19 ноября в Культурном центре «Покровские ворота» в рамках Международной конференции «Запад и Восток: кризис как испытание и как надежда. Отрицание или новое открытие личности» состоялся вечер «Христиане и власть. Вчера и сегодня», завершившийся презентацией первых двух томов полного собрания сочинений святителя Амвросия Медиоланского. Вел вечер директор Центра Жан-Франсуа Тири.
Зачем современному человеку Церковь?
С приветственным словом выступил директор Итальянского института культуры в Москве Адриано Дель Аста. Он начал свое выступление с риторического вопроса: «Что общего у святых с жизнью современного мира? Зачем Церковь в мире, который идет все дальше и дальше от Церкви и воспринимает присутствие Церкви как вмешательство в независимость общества?». На самом деле, по словам Дель Аста, присутствие Христа в жизни человека не означает потерю им своей независимости, но помогает человеку вернуться в его полный рост.
Далее директор Итальянского института культуры процитировал двух русских религиозных философов. Он напомнил слова Николая Бердяева о существовании Бога как хартии свобод человека.
А на вопрос, зачем нужна Церковь, заданный им в начале, Адриано Дель Аста ответил цитатой из Владимира Соловьева: «Бог не имеет для нас действительности помимо Богочеловека Христа; но и Христос не может быть для нас действительным, если Он остается только историческим воспоминанием: Он должен открываться нам не в прошедшем только, но и в настоящем; и это настоящее откровение должно быть независимо от нашей личной ограниченности. Такая независимая от нашей ограниченности действительность Христа и Его жизни дана нам в Церкви».
Завершая приветствие, Дель Аста выразил уверенность, что речь на вечере пойдет о реальности.
Отношение святителя Амвросия к власти
С докладом «Церковь и власть: случай святого Амвросия» выступил директор отдела славистики Амвросианской академии в Милане, доктор патрологии, священник Франческо Браски.
Святитель Амвросий стал епископом в 374 году. Отношения Церкви и власти были в то время конфликтными, епископу Амвросию приходилось постоянно сталкиваться с представлением о праве императора вмешиваться в религиозные вопросы.
Проблема усугублялась тем, что хотя прошло уже полвека после Первого Вселенского Собора, многие в Римской империи продолжали исповедовать христианскую ересь.
В 385 году императорский двор в Милане, во главе с императрицей Юстиной, арианкой, просил получить храм как культовое здание для общины ариан. Амвросия вызвали во дворец, чтобы сообщить о запланированной реквизиции, но народ, услышав об этом, собрался вокруг императорской резиденции, угрожая беспорядками. Власти, испугавшись, попросили Амвросия успокоить толпу, но епископ смог восстановить порядок, только уверяя людей в том, что никакая католическая базилика не будет передана арианам.
В 386 году власти вновь сделали попытку передать церковь арианам. Это известие пришло епископу Амвросию в Вербное воскресенье. Для предотвращения военного захвата базилик народ заполнил все базилики и непрерывно молился в них с Великого вторника по Великий четверг. Император Валентиниан, сын Юстины, уступил.
«Самодержавному и абсолютному воззрению императорского двора Амвросий противопоставляет идею императора как «простого» человека, хотя на него и возлагается роль правителя и властителя, — отметил отец Франческо Браски. -Государство должно признать Бога и религиозное чувство человека и защищать их без посягательств устанавливать правила их осуществления».
В 390 году епископ Амвросий наложил епитимью на императора Феодосия. Этому предшествовали беспорядки, в результате которых был убит начальник полиции образованной готами. Чтобы избежать восстания союзников- варваров, Феодосий дал готским войскам разрешения на неограниченную месть, что привело к резне с тысячами жертв среди мирного населения. Еще до разрешения на резню Амвросий хотел встретиться с императором, но ему препятствовали, и тогда он отлучил Феодосия от причастия.
На похоронах Феодосия в 395 году Амвросий подчеркнул принадлежность императора к Церкви, сказал, что он оставался близок ко Христу даже во время сражений. Суд Божий над Феодосием, по словам Амвросия, совершится не на основе его военных или политических успехов, но – как и для любого верующего – на основе подвига уподобления Христу через практику любви.
