маленький, розовый Пятачок, Тигра, тоже видели. И я у него спрашивала: «Неужели вы не спорили, каким должен быть Винни-Пух: упитанным и коричневым или тощим и желтым?». Мне тогда лет 10 было. Он смеялся, говорил, что я не понимаю, какое счастье для него просто встретиться с такими мастерами. Мне потом рассказывали, что Райтерману очень нравился «Винни-Пух» Хитрука.
Отдельная история — почему Федор Савельевич выбрал профессию аниматора. Ведь он родился в 1917 году, фронтовик, и вдруг такая мечта — снимать мультики для детей… Он мне рассказывал: «Вы, Олечка, не представляете — я был на первом Московском кинофестивале». В 1935 году! Там он впервые увидел диснеевские шедевры: «Три поросенка», «Микки-дирижер» и «Забавные пингвины». «Микки-дирижер» тогда просто ошеломил, потряс.
Я была совсем молодой журналисткой, брала у него интервью, и мы вспоминали эту историю. Ну и, конечно, я задала ему столь очевидный гипербанальный вопрос: «Вас поразил „Микки-дирижер“, и вы сразу захотели стать, как Дисней, художником?». Он рассмеялся и ответил: «Нет, намного хуже. Когда я посмотрел этот анимационный фильм, захотел стать дирижером, но когда понял, что со мной сделал Дисней, захотел стать аниматором».
А еще мы говорили с ним о том, почему сейчас не снимают таких мультфильмов, как «Карлсон», «Виннни-Пух», «Оле Лукойе». И Федор Савельевич ответил: «Во-первых, новое поколение аниматоров страшно боится дидактики. Это и понятно. Это реакция на те условия цензуры, контроля и поучительства, которыми нас буквально поедали. Но ведь это давно уже прошло, а они до сих пор почему-то больше всего боятся быть понятными и простыми. Есть такой термин, по-английски — no message. Никакого послания. Ради Бога, только чтобы никто не понял, что я хотел сказать».
При этом такой сложный режиссер, как Юрий Норштейн, был одним из любимых художников Федора Савельевича. Потому что в фильмах Норштейна есть message. Такую глубину Федор Савельевич ценил и в своих учениках. Он почти до 90 лет преподавал, к нему приезжали домой, он сидел за компьютером — прекрасно разбирался в современной технике. В кинотеатры не ходил, но дома все смотрел. Думаю, если бы еще неделю назад я к нему приехала, он бы мне подробно рассказал и про последний сезон «Смешариков», и про «Машу и медведей», и про последнюю серию «Трех богатырей».
Он был против цензуры, рассказывал про идиотские придирки и вырезки из фильмов в советские времена, но говорил о том, что во многом замечательные советские мультипликационные фильмы были созданы именно вопреки, а не благодаря. «Когда я чувствую сопротивление как художник, когда ветер дует мне в грудь, меня это больше мобилизует, чем когда ветер дует мне в спину или вообще не дует никуда…», — говорил Федор Савельевич.
Самым лучшим отечественным анимационным фильмом Федор Савельевич считал «Снежную королеву», снятую в 1957 году Львом Атамановым. Сам Хитрук тоже участвовал в создании этого фильма как молодой художник.
Три дня назад случайно в книжном шкафу нашла привет от Феди Хитрука — кадры из «Топтыжки» с подписью на память моим детям. А вчера позвонила мама и сказала, что его больше нет. Федору Савельевичу было 95 лет. Он умер дома, просто прикрыв веки, заснул на своей кровати, оставив нам столько чудесных героев и образов, крылатых фраз и выразительных жестов. И наши внуки будут с удовольствием смотреть Винни-Пуха, Льва Бонифация или Топтыжку. Он все это нам оставил. Так что… Хитрук! Спасибо, что живой…
Читайте также:
Федор Хитрук: Все мои фильмы автобиографичны
Памяти Федора Хитрука: 35 тысяч дней и 97 фильмов