Истории за рулем: поучительные, забавные, грустные, наблюдения и размышления священников и мирян, водящих машину. Приглашаем обсуждать, комментировать и присоединяться к рубрике со своими рассказами.
Идеи и концепция Марии Свешниковой и священника Феодора Людоговского.
Священник Феодор Людоговский
Водительские права – с 2000 года, реальный стаж вождения – с 2004 года.
Общий километраж – около 100 тысяч км
Машина: Hyandai Elantra, АКП, год выпуска: 2010.
У нынешнего владельца: с 2010
Пробег: 60 тысяч км
Думаю, все или почти все читатели «Правмира» согласятся с тем, что наше христианство должно проявляться не только во время храмового богослужения и не в одних лишь благочестивых разговорах на духовные темы, но и в нашей повседневной жизни – каждую минуту, каждую секунду. Однако легко рассуждать об этом теоретически – и гораздо труднее воплотить это в жизнь. В свою жизнь, разумеется.
Что такое христианство в плане межличностных отношений? Ответ мы знаем из Евангелия: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22:39) – коротко и ясно. Или, иными словами: «…во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Мф 7:12). И в общем и целом мы понимаем, что это значит, и даже прилагаем усилия для того, чтобы исполнять эту Христову заповедь.
Но есть одна сфера нашей жизни, где человек часто действует без оглядки на интересы других людей – даже если в конечном счете это вредит ему самому. Я имею в виду те часы и дни, которые мы проводим за рулем.
Читатели «Правмира» знают, что я не любитель чтения нотаций и морализаторства. И, может быть, стоило бы написать нечто изящно-иронично-иносказательное – но, уж простите, иногда надо говорить и прямым текстом. Поэтому просто перечислю те типовые случаи, когда водители (вероятно, порой и я тоже) проявляют явное неуважение и нелюбовь к другим счастливым (или несчастным?) обладателям автомобилей. При этом, замечу, люди, не именующие себя православными, под декларацией о любви к ближнему, возможно, и не подписывались; а вот христианину тут уж никуда не деться: назвался груздем – полезай в кузов.
1) Парковка. В городе это всеобщая головная боль. Казалось бы: так хорошо ехал, с ветерком, но вот добрался до цели, а встать-то и негде. Что делать? Порой ситуации и впрямь бывают безвыходными, это мы все понимаем. Но всё же так бывает не всегда. А чаще бывает так, что можно объехать вокруг квартала – глядишь, какое-нибудь место и освободится; или проехать чуть дальше – не обязательно же вставать прямо у нужного тебе подъезда, пройдешь двадцать, сто, триста метров – не сломаешься. Твое одиночное и ограниченное неудобство будет оправдано тем, что ты не создашь серьёзных неудобств другим людям. Но, разумеется, можно пойти и другим путем: встать там, где тебе удобно, перекрыть еще один ряд и без того узкой улочки, спровоцировать аварийные ситуации и собрать на свою голову ворох нелестных отзывов. Тут уж каждый для себя решает сам.
2) Повороты, перестроение, остановка. Об этом уже писал: наши намерения должны быть ясны другим участникам движения. Представьте себе (точнее, вспомните): впереди вас едет машина, вдруг она притормаживает, потом еще немножко – и останавливается. Вы в недоумении: что там впереди – какое-то препятствие? пробка? А ничего такого – просто товарищ решил, что здесь он остановится. Но он не подумал о том, что в такой ситауции следует включить поворотник – даже если траектория движения автомобиля и не меняется. А может быть, нам самим тоже случалось делать нечто подобное? Наверняка.
3) Право сильного. Когда я ездил на жигуле, меня это возмущало, но вот я пересел на хундай – и потихоньку начинаю с волками по-волчьи выть. Принцип прост: при прочих равных условиях преимущество имеет тот, у кого машина больше и дороже. На первый взгляд, это дикость. Но в таком принципе есть своя правда: большая по размеру и более дорогая машина – как правило, одновременно и более мощная, более быстрая, более маневренная. И логично, что в левом ряду на МКАДе несутся БМВ и им подобные, второй слева ряд занимают машины попроще, а посередке едут разного рода тихоходы. Нарушение этого порядка вызывает раздражение и возмущение – во многом законное.
Однако этот принцип легко распространить и дальше: если у меня мерседес, а у него жигуль, то я буду сигналить до посинения и моргать фарами до одури – пока этот умник не уступит мне дорогу; хотя моя машина вполне позволяет изящно обойти упрямца и через пару секунд оставить его далеко за кормой. И вот в этом и подобных случаях христианину самое время вспомнить и о терпении, и о смирении: пусть тот, в жигуле, и неправ, но я-то – Христов ученик, а не варвар на боевой колеснице. И потому уступлю – тем более что мне это ничего не стоит.
Конечно, можно написать еще много пунктов и дать еще немало детальных рекомендаций. Но суть-то не в этом. Просто давайте не будем воспринимать время, проводимое за рулем, как потерянное. Нет, это самое подходящее время для того, чтобы учиться быть христианином – не на словах, а на деле. Бог нам всем в помощь!
Читайте также:
- У кого бампер выше, тот и прав?
- Поворотники
- Не тем проповедуем
- Аварийные уроки
- Священник и ГАИ — из дорожной хроники
- На землю предков с навигатором