Межфракционная парламентская группа по защите христианских ценностей, о создании которой стало известно в середине апреля, по-прежнему остается интригующей темой для аналитиков. До сих пор группа не сделала ни одного официального заявления, неизвестны даже имена депутатов, вошедших в это объединение. Помимо лидеров группы — члена фракции КПРФ депутата Сергея Гаврилова и единоросса Сергея Попова – другие имена пока не прозвучали. Скудная информация о целях и задачах нового проекта была представлена лишь в интервью Сергея Гаврилова на сайте КПРФ.
В то же время, лидер группы, председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности Сергей Гаврилов, парадоксально являющийся членом фракции КПРФ и одновременно не имеющий статуса члена Коммунистической партии, сообщил «Правмиру», что процесс создания нового депутатского объединения идет полным ходом:
«Нашу идею поддержало руководство Думы, в группу вошли уже более 25 человек и процесс ее формирования продолжается».
При этом конкретные имена депутат называть отказался: «Пока процесс формирования группы продолжается, я не хотел бы говорить о конкретных лицах, вступивших в нее. Отмечу только, что это самые разные люди, и по политическим взглядам, и по возрасту, и по жизненному опыту».
Как сообщает Сергей Гаврилов, проект готовился давно: «Идея возникла во время моей работы депутатом прошлого созыва». При этом лидер группы признался, что конкретной программы действий у объединения до сих пор нет: «Ближайшая задача группы — это формирование плана деятельности». Гаврилов особо подчеркнул, что этот план «будет формироваться во взаимодействии со священноначалием Русской Православной Церкви».
По словам Сергея Гаврилова, под «христианскими ценностями», которые намерена отстаивать группа, имеются в виду, прежде всего, ценности православной традиции. «Разумеется, Социальная Концепция РПЦ для нас базовый документ, и мы, как православные верующие люди говорим, прежде всего, о православных христианских ценностях. Но в рамках противодействия агрессивному либерализму и секуляризации мы готовы взаимодействовать с другими христианскими конфессиями», — сообщил он «Правмиру».
«Быть воцерковленным желательно, но не обязательно для участия в нашей группе, поскольку это общественный, а не чисто церковный проект. Я думаю, что каждый приходит к вере по-своему, и подгонять кого-то нет необходимости», — уточняет Гаврилов. Однако это не меняет отчетливой «православной» и даже «про-церковной» ориентации проекта, что и составляет основу «интриги».
То, что интересы Церкви в парламенте вызвалась защищать не конкретная фракция, но некое межфракционное, надпартийное объединение, со стороны выглядит вполне логичным. Дело не только в том, что у РПЦ имеются определенные расхождения во взглядах как с КПРФ (которую представляет Гаврилов), так и ЕР (которую в данном случае представляет Попов) . Дело в том, что РПЦ в принципе не может выразить однозначную поддержку какой бы то ни было политической партии.
В отличие от той же Латинской Америки, где клир Католической Церкви активно вступает в договорные отношения с государственными властями, Русская Православная Церковь еще в 2000 году четко заявила, что будет вести диалог со всеми политическими движениями в равной степени, не оказывая предпочтений кому-либо одному (Основы социальной концепции РПЦ, III, 8). В то же время, на сегодняшний день уже очевидно – Церкви явно недостает поддержки парламентариев. Это подтверждают и антихристианские положения в российском законотворчестве последних лет, против которых безуспешно протестуют представители церковной общественности.
В такой ситуации сотрудничество Церкви не с определенной партийной структурой, но с сообществом процерковно-ориентированных политиков , казалось бы, может быть перспективным путем решения проблемы.
Однако есть подводные камни, которые межфракционная группа должна обойти, коль скоро она соберется отправится в политическое плавание. Христианская проповедь из уст представителя компартии, закономерно, вызывает вопросы у верующих граждан. Сама по себе идея сочетания левых политических взглядов и христианской веры отнюдь не является чем-то еретическим и «неправославным».
Христиан-социалистов во всем мире – миллионы, среди них – и общепризнанные религиозные лидеры. Так, знаменитая мать Тереза Авилльская, почитаемая в том числе и многими православными верующими, заявляла: «Я считаю учение Христа глубоко революционным и абсолютно соответствующим делу социализма. Оно не противоречит даже марксизму-ленинизму». Другое дело, что в отличие от стран Латинской Америки, в России христианский социализм как таковой едва ли возможен. Воспоминания о большевистских гонениях на Церковь слишком сильны в России, и союз коммунистов и Церкви для многих россиян, не только верующих, но и неверующих, звучит как злая шутка.
По-видимому, депутат Гаврилов это прекрасно понимает. Очевидно, что ему близка идея «редизайна» КПРФ (которую порой небезосновательно приписывают и лидеру партии Геннадию Зюганову).
