…Их связывала любовь ко Христу и стремление благовествовать Его Евангелие в эллинском мире, среди «великой тоски и великой гордыни» этого мира, по слову отца Георгия Флоровского.
Великий благовестник Евангелия Христова, Апостол Павел называл себя «апостолом языков», то есть апостолом народов, и проповедовал вне Иудеи. Его близким другом был Лука – образованный грек, врач. Немногие свидетельства об их дружбе говорят нам, что она была благородной и великой – такая дружба бывает только у людей, благородных и великих духом.
И еще их связывала та особая дружба, которая возникает между врачом и его благодарным пациентом. Апостол Павел много болел, страдал также и от болезни глаз (возможно, это были приступы глаукомы, сопровождающиеся мучительными болями). Лука-врач делал все, чтобы облегчать страдания мужественного проповедника Христа Воскресшего.
Апостол Лука разделял с Павлом тяготы его дальних и опасных путешествий, предпринятых им для Евангельской проповеди. Он был верным другом и не боялся смертельной опасности. Когда Павел незадолго до смерти был оставлен всеми своими друзьями, он пишет своему ученику Тимофею: «Один Лука со мною» (2 Тим. 4:10).
И именно к страдающим эллинам, ищущим и не находящим Бога Истинного, обратился Лука в своем двухтомном труде – Евангелии и Деяниях святых апостолов. Несомненно, он был единомышленным со своим другом – апостолом языков, а апостол Павел не случайно начал свою речь в Афинском ареопаге странной, на первый взгляд, похвалой: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17, 21-22).
Святой апостол Павел считал, что эллины не знают Бога, но ищут Его – для этих эллинов и звучит его проповедь. Его ближайший друг, Лука-врач, подхватил мысль своего друга. Среди многих образов, знакомых эллинам, в Евангелии, написанным Лукой-врачом, Христос изображен как Истинный Целитель, Истинный Спаситель.
В русском языке это два различных слова, а в греческом это слово одно – «Сотер». Сотер – это и Спаситель, и Целитель. В поздней античности так называли обожествленных людей-правителей, прекративших силой своих армий раздоры и установивших мир, называли так и богов, от которых ждали милости и помощи. Но, как говорил христианский апологет Тертуллиан, все это было тщетным: «На коленях перед твоим Эскулапом ты просишь исцеления не у тех богов!»
Да, Асклепий (по-латыни Эскулап) был знаменитым божеством эллинов. Он очень отличался от богов-олимпийцев, бесстрастных и блаженных, будучи сыном земной женщины, Корониды, и Аполлона. Как повествуют легенды о нем, он сам знал, что такое сиротство и даже смерть – а убит он был молнией разгневанного Зевса за свою любовь к людям, ибо он воскрешал умерших. Но после смерти Асклепий был вознесен в сонм богов – и стал созвездием.
Конечно, Асклепия никогда не существовало, но зато в мире существовала «одна общая тоска – тоска по Спасителю» (прот. Александр Шмеман). Это образ, возникший в душах людей, истосковавшихся по живому богообщению, по настоящему Спасителю. Они приходили в храмы Асклепия, молились перед его статуей и просили, чтобы в этом страшном и скорбном мире он подал им луч надежды. Ведь Асклепий «смотрит на страшное, касается отвратительного и за чужие страдания сам подвергается скорби», как говорил один античный писатель.
Но ответ христиан, воспитанных на Священном Писании, краток и ясен: «Ты просишь исцеления не у тех богов!» — восклицает Тертуллиан.
А святой мученик Иустин Философ говорит об этом подробнее:
«Если кто возразит, что Христос был распят, то и это обще с выше перечисленными, по-вашему, сынами Зевса, которые подверглись страданиям. Конечно, страдания их, доведшие до смерти, как рассказывается, были не одинаковы, но различны, так что Он, и по особенности Своего страдания, кажется, ничем не ниже их, но даже докажу, как предпринял я сделать в предварительной части своей апологии, или уже доказал, что Он выше их в этом отношении: ибо из дел оказывается, кто лучше».
Да, именно «из дел оказывается, кто лучше». Именно так изображается тайну пришествия Христова для эллинов, обращаясь к некоему эллину, Феофилу-боголюбу, апостол Лука.
