То, что коммунизм и христианство не совместимы, согласны и христиане и коммунисты. Безумные безбожники установили кровавую диктатуру в России на 70 лет, разделив общество на палачей и жертв. Сегодня, спустя 20 лет после крушения советской власти, люди забывают о том, что первое, что делали большевики, получив власть — это разоряли храмы и убивали христиан, и появляются симпатии людей к коммунистическому учению, которые проникают даже в Церковь. Почему это происходит, как Церковь относится к коммунизму и может ли она что-то сделать, чтобы не допустить возвращения «Красной чумы ХХ века», говорим с преподавателем ПСТГУ протоиереем Борисом Левшенко.
Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут. 1Фесс.5:3
— Вы согласны с тем, что «кодекс строителя коммунизма» основан на христианских ценностях?
— Я считаю, что все, что связано с коммунистической идеологией, чуждо христианскому учению. Второе, что я могу сказать, это то, что любая ложь не является чистой ложью, она является как бы мозаикой из кусочков разбитой правды. Конечно, коммунистическая идеология берет из христианства то, что угодно коммунистам.
Идеология это комплекс правил, в который могут входить нравственные правила, научные представления и любые другие взгляды. Наборы правил в религиозной и атеистической области могут быть в чем-то похожи. Это происходит, потому что все люди обладают одной природой и учения, создаваемые человечеством, в чем-то похожи, но надо смотреть в суть учений. Не внешние признаки определяют сходства и различия между верующим и неверующим во Христа человеком. Вера и неверие лежат глубже природных различий, они находятся в самой сущности человека. Идеология побеждает тогда, когда ей мы заменяем свою истинную сущность, а это бывает. Коммунисты создают идеологию, безусловно, противоположную христианству.
Противоположность христианского и коммунистического учения я вижу вот в чем. Коммунизм основан на обожествлении человека, когда человек является судьей всего, что происходит, мерой всех вещей. Коммунисты, как иудеи, которые требовали от Иисуса Христа доказательства того, что он Сын Божий. В христианстве человек себя смиренно отдает Богу, а в коммунизме человек гордо хочет построить свой мир.
Коммунисты считают, что они построят свой мир без божественной помощи, «разрушив до основания старый мир». То, что такой мир может быть построен – несомненно – апостол Павел говорит, что «антихрист придет тогда, когда будут говорить «мир и безопасность»» (1Фесс.5:3).
Христианство учит, что мы должны строить справедливое общество своим трудом, но с помощью Божией. Бог строит мир через нас. Он может дать все, что нам полезно. А если нам это не полезно, то Он не даст богатство, или, как сейчас говорят «экономическое развитие и благополучие». Но мы можем и должны думать о том, как облегчить труд человека, как избежать болезней, и т.д. Это совместная деятельность Бога и человека. Коммунисты говорят, что нет Бога.
В какой-то период времени могут совпадать некоторые нравственные нормы, но только не первой скрижали, (по одному из возможных толкований, Десять заповедей Моисея были написаны на двух скрижалях, на первой скрижали были заповеди, регулирующие отношения Бога и человека, на второй — регулирующие отношения людей между собой, — Прим. ред.). Многое в идее защиты Родины и построения справедливого общества невольно должно было основываться на тех же самых постулатах, что и христианство. Там, где речь идет о почитании Бога, там коммунисты против христианства, там, где речь идет об отношении к человеку, нормы могут совпадать, но коммунисты их никогда не смогут реализовать, так как это могут христиане, потому что это только внешнее совпадение, внутренние нравственные заповеди христианства и кодекс коммунистов тоже противоположны.
Христиане любят человека, потому что они любят Бога и поэтому любят образ Божий в человеке. Любовью к людям мы выражаем любовь к Богу. Для атеиста это невозможно.
Единственное, что объединяет эти два учения, это то, что они имеют дело с окружающим миром, но обходятся с ним по-разному. Согласитесь сами, вроде бы один и тот же материал, но аксиоматически противоположные взгляды.
— Есть ли в Церкви общее учение об отношении к коммунизму?