По словам парламентария, де-факто современные коммунисты уже давно не являются духовными последователями «воинствующих безбожников»: «Я взаимодействовал с российскими коммунистами с начала 90-х годов прошлого столетия, и могу сказать, что основная масса партийцев крайне далека от образа «комиссара в пыльном шлеме». Могу с уверенностью отметить, что руководство КПРФ никогда не занимало антихристианских позиций. Нельзя ставить нынешним коммунистам в вину грехи 20-х годов, деяния «воинствующих безбожников» Ярославского или последние масштабные «хрущевские» гонения на церковь в начале 60-х». С этими суждениями трудно поспорить, однако насколько возможно последовательное сочетание ленинизма, от которого КПРФ никогда не отказывалась, и христианства (даже в самом широком смысле)?
Впрочем, гораздо более настораживает то, что, по словам Сергея Гаврилова, в нынешнем составе Госдумы нет ни одного противника христианских ценностей. «Оппонентов у нашей группы в Думе нет, и я думаю, что не будет. В этом созыве нет депутатов, позиционирующих себя в качестве ортодоксальных либералов, исповедующих, по сути, антихристианские ценности», — сообщил он в интервью «Правмиру». Нетрудно заметить в данном высказывании определенное лукавство. В самом деле, в чем смысл создания парламентской группы, к которой по умолчанию могут быть отнесены все члены Думы? И так ли уж едины наши парламентарии в своей готовности стать на защиту «христианских ценностей»?
С одной стороны, нельзя обвинять новую, «молодую» Думу в грехах старой, – в частности, в принятии закона об охране здоровья граждан и закона об образовании с их откровенно антихристианскими положениями. Но в то же время, не стоит и выдавать желаемое за действительное – ведь многие создатели указанных законов успешно преодолели выборный марафон и сохранили свои места в российском парламенте. Другое дело, будут ли эти люди откровенно заявлять о себе как о «противниках Попова и Гаврилова», и, тем более, будут ли они в сложившихся условиях публично говорить о том, что они против Церкви и христианства?
Впрочем, основной вопрос, ответ на который даст только время, заключается в следующем. Как проявит себя столь громко о себе заявившая группа парламентариев-христиан в случаях реальных столкновений между учением Церкви и государственной политикой? Будет ли данная группа реальным субъектом парламентской жизни, станет ли она проявлять законодательную инициативу в таких вопросах как аборты, эвтаназия, суррогатное материнство? Или для новоявленных христианских политиков уже достаточно того пиара, который был извлечен из акции по созданию группы, и позиционирование себя в качестве защитников христианских ценностей в их сознании никак не связано с опасной ролью «овец среди волков» (Мф 10, 16)?
Комментарии экспертов
Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества:
Многое в идеологии левых партий созвучно христианскому мировоззрению
Согласно Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, она взаимодействует с разными политическими партиями, вне зависимости от того, какие конкретно политические взгляды та или иная партия разделяет. Мы не выбираем партнеров по церковно-общественному диалогу по вероучительным или политическим критериям, мы открыты к общению с представителями всех партий и течений. Точно так же мы готовы вести диалог не только с верующими, но и с неверующими гражданами нашей страны.
Взаимодействие Церкви с КПРФ осуществляется уже многие годы, оно очень искреннее по своему характеру и, безусловно, полезное. Да, мы дискутируем с представителями КПРФ по многим вопросам. В частности, мы не можем согласиться с некритичным возвеличиванием таких фигур, как Ленин, Троцкий и Сталин, которые виновны в гибели большого количества невиновных людей, в оправдании террора. Известно, например, что Ленин призывал «вести и провести беспощадную и террористическую борьбу и войну против крестьянской и другой буржуазии, удерживающей у себя излишки хлеба» (“Основные положения декрета о продовольственной диктатуре”(1918)). Подобные действия Церковь никогда не поддержит. И я думаю, что будущее не только КПРФ, но и вообще левых партий и движений сегодня во многом зависит от того, насколько они смогут дистанцироваться от таких действий.
Впрочем, многое в идеологии левых партий созвучно христианскому мировоззрению. Это и акцент на социальной справедливости, которая незаслуженно забыта в современном обществе, и призыв к справедливому распределению общественных ресурсов. Уверен, что рано или поздно эти идеи станут ключевыми составляющими российской политики.
Нельзя забывать, что и оппоненты коммунистов, апологеты капитализма, повинны во многих исторических трагедиях и народных бедах. И неправы те, кто надеется, что Церковь выразит однозначную поддержку той или иной политической силе – будь то правые или левые, сторонники социализма или апологеты самодовлеющего рынка.
То, что парламентская группа по защите христианских ценностей объединила представителей разных партий, – уже само по себе хорошо. Это еще раз подтверждает, что в нашем обществе есть определенные базовые ценности, общие для всех.
Господин Гаврилов известен мне как глубоко верующий человек. Относительно перспектив работы группы могу только сказать: «По плодам их узнаете их» (Мф 7, 16). Именно с таких позиций христиане должны оценивать любую общественно-политическую инициативу».
