Главная Церковь Православие в мире

Христиане Египта – чужие в своей стране

Мусульманская вера определяет ритм жизни Египта: пять раз в день муэдзины тысяч мечетей через громкоговорители созывают верующих на молитву. А в месяц рамадан вообще вся общественная жизнь замирает, государственные учреждения работают только с 10.00 до 14.00. Весь день мусульмане постятся и прерывают пост лишь после захода солнца. Удивляться этому не приходится, ведь основу египетского законодательства еще с VII века образует свод норм мусульманского права – шариат. Так что сейчас трудно поверить, что христианство было здесь господствующей религией менее полутора тысяч лет назад. В таких жестких религиозных рамках религиозному меньшинству – коптам приходится несладко.

Разворачиваю карту Каира – мне нужен Миср эль Кадим, или как его еще называют Старый Каир – старейший квартал города, где компактно проживают потомки древней «цивилизации пирамид». Попасть туда можно на метро, приобретя желтый билетик с магнитной полосой и проехав до станции Мари Гиргис (Святой Георгий), или пешком. Три центральные станции каирского метро названы в честь президентов Египта. Станция на площади Тахрир носит имя Садата, убитого исламскими экстремистами в 1981 году. Две другие наименованы в честь нынешнего главы страны Хосни Мубарака и Гамаля Насера — первого президента Египта, Героя Советского Союза и большого друга Хрущева.

Старый Каир был известен в древности как Вавилон Египетский. При фараонах это поселение имело важное стратегическое значение. Оно было основано на правом берегу Нила в том месте, где действовала переправа через на пути из административной столицы Египта, Мемфиса, в религиозный центр страны, Гелиополис. Вавилон служил и портом. Туда для обоих городов привозили товары из Верхнего Египта и из дельты Нила. Копты-христиане жили здесь задолго до прихода арабов в VII веке, и само это место тесно связано с земной жизнью Спасителя. Там, где сейчас находятся «хрущобы» Миср эль Кадим, некогда скрывались от царя Ирода Иосиф с Марией и младенцем Иисусом.

Гул улиц увлекает подобно бурлящему горному потоку. Мимо, отчаянно сигналя и предлагая подвезти, то и дело проносятся покрытые разноцветной арабской вязью желтые такси и белые микроавтобусы. Темнокожие «кондукторы» последних, свесившись из окна рядом с водителем до пояса, пытаются при этом ухватить вас чуть ли не руками. Да, это не Москва, с ее вечными очередями на автобусных остановках. Здесь не пассажир гоняется за водителем, а наоборот. Узкие улочки Старого города наполнены невообразимой смесью запахов пряностей, кальяна и жареного мяса, доносящегося из многочисленных забегаловок. Под сводами этих заведений мужская половина населения за неспешными разговорами проводит большую часть своей жизни. Ветхие кварталы, требующие капитального ремонта, наверное, последние пол тысячи лет, поражают своей откровенной убогостью.

Захожу в небольшой магазинчик. Продавщица – молодая девушка вместо батареек для фотоаппарата принесла мне фонарик. Наверное, она решила, что он мне нужен, поскольку уже стемнело. Ради батареек я бы и фонарик купил, но их там, к сожалению, не оказалось. На помощь подоспел плотный мужчина в рубашке с короткими рукавами. Он что-то быстро сказал своей напарнице. Через секунду элементы питания лежали на прилавке. Краем глаза замечаю на стене любопытную икону мученика Мины напечатанную на бумаге и закатанную в пластик. Коптский святой стоит, воздев в молении руки. На заднем плане — колоритная пустыня и два верблюда. Просьба продать икону приводит их в замешательство. Предлагаю обменяться – я им икону Богородицы, а они мне – Святого Мину. Те радостно соглашаются. Через дверь врываются оглушительные звуки вечернего намаза – благодаря мощным динамикам, установленным на сотнях минаретов, от него здесь никуда не укрыться. Оказывается хозяева лавки, это отец и дочь. Спрашиваю мужчину, как живется в таком мусульманском окружении? Тот ответил: «Все хорошо!». Однако, при этом он выглянул из лавки, подозрительно осмотрелся по сторонам и продолжил разговор за плотно закрытыми ставнями. Сообщение о том, что наш разговор, возможно, будет опубликован в прессе, вызвало еще более удивительную реакцию: «Никаких фото и имен!».