— Официального учения о коммунизме в Церкви нет, каждый отвечает сам для себя на вопрос, как относиться к коммунизму.
Почему коммунисты первым делом разрушают христианские храмы?
— Почему в Церкви появляются люди, придерживающиеся коммунистических взглядов?
— Потому что сам человек очень сложен. В нем много темного и светлого. Я читал книгу одного человека, который пытался совместить коммунистические и христианские взгляды. Он вроде бы все очень хорошо объясняет. Единственное, что такие люди, как он, никогда не смогут объяснить, это то, почему, когда коммунисты набирают силу, первое, что они делают, это разрушают христианские храмы!? А они это делают именно потому, что разница между коммунизмом и христианством лежит гораздо глубже нравственных норм.
Сейчас модно говорить, что «коммунизм есть развитие раннехристианских общин». Это заблуждение основано на существовании в природе человека черты, известной, как коллективизм. Идеи коллективизма и индивидуализма есть и в христианстве. Мы тоже сильны только в Церкви, и мы чтим наших «героев-одиночек» – святых подвижников и мучеников, но при этом мы не забываем, что они святые только потому, что члены Христовой Церкви.
Для христианина важно быть вне идеологических схем, когда речь идет о делах, то есть он обязан помочь там, где помощь потребуется, будь то коммунисту или сатанисту. В то время как для коммуниста идеологемы являются самым важным: «Врага надо убить, а друга поддержать».
Советские коммунисты были похожи в этом смысле на иудеев, а не на христиан, потому что на первом месте стоял коллектив, как в иудаизме ветхозаветная церковь — «человек ничто, а государство все».
Это похоже на историю выхода евреев из Египта, когда некоторые говорили: «В Египте было лучше, чем сейчас с Богом». Так и сейчас некоторые люди говорят, что «При коммунизме было лучше», чем в свободной России.
— Что делать России – ждать 40 лет, пока умрут все, родившиеся в коммунистическом рабстве?
— Нет, ждать этого не придется. Кто читал Библию, знает, что 40-ка годами эта история не исчерпалось, вся ветхозаветная история это история взлетов и падений израильского народа.
За всю свою историю израильтяне поняли одну истину, что когда они увлекались язычеством, страна погибала, когда они обращали внимание к истинному Богу и каялись в том, что обращались к идолам, то у них все становилось благополучно.
Пример общего покаяния есть у Иоанна Крестителя, соединяющего собой Ветхий и Новый Заветы. Почему люди стали приходить к нему креститься в покаяние во оставление грехов? Каких грехов? Того же язычества. Они поняли, что их зависимость от Рима произошла от увлечения идолами, и решились изменить свою жизнь. Покаяние это и есть решимость изменить свой ум и свою жизнь. Но тогда были времена, когда многие каялись. Можно ли сейчас это сделать, я не знаю.
Покаяние бывает личное и общее. Общенародное покаяние состоит в том, что ты каешься не в своих грехах, а грехах народа. Сегодня говорят, «давайте соберемся и покаемся в цареубийстве, я присоединяюсь к общему покаянию, что убит царь». Это ложный путь, мне кажется. Мы должны покаяться в своих грехах и не браться за грехи народа, потому что кому это под силу? Мы понимаем, что сейчас наша страна гибнет из-за развращения, но как призвать всех к покаянию и главное, как сделать, чтобы все действительно покаялись? Я, например, не представляю.
— Возможен ли судебный юридический процесс над компартией?
— Мне кажется, он не имеет смысла. Надо ли запрещать коммунистическую пропаганду? В Польше запретили коммунизм. Мне кажется это глупо, так же, как глупо запрещать читать «Майн Кампф» Гитлера.
Мой опыт говорит, что среди коммунистов было много хороших людей. И воевать надо с идеологий, а не с людьми. А те коммунисты предстали перед судом Божиим и нам ли их судить?
— Есть аргумент, что если судить коммунизм, то люди покаются.
— Я никогда не курил, но когда принимаются законы против курения, мне они не нравятся, потому что они увеличат количество курящих. Если бы был организован Нюрнбергский процесс против коммунистов, то это бы увеличило их количество.