Виктор Владимирович Аксючиц, народный депутат Верховного совета СССР и РФ в 1990-93 гг., государственный советник 1 класса, доцент Государственной академии славянской культуры:
Христиане-политики призваны остановить демонтаж социального государства в России
Конечно, создание таких парламентских групп – это объективная историческая потребность. В политическом поле сегодня появляется все больше людей с христианским мировоззрением, и очень хорошо, что они объединяются. Это происходит на разных уровнях законодательной власти – в региональных законодательных собраниях тоже появляются такие группы.
Если инициатива создания христианских парламентских групп исходит и от депутатов от КПРФ, то это не может повредить Церкви, ибо Церковь приемлет всех идущих к Богу.
Безусловно, в парламенте сегодня нужно отстаивать интересы Церкви. В первую очередь, нужно добиваться соблюдения в стране конституционного принципа светского государства. В настоящее время у нас не соблюдается принцип равенства мировоззрений, и многие люди во власти и в СМИ ведут себя так, будто бы у нас государственный атеизм.
В области культуры, в образовании, в СМИ господствует атеистическое материалистическое мировоззрение. Минобразования борется против преподавания религиозных дисциплин в школе и в вузах, в то время как в светских государствах Европы в государственных университетах столетиями существуют факультеты теологии.
Актуален также вопрос о статусе традиционных религиозных конфессий. У нас почему-то считается, что взаимодействие религиозных конфессий с государством противоречит принципам светскости. Хотя в Германии государство заключило конкордат (соглашение) с некоторыми религиозными кофессиями, в Финляндии, Италии, Великобритании, Греции некоторые конфессии имеют статус государственных религий, — и никто в этих странах не считает это угрозой светскости.
Необходимо добиваться того, чтобы и наши традиционные религиозные конфессии (православие, католицизм, иудаизм) имели возможность заключить с государством соглашение о взаимодействии, что будет полезно и для государства, и для общества.
Кроме того, до сих пор не устранен юридический нонсенс. Еще в 1991 году, когда я был народным депутатом России, мы отменили ленинский декрет об изъятии собственности у Церкви. Но соответствующего постановления о возвращении Церкви ее собственности нет до сих пор.
Христиане- политики призваны бороться за то, чтобы остановить демонтаж социального государства в России (существование которого диктует наша Конституция). Это касается сфер культуры, образования и особенно медицины. Мне кажется, в ближайшем будущем эти темы должны стать основными сферами внимания для христианской политики.
Александр Чуев, депутат Государственной Думы РФ в 1999-2007 гг., руководитель Российской Христианско-Демократической партии (1990-2002):
Привести наши законы в соответствие с традиционными моральными ценностями
Потребность в создании объединений депутатов-христиан в российском парламенте объективно существует. В Госдуме III и IV созывов такие объединения были, однако тогда данная инициатива не получила развития. Подобные объединения нужны хотя бы для того, чтобы проверять наши законы на соответствие общим моральным принципам. Увы, сейчас у нас принимается очень много законов, которые посягают на традиционные ценности российских граждан.
Вне зависимости от того, как будет работать данная группа, начинание это само по себе полезно – в парламенте будут чаще задумываться о том, что каждый закон апеллирует к тем или иным ценностям, к тем или иным моральным принципам.
Относительно так называемого «сотрудничества Церкви с КПРФ». На самом деле речь не идет ни о сотрудничестве Церкви с какой-либо партией, ни даже о прямой поддержке данной группы Церковью. Речь идет о конкретной группе депутатов, которые заявили о том, что придерживаются христианского мировоззрения, и все. Церковь не может отказать тем или иным людям в праве называться христианами, только на основании того, то они принадлежат к коммунистической партии. Церковь по определению открыта для всех, и, без сомнения, член любой партии может прийти в храм, исповедоваться, причащаться…
Более того, если тот или иной член КПРФ заявляет о себе как о человеке верующем, теоретически это может быть только полезно для Церкви – такой человек может способствовать определенным положительным сдвигам в этой партии, отказу ее от антихристианских установок. Если, конечно, человек не занимается самообманом и не пытается быть в храме христианином, а за его пределами – ленинцем (впрочем, и тогда это есть дело исключительно его личной совести и совести того духовника, который этого человека наставляет).
Перед политиками-христианами сегодня стоит много задач, основная – это очищение нашего духовного пространства. Духовная атмосфера нашего общества сегодня сильно засорена. Несмотря на положительные сдвиги (строительство храмов, издание большого количества христианской литературы и так далее), в таких важнейших сферах общественной жизни, как школа и СМИ, у нас доминируют антихристианские принципы. Детей с малолетства обучают сексологии, с экранов телевизоров звучит откровенная матерщина, — не говоря уже о содержании Интернета… Чтобы решить эти проблемы, нужно привести наши законы в соответствие с нашими традиционными моральными ценностями.
Другие важнейшие задачи христианской политики – это поддержка традиционной многодетной семьи, установление стабильных договорных отношений традиционных религиозных конфессий с российским государством, развитие системы социальной поддержки детей, инвалидов, студентов. Безусловно, группа депутатов-христиан должна добиваться устранения антихристианских положений из действующего законодательства (в частности, из закона об образовании, из закона об охране здоровья граждан, из закона о госзакупках, из уголовного и административного кодексов).
Читайте также: