Храм Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище
Дорогие читатели, этот рассказ участвует в конкурсе. Кому достанется приз читательских симпатий — определяете вы: оставляйте комментарии в конце статьи. Присылайте нам и свои рассказы
1. От апостольских времён…
…Объятый зеленью прилегающего тихого парка, а издалека — глядя на многолюдную площадь около московской станции метро Семеновская – стоит Храм Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище. Возведенный в середине 19 века, спустя немногим менее ста лет он разделил трагическую судьбу многих других храмов: в 30-е годы двадцатого столетья здание лишилось своего облика и назначения, и было переоборудовано под рабочие заводские мастерские, а позже кладбище, расположенное вокруг храма, было сровнено с землёй и обустроено под сквер. Прошло время лихолетья, и теперь, по милости Божьей и по молитвам и трудам, храм вновь действует и радует взгляд и душу.
Храм Воскресения Христова является Патриаршим подворьем, переданным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием для Среднеазиатской епархии в распоряжение митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира. Посещая Москву, владыка Владимир всегда участвует в богослужениях, и тогда в храме становится особенно радостно и торжественно. С Владыкой многое связано в нашем храме и в нашей приходской жизни. В его биографии есть повествование о том, как его матери ещё до рождения сына приснился сон, «будто у его сына самая красивая невеста». Ныне Владыка говорит: «Да, у меня самая прекрасная на свете невеста – Церковь».
Каждый прихожанин храма – это маленькая частица большой семьи – Русской Православной Церкви. Участвует он не только в церковном молитвенном общении, но и в самой жизни прихода. По благословению настоятеля — архимандрита Августина /Пиданова/, возобновлена в нашем храме древняя благочестивая традиция, пришедшая к нам еще от апостольских времён – пение Божественной Литургии всем народом – общим хором прихожан. И тогда наше общение, общее пение всем народом незримо, но явно, сквозь века, объединяет нас с теми, кто своими очами видел Господа нашего Иисуса Христа, соединяет нас со всей полнотой церковной. И когда держишь перед собой тексты богослужения и следишь за рукой регента, за ходом самой службы, то чувствуешь себя участником службы Господу. Благодаря таким службам, начинаешь лучше понимать содержание и смысл Литургии, слова песнопений, молитвы священнослужителей.
По воскресным и праздничным дням в храме служится две Литургии: ранняя с 7 часов 30 минут и поздняя с 10 часов утра. Иногда, по милости Божьей, есть время и силы присутствовать на обеих службах. В такие дни, с радостью и молитвой участвуя в хоре с народом за ранней Литургией, затем с особым благоговением молишься, слушая пение нашего основного хора на клиросе. Конечно, наше простое народное пение нельзя сравнить с красотой и сложностью древних песнопений, часто исполняемых нашим правым хором, но и мы всей душой тянемся к тому, чтобы наше скромное пение было приятно Господу и другим прихожанам. И слава Богу, Господь даёт нам возможность, силы и умение, а святые лики смотрят на нас со всех сторон, и мы чувствуем их помощь, даже если голос «сел» или какие-нибудь ноты видим впервые. В истории нашей Церкви бывали такие времена, когда священникам зачастую приходилось служить литургии в любых, совершенно иных условиях: без храма, большого состава духовенства, клиросного хора. Тогда своим присутствием, молитвами, пением миряне могли поддержать священника. И мы считаем своим долгом быть готовыми к любым временам и условиям. В этом нам помогают в том числе и такие службы с пением Божественной Литургии всем народом.
Во время общего пения любой человек, находящийся в церкви, может взять у регента текст службы с нотами и попробовать приобщиться к нашей доброй традиции. И тогда понимаешь, что здесь не столько важны хорошие вокальные способности, а важен тот Дух, с которым мы предстоим Богу. Иногда достаточно и того, что очень тихо или только мысленно молишься и поешь, но с любовью и трепетом, и тогда каждое слово песнопений добром и теплом отзывается в душе. Люди поют вместе, и это молитвенная поддержка и духовенству и каждому стоящему в храме человеку. Но самое главное, где больше любви – там молитва слышнее Богу.