Никто не верил в победу коммунизма, кроме старых дев
— Почему же люди идут к коммунистам, что самое плохое, идут молодые, в КПРФ есть молодежный отдел?
— Трудно сказать. Люди идут к ним, потому что у них есть неудовлетворенность нашей властью. Вряд ли кого-то прельстишь советской пропагандой. Хотя в советской культуре есть мечтательность, которая мне вполне понятна. Когда читаешь советские книги, то, как бы возвращаешься в детство.
Простите, я тоже приведу пример из своего детства. Я родился в1936 г., и мальчишкой с июня по конец сентября1943 г. был в партизанском отряде в Могилевской области. Я знал многие отрицательные стороны нашей жизни, и советской, и воинской жизни, знал о СМЕРШе и обо всем прочем. Но как только мы собирались вместе, то мы играли в партизанов. Нас привлекали положительные образы героев пионеров Петей. Мы понимали, что немыслимо, что пионер Петя засыпал песок в немецкую пушку, но нам очень нравилась игра.
Одно дело, когда тобой движут патриотические мотивы, даже если ты во что-то играешь, другое дело, когда в реальной жизни людьми двигают мотивы ненависти. Самое худшее в деятельности современной «оппозиции» в том, что в ней действует не патриотизм, а негативные чувства. По этой же причине неудовлетворенности и появляются сторонники у коммунистов. Зюганов, кстати, это не самый худший вариант, безумные фанатики вроде Удальцова, гораздо хуже. Допустим, Удальцов дал сто долларов такому человеку, чтобы он покричал «Долой Путина», а потом он становится партийным функционером того же Удальцова.
В 1917 году были убежденные коммунисты, но при Брежневе уже никто не верил в победу коммунизма, кроме старых дев. Они верили в него, потому что им надо было хоть во что-то верить, у них в подсознании должно быть что-то, на что они должны были опираться, чтобы не до конца потерять смысл жизни.
Фашизм и коммунизм сравнимы и не сравнимы
Фашистская идеология для меня более страшна, чем коммунистическая. Они сравнимы и не сравнимы. Коммунизм был интернационален, а фашизм был национален — это разные состояния человеческого развращения, хоть с одними и теми же результатами. В случае с каждым человеком надо конкретно разбираться, во что он верит.
Фашизм был разный. В Италии шла борьба с масонами, в Германии с евреями. Гитлер был хорош в в том отношении, что он боролся за единство Германии, когда там возник сепаратизм. Но всегда была борьба, и в этом отношении коммунизм и фашизм были одинаковы.
— Может, Гитлер и был в чем-то хорошим человеком, но никто не станет на этом основании пропагандировать фашизм. Почему же на том основании, что Сталин сделал что–то хорошее, у коммунизма есть сторонники, и они не осуждаются всем обществом?
— В каждом режиме, даже в таких людоедских, как гитлеровский или сталинский, есть и плюсы и минусы. И в разные эпохи эти плюсы и минусы по-разному оценивают.
— Как говорить с людьми, которые считают себя принадлежащими Церкви, но которые пытаются совместить в своей голове абсолютно несовместимые Христово учение и ленинскую пропаганду?
— А зачем им объяснять? Если у них это совмещается в голове, то надо быть с ними очень бережными. Я не раз встречал людей, которые прошли лагеря и говорили, что «лагерь был самым счастливым временем в их жизни». Можно найти этому феномену элементарное объяснение: когда они были в тюрьме, то они были молоды, молодости свойственно яркое восприятие действительности, а сейчас они стали старыми и хотят возвратиться к своей молодости. Это не аргумент, для того, чтобы всех отправлять в концлагеря, но аргумент в пользу того, чтобы не разрушать представление человека.
Что ответить тем, кто пытается совместить христианство и коммунизм?
— Как же нам сейчас относиться к людям в Церкви, которые считают себя коммунистами?
