Церковь Святого Семейства в Барселоне. Все восхищаются – те, кто ее видели, и те, кто знают о ней из книг. Не восхищаться не решится ни один «культурный человек». Хотя для «культурного человека» вполне допустимо, например, неприязненно цокать по поводу «однотипных церквушек» в Москве и воротить нос от восставшего из небытия Храма Христа Спасителя.
Справка: Церковь Святого Семейства (Искупительный храм Святого Семейства) — церковь в Барселоне, строящаяся на частные пожертвования начиная с 1882 г., знаменитый проект Антонио Гауди. 7 ноября 2010 года собор был освящён папой Бенедиктом XVI и был официально объявлен готовым к ежедневным богослужениям. По данным правительства Испании полностью достроить собор удастся не ранее 2026 года.
Тесная площадь, заполненная до отказа туристами в шортах. Множество плохих кафе с быстрой едой, быстрыми едоками, растерянно глазеющими на самую священную стройплощадку наших дней. Там, за внушительным забором, опоясанным очередью, высится странное сооружение, ставшее символом религии без Творца, религии человеческого творчества, полета фантазии и отречения от «старого мира» старой веры.
Sagrada familia, пожалуй, воплощает в себе гораздо больше это отречение, чем все проекты советских времен. Советские строители отбросили религию и разрушили ее храмы, а европейские люди религию переформатировали, из нее же самой вылепили ее противоположность.
Под стать новой религии ее главный храм.
Поэтому, возможно, эта стройка и производит такое сильное впечатление, если тебе знаком исторический опыт тотального разрушения в СССР и ты вглядываешься в контуры архитектуры и в облик ее поклонников.
Между прочим, при входе в храм Святого Семейства не действует журналистское удостоверение, которое работает во всех музеях Запада и Востока. Даже пройти без очереди оно не позволяет. Перед этим творением гения бессильны пропуска. Стой как все, если хочешь насладиться.
Усомниться в гении Гауди – преступление с точки зрения авгуров божества искусства.
В его гении, впрочем, усомнились дважды. Сначала его главное творение разрушила гражданская война. А затем его не захотел воссоздавать из руин генерал Франко, который все нормальные католические монастыри и храмы Испании, пострадавшие от войны и бесчинств, восстановил.
Бесчинств хватало. Кровью монахинь даже замазывали изображения святых.
Бесконечная стройка выросла здесь после ухода генерала. И продолжается, несмотря на то, что современные строительные технологии позволяют любой сложности сооружение возвести в считанные месяцы.
Католическая Испания благодарна Франко, но прячет свою благодарность подальше. Так, даже с площади в Толедо убрана табличка, извещавшая, что здесь генерал объявил себя каудильо. А перед фронтоном кафедрального собора Барселоны выставлены на поругание гигантские фотографии Франко и монахинь. Им пририсовывают рога, копыта и хвосты. Любой сорванец, любой обладатель краски может глумиться над смиренными пленниками времени. Вот они, дадзибао либерального общества, где гейпарады предписаны, а одежда религиозных людей запрещена — рога и хвосты у монахинь с закрытыми вуалями лицами.
Что ж, разглядим собор Святого семейства. На нем нет Креста. Его венчают подобия древа жизни, странные конусы с некими антеннами-медузами для улавливания беспокойных сигналов космоса.
Его стены населены странными существами с квадратными головами, в которых не угадать ни Святого семейства, ни Христа, ни апостолов, ни праотцев. Их тела, измученные фантазией продолжателей дела Гауди, больше похожи на грешников в аду. Их черты исполнены ужаса. С тоской они взирают на публику в шортах и шлепанцах, безостановочно фотографирующую стены вечной, как адские муки, стройки.
Фронтон, оставшийся от Гауди, несколько привычнее смотрится, чем то, что достраивают по его замыслам. Человек своего времени, он изобразил лица Священной истории максимально человечными, как людей из соседней булочной. Это обыватели, симпатичные и совсем не давящие на мозги пророческим горением. Продолжатели дела Гауди изобразили тех же героев демонами.
В толпе зевак нет ни священников, ни монахинь. В этом храме не служат литургии, здесь никого не отпевают, не крестят, не венчают и не исповедуют. Билет нужен лишь для того, чтобы глотнуть цементной пыли, которая висит в воздухе, и оглядеть колонны, взмывающие ввысь, к бетонному потолку в пузырях и адских всполохах.
Главная святыня – гроб самого Гауди. Он лежит в цокольном этаже, никому особо не нужный. Возле его могилы нет и следа молитвенного бдения. Он поставлен на проходе от одной части фотоэкспозиции к другой ее части. Может быть, так и должен лежать тот, кто породил столь странное сооружение и столь соответствующую ему идею – вечной недостроенности, невозможности достижения идеала человеческих дел, поклонения гению человека, вечного пересмешника Бога.
Испания – страна разомкнутой истории. И Собор Святого Семейства – ее главный пантеон. В нем таится секрет, как именно и что именно нужно сделать с людьми и их верой, чтобы они навсегда потеряли смысл своего бытия и цель своего предназначения. И в тяжелую минуту поглядывали бы на древо жизни, усеянное белыми бетонными голубями, которые больше не символизируют ничего. И отворачивались бы от приземистых ангелов с позеленевшими медными трубами, из которых никто уже не воззовет ко дню Страшного суда.
Искусство вечно. Жизнь быстротечна. Греха нет. Надо успеть насладиться вкусом жизни, которая прекрасна, если у вас на это хватит денег. А Страшный суд отменен навсегда. Всем, кто исповедует эту веру – в собор Гауди, а потом – дискотека на Ибице. Аминь.
Читайте также:
Рождество Христово в стране выходных