Юлия Осинина
2. Божий хлеб.
…Прекрасный летний день. Прихожанин входит в храм, чтобы помолиться и поблагодарить Господа за то, что Он никогда не оставляет нас без Своей помощи, всегда подает силы, вселяет надежду и укрепляет веру…Осенив себя крестным знамением, он подходит к свечной лавке и подаёт на проскомидию несколько записок с именами родных и друзей, о которых он молится. Немного позже этот человек возьмёт несколько просфор: одну, возможно, съест сразу после службы в храме, запив несколькими глотками святой воды; другие отнесёт домой, чтобы вкусить их с молитвой о своих близких в те дни, когда он не сможет пойти утром в храм.
Что такое проскомидия, на которую подаются записки? Это часть литургии, во время которой готовятся Дары на жертвеннике, являющиеся составляющими для Евхаристии — таинства Тела и Крови Христовой — и совершается предварительное поминовение Церкви перед жертвою. На проскомидии для таинства используются хлеб и красное вино. Порядок этого таинства был установлен Самим Господом Иисусом Христом. Этот хлеб имеет особое название – просфора. Это название происходит от греческого слова «приношение». В древности верующие приносили в Храм домашний хлеб, и часть этого хлеба отбиралась для Евхаристии, а часть — для употребления за трапезой после Литургии и для содержания клира. Для Причастия используется только пшеничный хлеб, потому его употребляли иудеи во время земной жизни Иисуса Христа, и именно такой хлеб Он Сам использовал при установлении этого таинства. Хлеб для Евхаристии должен быть чистый как по составу, так и по способу приготовления. Христиане приносили еще и другие дары: вино, ладан, масло. Этот обычай сохранился до сих пор, но прервалась традиция использовать домашний хлеб для Евхаристии, поскольку все сложнее было найти годный для таинства, а трапезы братолюбия перестали устраиваться, изменились и способы содержания духовенства.
Как изготавливаются просфоры в Храме Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище? Придя в просфорную храма, перед началом столь ответственного дела просфорный служащий молится, читая молитвы «Царю Небесный», «Отче наш», тропари преподобным Спиридону и Никодиму, просфорникам Печерcким — покровителям искусства выпекания просфор.
После молитвы, взяв, например, шесть килограмм муки, её тщательно просеивают, чтобы никакая грязь не могла попасть в святой хлеб. Просеянную муку на время оставляют в специальном пластмассовом корытце. Затем в мерный стаканчик наливают литр святой воды, добавляют немного соли и стограммовые пачки дрожжей, пропорционально объему воды и муки: например, из расчета 15 кг муки кладётся одна пачка зимой, а летом – половина пачки. Это связано с тем, что в жаркое время тесто подходит быстрее, чем в холодное. Содержимое стаканчика тщательно перемешивается, после чего на шесть килограмм муки добавляется два литра тёплой воды, чтобы просфора была румяной, вкусной и мягкой. Затем к полученной смеси добавляется оставшийся литр святой воды с солью и дрожжами, и полученная масса тщательно, под чтение молитвы Иисусовой, размешивается до такого состояния, когда тесто становится эластичным, словно пластилин. Ручное замешивание может заменить электрический тестомеситель, что упростит работу и сэкономит время. Но самое главное при изготовлении просфор – постоянная молитва.
Полученное тесто выкладывается в пластмассовое корытце и накрывается клеёнкой, внутренняя сторона которой обшита льняной или хлопчатобумажной тканью. Это позволяет сохранить тесто от обветривания и от присыхания к ёмкости, потому что в противном случае тесто станет по качеству неподходящим для изготовления просфор.
