Доклад профессора Давида Гзгзяна, заведующего кафедрой богословских дисциплин и литургики Свято-Филаретовского Института, члена Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви на секции «Миссионерская ответственность мирян» XIX Международных Рождественских образовательных чтений.
[flowplayer url=’https://media.pravmir.ru/video/gzgjan.flv’ urlmp4=’https://media.pravmir.ru/video/gzgjan.mp4‘ img=» width=» height=» ]
Основания миссионерской деятельности, особенно среди мирян, обсуждаются не так часто, как хотелось бы. Между тем, именно в этот исходный пункт многое упирается.
Прояснение его может пролить свет на то, что и как надо делать, чтобы миссионерские усилия были адекватными и достигали результата.
Главным основанием всякой миссии является личный опыт человека
Именно наш индивидуальный опыт должен выходить на первый план, когда мы несем людям свою веру.
Миссионер, в первую очередь, предъявляет окружающим самого себя. Такого себя, который наделен даром пробуждения к вечной жизни со Христом Воскресшим, который этим даром дорожит, им питается и ответственно свидетельствует об этом. И кто может, понимая все свое несовершенство и греховность, видеть, как этот дар веры способен действовать в душе человека.
Очень часто бывает, что миссионерское усилие, даже при самом благом желании, начинается не с этого, а откуда-то с середины.
Метод «оглушения догматикой»
Очень яркий пример, когда миссионер с первых слов начинает уверенно рассуждать о православной догматике. Когда вся мощь и историческое богатство православного догматического богословия обрушивается не просто на неокрепшее, а принципиально не готовое сознание человека. Слушатель, может быть, впервые сталкивается с миром веры Христовой, а его «оглушают». Делая так, можно достичь результата, прямо противоположного желательному.
И хотя никакой формальной ошибки совершено не будет, поскольку никто против истины не погрешил, ничего плохого не сказал, усилие миссии может быть провалено. Человеку будет совершенно непонятно, что ему теперь делать с объемом информации, который на него свалился.
«Невероятно приветливая» Церковь
Точно так же бывает несостоятелен противоположный вариант – применение так называемых миссионерских технологий, которые, как правило, рассчитаны на быстрый эмоционально-психологический результат, и, как нередко бывает, заимствованы из иноконфессиональной миссионерской практики.
Тут обычно рассуждают с обратных позиций: нечего нам говорить о вещах сложных, догматических, давайте будем привлекать! Давайте сделаем так, чтобы людям было интересно! И нельзя сказать, что это совсем неправильно. Но здесь мы рискуем за скобки вынести самое главное, а именно то, с чего я начал – опыт личной веры.
В стремлении сделать церковь привлекательной, невероятно приветливой, обходительной, сделать так, чтобы двери были широко раскрыты, мы можем забыть о таких качествах нашей веры, как глубина и требовательность к человеку. Можно, например, проводить длительные, интересные и познавательные миссионерские экскурсии по храмам или иконописным выставкам и потерять из виду самое главное – цель – воцерковление человека, его жизни. Таким образом, можно получить другой случай, когда содержание миссионерского усилия и его предполагаемые цели и основания не совпадают.
То, чем живем сами
Думается, что если бы мы в своем свидетельстве исходили из того, чем живем сами, из тех отношений, которые сложились с Богом у нас лично, не оглядываясь на сиюминутные обманчивые успехи и не заслоняясь от живого человека вероучительными назиданиями, то и образ миссионера, как и образ всей нашей Церкви, был бы другим. Может быть, как раз таким, которого ждут, но который встречается куда реже, чем хотелось бы.
Здесь уместно будет вспомнить и о том, что и внутри церковной ограды мы, православные христиане, должны были бы узнавать друг друга именно по такому опыту богообщения, который открывает нам путь к сердцу ближнего и без которого не может быть полноценной жизни по вере.
Ведь нам хорошо известно, что единство веры всегда было залогом убедительного свидетельства миру о Христе Воскресшем.
И нам стоит сегодня в своем миссионерском усилии больше сосредотачиваться не столько на формально-догматическом, сколько на реальном и одновременно мистическом опыте единства, предоставляя современному миру такое же убедительное свидетельство силы христианской веры, какое покоряло сердца многих в древности: «Посмотрите, как они любят друг друга!»
Читайте также:
Вырастут ли за пост крылья за спиной?
Масленица: уход от бытового язычества