Особое значение Амвросий придал христианскому переосмыслению темы власти в виду истории обретения Честного Креста Константином и Еленой. Именно в обретении Честного Креста, утверждал Амвроий, проявляется истинное величие Константина: хотя он был крещен на смертном одре, его заслуга в том, что он был первый император, принявший Христа и его понимание власти.
Решение Елены ковать двумя гвоздями Креста шлем-корону и удила лошади сына показывает, что только взгляд на реальность, утвержденный в памяти о Христе, может искупить империю и сам образ императора. То есть спасение империи и императора возможно, только если следовать за Крестом Христовым.
Амвросий, по словам отца Франческо Браски, последовательно утверждает положительность реальности, потому что в ней присутствует Христос. Его размышления о политике далеки от безапелляционности тех, кто видит в ней безнадежное зло, но и от некритического принятия власти, «канонизированной» в силу ее готовности объявить свою зависимость от церковной сферы.
«Равновесие мысли Амвросия определено конкретным отношением со Христом, присутствующим и действующим здесь и теперь, и одновременно конкретной связью с политическими событиями его времени, которые он никогда не считал исключенными из искупления. В таком равновесии – в таком отце и учителе веры – мы нуждаемся и сегодня», — сказал в заключение отец Франческо.
Настоящая светскость
Доцент Католического университета в Милане, доктор теологии священник Стефано Альберто говорил о христианстве перед новыми вызовами секулярности. Ссылаясь на работы кардинала Анджело Сколы, архиепископа Милана, патриарха Венеции, он сказал о том, какой на самом деле должна быть позиция государства по отношению к религии.
Светское государство, утверждает кардинал Скола, не отождествляет себя с тем или иным мировоззрением, но не нейтрально по отношению к главным ценностям. Поэтому по отношению к религии от государства требуется не пассивная терпимость, а активная открытость, что вовсе не сводит общественное значение религии к соглашению с государством.
«Истина в понимании христианина требует, чтобы о ней свидетельствовали, — сказал отец Стефано. – Если я свидетельствую об истине во всей полноте, я не нарушаю ничьи права. Наоборот, я развиваю чужие права». Именно такое свидетельство вносит вклад в диалог гражданского общества.
Совместный книгоиздательский проект – напоминание об общих истоках
Презентуя собрание сочинений святителя Амвросия Медиоланского, отец Франческо Браски подчеркнул, что наше время имеет много общего с IV веком, когда жил святитель. Оно ставит перед христианами похожие задачи в их отношении с обществом и государством.
Он рассказал, что идея издания полного собрания сочинений возникла после беседы с протоиереем Александром Салтыковым. Отец Александр – известный искусствовед, поэтому речь шла об иконах. Отец Франческо сказал, что путь христианина – через творчество найти то, что дарит нам главную радость. И привел слова святителя Амвросия, что Бог Сам почувствовал удовольствие, когда сотворил мир.
Отец Александр Салтыков сказал, что никогда не читал такой фразы у святителя Амвросия. Тогда отец Франческо понял, что святитель Амвросий переведен на русский язык не полностью. Захотелось восполнить этот пробел, идея нашла поддержку и в Отделе внешних церковных связей, и в ПСТГУ. Предисловие к собранию сочинений написали председатель ОВЦС митрополит Иларион и кардинал Анджело Скола.
Преподаватель ПСТГУ Георгий Захаров сказал, что действительно до революции не успели перевести всех латинских отцов, а потом патрология была уничтожена и только начинает возрождаться.
«Подлинный диалог между Католической и Православной Церковью основан на идее единства истоков – святоотеческого учения, приобщении к тому «консенсус патрум» (согласие отцов), который существовал в первом тысячелетии. Другого пути быть не может. Будем надеяться, что данный проект поспособствует решению этой грандиозной задачи», — этими словами Георгий Захаров завершил свое выступление и вечер.
Подготовил Леонид Виноградов