Примерно через 20 минут тесто поднимается – и начинается второй этап работы. От теста отрезается часть за частью и медленно раскатывается до необходимой толщины: для служебных просфор толщина теста должна быть чуть больше, чем для маленьких. При аккуратном раскатывании тесто становится гладким, плотным, без воздушных прослоек и приятного светло-жёлтого оттенка. Затем готовый кусок теста выкладывается на стол, накрывается такой же клеёночкой, о которой говорилось выше, и оставляется на десять минут — иначе при создании форм тесто будет прилипать к столу и приобретет некрасивую, немного вытянутую форму. Затем с помощью специальных формочек из теста нарезаются маленькие кружки, которые используются в таком виде для изготовления обычных просфор. Но так как служебные просфоры имеют более крупный диаметр, то основания для них выкатываются вручную из маленьких.
Готовые круглые основания выкладываются на смазанный воском поднос, который ставится в расстоичный шкаф, где тесто подходит быстрее. Тем временем подготавливаются верхние части для просфор – такого же диаметра, как основания, но с использованием формы-печати с изображением четырёхконечного креста с сокращением имени Иисуса Христа (Ис Хе) и словами ни ка. Для малых просфор иногда используются и другие печати: например, с изображением Богородицы, Пресвятой Троицы, но поверх таких изображений всегда виден небольшой крест. Подобные печати в Москве можно приобрести, например, в Даниловом монастыре. Готовые верхние части для просфор выкладываются на деревянный поднос, которые накрывается клеёночкой и также ставится в расстоичный шкаф.
Теперь перейдем к заключительному этапу этой работы. Как только тесто подошло, подносы вынимают из расстоичного шкафа и начинают соединять верхние и нижние части просфор: нижняя часть смачивается водой, а верхняя накладывается на нижнюю. После этого каждую просфору прокалывают тонкой чистой спицей, чтобы внутри просфоры не образовывался воздух: маленькие просфоры прокалываются один раз, а служебные — 5-8 раз. Если этого не сделать, то просфора может потерять ровную форму, а её верхняя часть открепится от основания. Заготовки просфор ставятся на подносе в электрическую печь. Маленькие просфоры пекутся при температуре печи 200-220 С около 20-30 минут, а служебные — около 60 минут, или полтора часа при температуре 140 С. Окончательное время изготовления зависит от качества замеса теста, от того, как быстро и хорошо оно поднялось и от других особенностей. Просфора готова, если она полностью пропеклась, то есть внутри не осталось сырого теста. Когда просфоры приняли светло-жёлтый цвет или немного покрылись корочкой, их вынимают из печи, высыпают в деревянный ящик и накрывают несколькими сухими полотенцами и клеёночкой… Когда готовые просфоры остынут, их аккуратно раскладывают на подносе и относят в храм на Божественную Литургию… А на рабочем месте пекаря наводится порядок и чистота. После уборки прочитываются молитвы по завершении всякого доброго дела.
Благодаря Божьему установлению, традициям Русской Православной Церкви, стараниям работников храма, молитвам духовенства и прихожан, Вы причаститесь Святых Христовых Таин или вкусите в нашем храме просфору! Церковь в лице каждого и всех вместе в своих молитвах помянёт пред Господом тех, о ком Вы заботитесь. Ждём Вас в нашем храме для молитвенного общения в любой духовной нужде, в печали и в радости!
Станислав Кузин
3. Первая школа для маленького сердечка.
В нашем храме работает воскресная школа, даже две школы: одна – для взрослых, другая — для детей. Моя свекровь с удовольствием ходила на занятия для взрослых. По ее словам, они ей очень помогли. Человек, который воспитывался вдали от православной среды, часто никак не может до конца воцерковиться – но не потому, что его что-то отталкивает в самом Православии, а потому, что он просто не понимает церковной службы: не знает, куда встать в храме, какому святому поставить свечку…. Кроме того, эти занятия интересны и тем, кто давно уже чувствует себя воцерковленным, но хочет лучше понимать Богослужение, а также тем, кто интересуется историей нашей Церкви, устройством храма, иконописью.