— Как к грешникам. Если мы пьянице, который пьет водку, будем постоянно говорить «прекрати пить, прекрати пить, прекрати пить», то он еще хуже запьет. Надо быть очень ласковыми, относиться к ним, как к больным людям. И важно не считать себя здоровым, потому что мы может быть большими грешниками, чем алкоголики и коммунисты.
Потом, Бог о них тоже заботится. У меня был знакомый, который до конца дней говорил, что ему «не надо креститься», потому что «Бог у него в душе». Когда к нему пришла смерть, то он поспешил мне позвонить, чтобы я быстрее приезжал, потому что ему надо было срочно креститься. Все непросто. Те люди, которые не могли покаяться перед смертью, что с ними станет на том свете? Не наше это дело, Бог им Судья. А русская история ХХ века на самом деле кровавая и страшно тяжелая и не знаю, как к ней относиться…
Я всегда стараюсь быть очень осторожным, когда речь идет об идеологии. У каждого человека есть струнки, за которые лучше не дергать, потому что ты можешь нарушить равновесие – в целом человек может идти правильным путем, хоть и будет говорить вам, что он сторонник фашистской или коммунистической идеи. А дернешь его, он впадет в какой-то грех.
Однажды я лежал в больнице с испанским генералом-коммунистом, который принимал участие в войне с генералом Франко. От него я впервые услышал, что франкистский режим для Испании был большим благом. Он совершенно четко отдавал себе в этом отчет и в тоже время он верил, что делал правильно, когда с ним боролся. Он понимал, что если бы победили коммунисты в Испании, то ей было бы гораздо хуже, Испания бы умылась кровью. Он считал, что встал на сторону добра, потому что он это говорил по прошествии многого времени, а тогда считал добром коммунизм.
— Но, опять, возвращаясь к тем людям, которые, будучи членами Церкви, пытаются совместить христианство и коммунизм?
— Надо понимать, что они пытаются совместить? Они берут от коммунистического прошлого только положительные черты, говоря, что СССР был великой страной, а сейчас Россия никому не нужна. Это люди, которые мечтают о лучшем будущем. Они просто не понимают, что они пытаются строить будущее без религиозных идей. Если ты мечтаешь соединить коммунизм и христианство, то Бог оставляет тебе такую возможность. Вроде того, что люди мечтают найти «лекарство от всех болезней», а сейчас уже нет такого антибиотика, который может вылечить воспаление легких и создать его тоже невозможно. Появляются новые препятствия, которые мы не можем преодолеть. Инфаркт в1913 г. был мелким шрифтом в учебнике и встречался редко, а сейчас это основная причина смерти. Мы считаем, что победили оспу, а кто его знает, победили ли мы ее? «Мы победили чуму». Так ли это?
— Если продолжать вашу аналогию в социальной области, то можно ли сказать, что нам в будущем снова грозит красная или коричневая чума, возвращение новых гитлеров и сталиных?
— Сколько угодно! И нам надо быть настороже, чтобы не допустить этого.
— Что может сделать Церковь, чтобы не допустить красной и коричневой чумы?
— Думаю, что только возвращение народа к здоровой духовной нравственной религиозной жизни может не допустить повторения этого зла. Например, в России в начале ХХ века причастие Святых Христовых Тайн становилось распространенным, люди причащались четыре раза в год точно, а также раздавались единичные голоса о причащении раз в неделю, от таких святых людей, как Иоанн Кронштадтский. А вот в 1916 году мы видим увеличение отчетов в Епархиальные управления, в которых сообщалось, что люди перестали причащаться. Это было предвестие 1917 года, страшный момент.
Если сегодня люди будут молиться по домам и причащаться в храмах, если они будут вести нормальную церковную жизнь, то ничего страшного не произойдет, я в этом совершенно уверен. Настоящая религиозная жизнь против любой чумы. «Если Бог за нас, то кто против нас»?
— Имеет ли значение не только религиозная жизнь, но и социальное учение Церкви?
— Думаю, что нет, потому что религиозная жизнь это главное, а остальное приложится. Духовная жизнь предполагает, что ты исполняешь заповеди Божии, а они включают и социальную деятельность.
Записал Александр Филиппов