«Хор» прихожан как совершенно неизученный феномен
Этот раздел я посвящаю как раз тем, кто хотел бы (и мог бы) взять на себя функцию ведущего, руководителя общенародным пением. Далеко не всегда им может быть регент клиросного хора. Во-первых, ему это может быть неинтересно, во-вторых не каждый регент способен вырваться за рамки клиросных норм звучания. Но если эту функцию способен и желает взять на себя мой брат-регент, то это прекрасно!
(всем остальным читателям этой статьи разрешается потихоньку подглядывать и даже комментировать прочитанное).
Итак, дорогие коллеги, интересная петрушка получается: ни в одном учебнике по хороведению мы не найдём тех критериев и терминов, которыми определяется категория подпевающих в храме людей. Поэтому я начну с уточнения терминов, которыми я буду оперировать в дальнейшем.
Главнейший из них – ПЕНИЕ. Большинство споров в комментариях к предыдущим статьям было вызвано тем, что этот термин применялся разными читателями в разных смыслах. А существует два принципиально разных режима издавания звуков – ПЕНИЕ и ПОДПЕВАНИЕ. Вот второй-то режим и является единственным возможным режимом звучания прихожан на службе.
ПЕНИЕ – это сознательный процесс управления своим голосом в соответствии с той информацией, которую воспринимают наши органы чувств: глаза (мы видим ноты, тексты, руку дирижёра), уши (мы слышим заданный тон, певцов соседних партий, контролируем чистоту и баланс собственного голоса), память (соединяем всё вышеперечисленное со знакомым нам обиходным напевом). Поющий человек обладает достаточной свободой для сознательного противопоставления мелодии или ритмического рисунка своего голоса всем остальным, если того требует партитура напева.
ПОДПЕВАНИЕ – это всегда зависимое пение. Движением голоса по мелодии человек управляет не сам, а его слышание соседа рядом. Голос «прилипает» к той высоте, которую его уши слышат наиболее отчётливо. Если человек знает головой, что нужно сделать движение голосом вниз, но сосед поёт вверх – голос выбирает направление реальной активной мелодии соседского голоса.
Подпевание может быть основано и на шаблонах знакомых напевов. В этом случае возникает иллюзия ПЕНИЯ. Какая-то мелодия, многократно прослушаннная, может быть воспроизведена довольно точно, но человек бессилен изменить в ней хотя бы один звук.
Подпевание – процесс, очень сильно завязанный на психологическое состояние подпевающего. Если человек знает, что у него есть ведущий голос рядом, что над ним нет критического контроля, что из известного ему шаблонного напева ничто никуда не уведёт – комфортное психологическое состояние позволяет ему петь настолько громко, что по твёрдости и энергетике он ничем не отличается от ПОЮЩЕГО. Однако, если ведущий сосед почему-то замолчал, или нарушился мелодический шаблон, короче – в случае психологического дискомфорта (боязни оставить свой голос в одиночестве) подпевала мнгновенно умолкает. Многочисленные наблюдения показывают, что даже 10 подпевал не компенсируют навык самостоятельного пения одного полноценно поющего человека.
Да. Как это не обидно может кому-нибудь показаться, но прихожане в храме не поют, и петь не должны. Как и на клиросе (в идеале) не должно быть подпевал. У каждого из этих хоров – свои законы, свои технические и эстетические точки отсчёта. То, что является обязательным для хора одного типа, может являться необязательным, и даже нежелательным для другого хора.
Поскольку вся серия статей посвящена хору прихожан, остановимся на его характеристиках.
1. В отличие от клироса, прихожане НИКОМУ НИЧЕМ НЕ ОБЯЗАНЫ. Клирошанин – тот обязан. Он издаёт те звуки, которые обязан петь именно он в каждый конкретный момент богослужения (разве только чихнёт нечаянно). Прихожанин может подпевать, а может не подпевать. Он может делать это чисто, а может фальшиво. Это не его ОБЯЗАННОСТЬ, а его ПРАВО.
2. В общенородном пении (подпевании) напрочь отсутствует ОЦЕНОЧНЫЙ ФАКТОР. Это вроде бы и так понятно – оценка возникает только тогда, когда есть кому оценивать, а когда поёт весь храм, тогда оценивать некому. Однако ведущий такое пение регент должен обладать необходимой гибкостью, чтобы внутренне перестроиться и поменять свою требовательность к клиросному пению на отсутствие всякой требовательности к пению общенародному.
3. Поскольку приходской хор – это хор «подпевал», то руководитель управляет им как рукой, так и голосом. Оба инструмента управления в равной степени значимы и взаимозаменяемы. В очень большой степени технология ведения за собой прихожан близка к фольклорной ситуации: есть запевала, и есть ведомые им остальные певцы.
Вот и получается, что управлять таким хором можно только обеспечив благоприятную, комфортную атмосферу для подпевания. Чтобы возбудить прихожан к подпеванию, необходимо соблюсти для них комфортность:
а – психологическую,
б – звуковысотную,
в – темпоритмическую.
Об этих факторах подробно поговорим в следующей статье.