Мне же хочется подробнее остановиться на занятиях для детей, а особенно на уроках для младшей группы, поскольку уже два года я посещаю их каждую пятницу со своим ребенком.
Я была очень приятно удивлена, когда узнала, что в воскресную школу принимаются дети с четырёх лет (а на практике ходили малыши даже более раннего возраста), потому что пыталась найти занятия при храме для своего сына, но мне везде говорили: в школу принимаются дети от пяти или шести лет, а ведь четырехлетние малыши, особенно те, которые с рождения в храме, — уже лет с трех задают очень сложные вопросы про веру в Бога, про жизнь и смерть. Помню, как моего Ваню в четыре года мучил страх смерти. Буквально каждый вечер он мне говорил, что не хочет умирать. Учительница в воскресной школе, Ника, сумела так рассказать про смерть, а точнее — про переход к вечной жизни, — что больше к этому страху не возвращались. Благодаря воскресной школе, Ваня научился петь (хотя раньше я считала, что у него нет слуха) и рисовать. Но главное, наверное, в том, что у малышей, посещающих воскресную школу, сложилась своя маленькая «община». Как приятно видеть, что ребенок нашел хороших православных друзей, которые по-доброму наставляют друг друга даже во время богослужения (они-то уже знают, куда, какому святому и почему надо поставить свечку); как приятно наблюдать их общую молитву перед учением и после него, до и после трапезы; как здорово, что они вместе пьют компот с печеньем в перерыве между занятиями. Мне кажется, что для детей, которые еще не ходят в обычную школу, очень важно, что именно эта, воскресная школа, станет первой школой в их жизни.
Я никогда не забуду, как учительница Ирина Николаевна рассказывала малышам про Дары Волхвов. Мой непоседливый ребенок слушал 40 минут, почти не моргая, боясь пропустить хоть одно слово, а потом дома снова и снова пересказывал мне услышанное на уроке. К праздникам Пасхи и Рождества Христова наши ребята готовят спектакли и духовные песни. И очень замечательно, что организаторы объединяют младших детей с более старшими: ведь малыши учатся на опыте ребят постарше, а подростки получают навыки общения с малышами. Анна, режиссер и организатор праздничных спектаклей, находит роль даже для самых маленьких и немногословных учеников воскресной школы. А еще на праздники мы ходим в Интернат — поздравлять детей, у которых нет родителей. И как это важно нашим, более-менее благополучным детям! Ведь нам, родителям, больше всего хочется, чтобы дети не вырастали бессердечными эгоистами, равнодушными к чужой беде. Я очень надеюсь, что эта первая школа, куда ходит мой сын, останется навсегда в его памяти, и, главное, в его сердечке.
Наталья Волкова
4. Благословение на создание семьи.
…Я уже начала было с одиночеством смиряться… Хотя, конечно, очень грустно представить себе: прожить всю жизнь без любви, без детишек, без семьи… Но получалось, что в тех, кому нравилась я, сама не видела будущего мужа. Моя мама говорила: бессмысленно принца ждать — принцев не бывает; или принц рядом, но я не умею ценить то, что имею. А мне, конечно, не принц был нужен, а любовь: чтобы и о нем заботиться, и рядом его опору чувствовать; чтобы семья была православная; детишек хотелось много… Несмотря ни на что, верила в любовь, но понимала, что не всем людям Господь даёт супружество… Мне было больше 25 лет, и многие говорили, что пришла пора непременно выйти замуж. Некоторым людям кажется, что с каждым годом создать семью труднее, поэтому чем старше, тем, говорят иногда, важнее выйти замуж чуть ли не при первой предоставляющейся возможности. Особенно нелепым поступком для многих знакомых выглядел со стороны мой отказ от, как говорится, очень выгодного со всех сторон брака, однако ради такого замужества надо было бы поступиться некоторыми православными ценностями. Но один батюшка сказал мне тогда: «Господа не оставишь, веру не предашь, и Ангел-Хранитель все слёзки соберёт». И я сохраняла в своей душе веру и терпение.