Наблюдающийся в арабском мире всплеск исламского экстремизма, к сожалению не обошел страной и Египет. 5 января прошлого года пятьсот солдат египетской армии ворвались в коптский благотворительный центр в Патмосе, что в 30 километрах от Каира. Они принялись избивать сотрудников центра, одного из них даже забили насмерть, и с помощью бульдозеров разрушили часть окружающей здание стены. Центр, зарегистрированный правительством, оказывал помощь и заботился об инвалидах и сиротах на протяжении 15 лет. Все это время против него не прекращаются провокации, сопровождающиеся как видно из этого драматического случая даже убийствами сотрудников.

Не так давно уголовный суд египетского города Сохаг вынес оправдательный приговор 96 подозреваемым в массовом убийстве христиан-коптов, произошедшем в деревне Аль-Кошех 2 января 2000 года. В результате погрома тогда погиб 21 человек. Сначала суд признал виновным только одного обвиняемого, убившего христианина, трое человек были обвинены в менее серьезных преступлениях. Другие 96 обвиняемых были оправданы тогда же, однако приговор опротестовал генеральный прокурор Египта, и Верховный суд страны направил дело на пересмотр. Решение суда вызвало негодование местной коптской общины.

Существуют также строгие ограничения на строительство новых церквей и восстановление уже существующих храмов. Отмечены случаи, когда власти под предлогом борьбы с «самостроем» сносят и легально действующие храмы, хотя Коран и категорически запрещает разрушать храмы иудеев и христиан. Вот один примеров. По сообщению международного христианского информагентства «Worthy News», в мае 2004 года, спустя тринадцать месяцев тюремного заключения и пыток в египетской тюрьме местному коптскому христианину Боулус Фарид Резек-Аллах Аваду разрешили эмигрировать из Египта в Канаду.

Причиной тюремного заключения Авада послужил его брак с бывшей мусульманкой, обратившейся в христианство. Резек-Аллах был арестован в феврале прошлого года службой безопасности Каира за нарушение египетского закона: брак с бывшей мусульманкой, принявшей христианство. В Египте действует исламский закон, запрещающий мужчинам-христианам вступать в брак с мусульманками, при этом мусульманам Египта не разрешается менять свое вероисповедание. Перед тем, как супруги смогли покинуть страну, местные полицейские чиновники получили копии удостоверения, паспорта жены Резек-Аллаха Абдель Азизы и свидетельство о заключении брака.

На протяжении нескольких недель Резек-Аллаха допрашивали и подвергали пыткам в полицейском участке Эль-Шобра, чтобы узнать о местонахождении его жены. 1 июня 2003 года он был освобожден из тюрьмы, и продолжительное время Резек-Аллах находился под наблюдением полиции. В ноябре 2003 года руководители египетской службы безопасности сообщили о том, что ему запрещено покидать Египет. Они также пообещали разыскать и подвергнуть наказанию его супругу за ее „незаконный“ брак с христианином. После того, как его жене удалось покинуть страну, правительство Канады предоставило ей статус беженки, ссылаясь на религиозное преследование, с которым она столкнулась на родине. В марте этого года Резек-Аллах вылетел из Каирского Международного Аэропорта в Канаду, незадолго до того, как истек срок его канадской иммиграционной визы. За несколько недель до этого его жена Энас Иехия Абдель Азиз совершила побег из страны для того, чтобы получить за границей статус беженки. По словам Резек-Аллаха, последний год его жизни был для него очень угнетающим. «Но сейчас я начинаю забывать все это. Бог исцелил мое сердце. Мы с Энас знаем, что Бог благ, и Он доведет до конца все хорошее, что Он делает в нас и для нас».