Однажды вдруг пришла мысль в голову, что мужем моим будет тот, кто первым в мою комнату войдёт. Мысль была глупая, я себе в этом отчет отдавала. Во-первых, что загадывать, когда на всё воля Божья. Во-вторых, вдруг просто гости придут на праздник — мало ли какой мужчина: может, мой дядя, например, в мою комнату тогда войдёт… Но что-то об этом не подумала и вот загадала… И при этом не переставала с надеждой молиться на такое дальнейшее устроение моей жизни, которое будет угодно Господу, на пользу моей душе и на радость тем, кто меня окружает.
…Однажды пришла я с подругой в музыкальный клуб, где собирались для православных творческих вечеров – до недавнего времени было такое единственное место в центре Москвы. И там случайно увидела алтарника из нашего храма. После концерта он рассказал нам, что есть у него знакомый молодой художник, который сейчас проводит выставку своих картин. Тогда со мной была моя подруга, которая тоже любит рисовать и делает это неплохо – и я подумала, что хорошо бы ей познакомиться с тем самым художником: и общий интерес (живопись), и она незамужем, и художник неженат, и возраст подходящий… Но на выставку мы с подругой так и не смогли сходить. А спустя примерно неделю после этого в нашей церкви мы с подругой снова встретили нашего алтарника. В тот день в храме был тот самый художник, которого мы пока не знали. Неожиданно нас с ним познакомили: «Знакомьтесь, художник П. … ». Я тогда посмотрела на этого молодого человека и подумала, что для моей подруги он не подходит по росту (она очень высокая девушка), да и на художника он не похож. Я всегда представляла, что художники – это длинноволосые, небритые, немного неаккуратные люди, испачканные краской, а он выглядел слишком аккуратным. На этом знакомство закончилось, мы почти не пообщались. Как потом (когда мы уже подружились!) он мне сказал, при этой встрече меня почти и не заметил, совсем не разглядел и не запомнил даже лицо.
Немного позже я как-то предложила нашему алтарнику, зная, что он натура творческая, пойти на одну лекцию по искусствоведению, которая проводилась на Крутицком Патриаршем Подворье для православной молодежи. Он сказал, что, к сожалению, в этот раз не сможет, но дал мне телефон того самого художника, потому что ему как раз это должно быть интересно с профессиональной точки зрения. Отправила я художнику sms-сообщение, потом мы созвонились, но он с трудом меня узнал и тоже не смог пойти на ту лекцию. А мне тогда, честно говоря, даже проще стало, потому что смущала перспектива привести в наш молодежный дружеский кружок практически незнакомого мне человека.
Но как-то в другой день я снова увиделась с ним в нашем храме. После службы мы случайно разговорились. Странно, что мы раньше ни разу друг друга не видели, хотя, как выяснилось, оба постоянные прихожане именно этой церкви. У него в тот раз была с собой папка с фотографиями его картин. Конечно, мне было интересно взглянуть – и он позволил. А сам пошел к священнику (у нас с ним оказался общий духовный пастырь). Пока он был на исповеди у батюшки, я осталась на скамье смотреть ту папку с фотографиями картин. Среди примерно пяти десятков красивых работ – морских пейзажей, храмовых видов и других — мой взгляд очень сильно задержался на одном пейзаже. Как сказал потом мой творческий собеседник, та картина – совсем не самая интересная с точки зрения живописца. Но мне в ней почудилось что-то очень родное и представилась Коломна – старый русский город, откуда родом мой дедушка. И тогда я спросила, не в Коломне или её окрестностях написан был этот пейзаж? А когда я задала этот вопрос, молодой человек странно и с удивлением на меня взглянул и ответил, что да, это действительно пейзаж под Коломной.
С того момента, можно сказать, зародилась наша дружба. Буду в рассказе именовать молодого художника, скажем, П. …Много позже, когда мы с П. уже решили пожениться, он рассказал мне о том, что наш общий духовный отец показал ему в церкви на меня и посоветовал присмотреться ко мне как к возможной будущей жене. Тогда П. был очень удивлён, потому что меня видел только второй раз в жизни и об мне никакого мнения не составил…
А потом мы разговорились, и выяснилось, что живём мы практически на одной улице (хотя та церковь от наших домов далеко, ближе есть и другие храмы) и работаем на одной улице (это ещё более удивительно, потому что работа от дома находится в полутора часах езды! да и Москва – огромный город с миллиардом возможных мест работы!). И мы стали чаще общаться, созваниваться, потом стали вместе ездить на работу и обратно домой, вместе гулять. Так получилось, что каждый день мы проводили в прогулках и телефонных разговорах от двух до пяти часов времени. Мы очень хорошо друг друга узнали и крепко подружились. С каждым днём мы открывали друг в друге всё больше общих взглядов на жизнь и интересов, порой невозможные совпадения. Вместе веселее ездить на работу и обратно, гулять по красивым местам своего района (особенно, в усадьбе Измайлово). Я просто радовалась тем приятным моментам общения. Но как-то не думалось о чем-то романтичном, а тем более даже боялась допустить мысль, что, может быть, этот человек — моя судьба…
…Однажды в Москве проводилась крупная выставка, в которой, по воле Божьей, участвовали вместе организации, где работала я и П.! И в те дни он оказался у меня дома – помог привезти кое-что с этой выставки. А когда он ушел, я вспомнила, что когда-то загадывала: кто первый в мою комнату войдет, тот мой суженый. …И ведь в самом деле, кроме мамы и подруг, никто за тот период у меня в гостях не был. Как вот теперь быть? – задумалась я с удивлением: верить ли в это? Я бы забыла о такой глупости, которую загадала, если бы человек был мне безразличен – а было всё-таки наоборот. Конечно, я продолжала бы радоваться нашей крепкой дружбе, но меня уже переполняло более глубокое чувство. И тогда поняла, что если бы П. предложил выйти за него замуж, я бы согласилась. Может быть, три месяца общения (даже если каждый день) — мало для таких решений, но мне уже казалось достаточно…
Время от времени я чувствовала, что Господь нам создаёт такие условия и обстоятельства, что мы никак не можем не пересекаться друг с другом – и день ото дня мы всё больше привязывались друг ко другу. …А через несколько месяцев я поняла, что все эти «загадки» и удивительные совпадения – всё это было не зря, потому что после Пасхи П. неожиданно сделал мне предложение.
Вот так Господь благословил нас на создание семьи – через наше заочное знакомство с помощью алтарника, через нашу встречу в храме и общие службы там, через удивительное предположение духовного отца в разговоре с П., что я – его будущая жена (на второй день знакомства!), через территориальную близость наших домов и мест работы, через общие интересы и многочисленные совпадения – и, в конце концов, через благословение родителей, которые при «сватовском» знакомстве как-то сразу подружились, и через окончательное и радостное благословение нашего общего(!) духовного пастыря…
Я безмерно благодарна Богу, что Он привёл меня именно в этот храм: туда, куда привёл и моего мужа; туда, где помогает алтарник, который нас познакомил; туда, где служит батюшка, ставший ещё до замужества нашим общим духовным отцом и благословивший нашу дружбу и наше супружество; туда, куда мы ходим теперь единой семьей и где чувствуем себя как в своем родном доме – доме нашего Отца.
Слава Богу за всё!
раба Божия И.
5. Небольшая справка о храме Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище в Москве.