Несмотря на трудные периоды своей истории, терпимость в вопросах религии всегда отличала египтян. Христианство и ислам просуществовали здесь бок о бок более тысячи трехсот лет. Жизненно важно сохранить этот статус кво и в наше непростое время.


Источник: Христиане страны пирамид

Елена Кривец, Сергей Путилов. «Христианский Египет». Сборник. — М. Изд-во «Лепта-пресс», 2005, 377с.

Издательство «Лепта-пресс» выпустило сборник, посвященный описанию величайших христианских святынь, находящихся в Египте, современной общественно-политической жизни коптов – прямых потомков древних египтян и истории Коптской Церкви. Немаловажно, что авторы в своих работах опираются не только на научные труды предшественников, но и на свои личные впечатления и наблюдения.

Если кто-то думает, будто Египет это исключительно мусульманская страна, населенная лишь завоевавшими ее в VII веке арабами, то он глубоко заблуждается. Когда в ваш гостиничный номер врывается пронзительное пение муэдзина, не забудьте, что каждый десятый житель этой древней страны молится не Аллаху, а Христу. Коптская церковь — представитель восточной, православной ветви христианства, и в этом смысле копты — наши единоверцы. Однако, хотя Египет в последние годы посетили тысячи наших соотечественников, уникальная коптская культура, быт и религиозные верования потомков строителей пирамид остаются малоизвестными у нас в стране.

Со страниц сборника с читателем говорят живые наследники исчезнувшей тысячи лет великой цивилизации: торговцы, монахи, рыбаки. Большое количество содержащихся в книге малоизвестных научных фактов о коптах дополнено наблюдениями о современном непростом политическом положении в стране. Происходящий в арабском мире всплеск исламского экстремизма, к сожалению, не обошел стороной и Египет — страну, где христиане и мусульмане веками сосуществовали мирно.

О недавних взрывах в египетских отелях на Синайском полуострове, в результате которых погибли туристы из Израиля, России и других стран, хорошо известно всему миру. Нападая на туристов, террористы стремятся подорвать экономическую базу правящего режима. Однако первыми, на ком вымещают злобу египетские фундаменталисты, становятся местные христиане — копты. К сожалению, эти факты редко попадают в выпуски не только западных, но и египетских теленовостей… В Египте введены строгие ограничения на строительство новых церквей и восстановление уже существующих храмов. Отмечены случаи, когда власти, под предлогом борьбы с «самостроем», сносят легально действующие церкви, хотя Коран категорически запрещает разрушать храмы иудеев и христиан.

Сборник снабжен большим количеством практических советов и полезной информации о станциях метро, дорогах, стоимости билетов, еды, услуг, особенностях климата и местности, нравах и обычаях местного населения. Все это делает книгу незаменимой для любого человека, путешествующего по Египту.

Первая книга сборника – «Христианский Египет» обзорная работа, в которой с православной точки зрения популярно рассказывается о памятных местах, связанных с бегством Святого Семейства в Египет, о первых христианских монастырях и храмах, возникших на территории современного Египта еще в начале первых веков христианства. Подробно автор описывает особенности христианской Коптской Церкви, рассказывая о ее богослужении, обрядах, календаре и иконографии.

Вторая книга – «Неизвестный Египет, или Крест над пирамидами» – написана живым языком в жанре путевых заметок. В ее основу положены личные впечатления автора от посещения монастыря Антония Великого — древнейшей христианской обители в мире, расположенной в сердце Аравийской пустыни. Подробно рассказывается о жизни простых коптов–христиан, главной особенностью которых является то, что уже полторы тысячи лет наследники исчезнувшей цивилизации являются меньшинством в собственной стране и, несмотря на преследования мусульман, открыто исповедуют христианство.

Сборник «Христианский Египет» предназначен для всех интересующихся современным состоянием христианства на Ближнем Востоке и судьбой величайших христианских святынь. Книга может быть полезна для преподавателей и студентов гуманитарных специальностей, а также для историков, религиоведов и культурологов. Книга дополнена оригинальными цветными фотографиями из личных архивов авторов и имеет удобный «карманный» формат, благодаря чему ее можно брать в путешествие.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.