Район Соколиная Гора, где расположен Храм Воскресения Христова, имеет древнюю историю. «Здесь находился двор Алексея Михайловича, отца Петра I, где обучали царской охоте соколов и кречетов. Район объединяет еще две исторические территории: это Благуша, Благушенская роща, в которой раньше даже звери водились, и Семеновское — территория, на которой был создан один из первых полков русской армии — Семеновский. В конце XVIII — начале XIX века владения военных потеснили дворы купцов и мещан, появились первые мануфактуры», — рассказывал глава управы района Соколиная Гора Александр Петрович АКСЕНОВ. «Село Семеновское упоминается в документах с середины XVII века.
В 1711 году на границе Семеновской слободы у дороги на Суздаль возникло Семеновское холерное кладбище. Храм на кладбище за Семеновской заставой построен иждивением купца М.Н. Мушникова в 1855 году в русско-византийском стиле, детали его убранства были выполнены по образцам архитектора К.А. Тона. 17 июля 1855 года храм был освящен Святителем Филаретом Московским (Дроздовым). В 1901 году трапезная и колокольня были реконструированы (архитектор А.П. Михайлов). Одноглавый храм имел оригинальную систему трех цилиндрических сводов, опирающихся пятами на подпружные арки. Базы колонн-пилястр точно повторяют конструкцию храма Христа Спасителя. Шатровая колокольня имела восьмигранный ярус звона с четырьмя арочными проемами, завершавшимися килевидными арками. В храме был уникальный, набранный из олонецкого мрамора мозаичный пол. В 1930-е годы храм был закрыт, колокольня и глава разобраны, архитектурная отделка со стороны улицы срублена. К апсидам, колокольне и южному фасаду были сделаны хозяйственные пристройки. В 1956 году кладбище было снесено и обустроено под сквер», — повествует Православный информационный центр. Сейчас работниками и прихожанами храма собраны остатки надгробных плит и создан список утерянных захоронений, однако от кладбища внешне не осталось и следа.
В конце 20-го века завод вывел помещение храма Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище со своей производственной территории, а в 1996 году храм был передан Русской Православной Церкви. Начиная с празднования Пасхи в 1998 году в храме возобновились богослужения, а примерно с 2000 года начались работы по восстановлению. Сохранилось только две фрески, но они не подлежали восстановлению. Новые росписи храма были закончены в 2005-2006 годах.
Храм Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище считается памятником исторической архитектуры. Он является Подворьем Патриарха Московского и всея Руси Алексия, который передал храм в распоряжение митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира. В храме светло, достаточно скамеечек для пожилых и немощных. В церковной лавке представлен большой выбор православных книг, журналов, сувениров. При храме действует воскресная школа для детей и взрослых, преподаются уроки церковного искусства. В храме проводятся огласительные беседы для желающих принять Таинства Причастия, Крещения, Венчания; по субботам работает библиотека.
Главный престол храма освящён в честь Воскресения Христова, а приделы – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (северный), святого равноапостольного князя Владимира (южный), святителя Николая (на хорах). Особые святыни храма: икона блаженного Августина, епископа Иппонийского с частицей святых мощей, написана с мозаичного образа XIV века, находящегося в соборе города Чефалу на острове Сицилия (Италия); икона блаженной Матроны Московской с частицей мощей; икона с частицей мощей святого благоверного князя Петра и святой благоверной княгини Февронии Муромских чудотворцев. Духовенство: настоятель — архимандрит Августин /Пиданов/; протоиерей Иоанн, протоиерей Андрей, иерей Андрей; иеродиакон Аристарх, диакон Александр.
Приходите в наш храм Воскресения Христова!
Адрес: г.Москва, Измайловское шоссе, д.2 (ст.м.Семеновская), телефоны (495) 369-19-23, 369-02-77. Расписание богослужений смотрите на нашем сайте в Интернет.