Лука поступает в отношении эллинов как талантливейший миссионер, как истинный друг, спутник и сотаинник Павла. Он подчеркивает земное служение Иисуса Христа как милостивого Целителя, как заступника страждущих, потерявших всякую надежду. Ведь эллины помнили мифы об Асклепии, оживляющем мертвых:
«Нечего тут горевать,- сын Корониды сказал,-
Честному юноше жизнь я верну, залечив его раны,
Злую судьбу посрамит мощь моего врачевства».
…И над землей Ипполит голову поднял, ожив.
(Овидий, Фасты)
О, эллин, — словно говорит повествование св. Луки, — отвернись от своих богов, посмотри: пришел Желаемый всеми народами! ( Агг. 2:7). Пришел Тот, который может воскресить сына-юношу безутешной матери-вдовы и единственную дочь безутешных родителей. Он ходил по земле, Он исцелял, Он утешал – и погиб, был убит. Он воскрес, Он снова обрадовал всех, кто любил Его.
Лука описывает встречи людей с Воскресшим Иисусом – это и плачущие женщины-мироносицы, пришедшие отдать последний долг любимому Учителю, и потерявшие надежду, усталые путники на Эммаусской дороге, и собравшиеся одиннадцать апостолов, испугавшиеся поначалу явления Воскресшего.
Но после всех этих светлых и радостных встреч Христос возносится на небо в облаке – и этот символ, которым святой Евангелист передает тайну Вознесения, много говорил и эллину. В облаке возносились на небо герои – смертные люди, избранники и баловни судьбы, по странному выбору богов.
«Но что же будет теперь?» — спросил бы эллин. Этот Иисус, которого проповедали Павел и Лука, подобно прочим героям, ставшим богами, находится на небе – а мы, как же мы? Ведь в античном представлении человеку путь на небо, в блаженную жизнь закрыт – если только кто-то из богов по своему капризу не сделает его своим любимцем. Но боги-олимпийцы не очень-то спешат делить свое беспечальное бессмертие со смертными.
И здесь святой Лука удивительным образом подчеркивает ту принципиальную разницу между истинным Сыном Божиим, Иисусом Христом, и легендами о возносящихся богах. Апостолы в книге Деяний творят те же чудеса, что творил Иисус Христос во время Своей земной жизни.
Сын Божий не просто вознесся, оставив землю, подобно героям античности – Он даровал всем, кто любит Его и следует за Ним, Свою силу, силу Духа Святого – претворять плач этого мира в радость. Он не один в бесстрастии Небес – Он соделал множество друзей Своих, следующих за Ним и творящих Его дела Его Духом.
«Мы будем подобны Ему» — так скажет об этой тайне любимый ученик Христов Иоанн. Путь к небесам открыт, Христос Бог «стезю проходну к Небесе полагает нам», совершая со Своими друзьями то, что позже в византийском богословии назовут «обОжением».
Не случайно книга Деяний в древности имела и другое название — «Деяния Церкви». Вся Церковь, все верные Христу становятся подобными Ему на земле, принося утешение и милость страдальцам, проходя путем крестным и воскресая вместе с Ним, ибо, как напишет позже в своей «Церковной истории» христианин Евсевий Памфил:
«Он один, как Единородный, всеблагой Сын всеблагого Отца, подражая Отеческому человеколюбию, с совершенной готовностью принял нашу природу, находившуюся в бездне погибели. И, как искуснейший врач, который ради спасения больных смотрит на страшное, касается отвратительного и за чужие страдания сам подвергается скорби, Он вылечил нас, не только больных, замученных страшными язвами и гнойными ранами, но уже поглощенных смертью, и исхитил из ее челюстей. Ни у кого из небожителей не было такой силы, чтобы невредимо совершить дело такого спасения».
Свет затмил земные блики.
До престола – шаг от склона.
И каких нагорий пики
будут выше Елеона?
Так – отныне и до века –
Невозможно расставанье.
Бьётся сердце Человека
на вершине мирозданья.
Стройность ангельских трезвучий –
и детей земных “осанна”.
Неизменно, неразлучно,
нераздельно, неслиянно.
Завистливые античные боги ревниво охраняли от людей свое спокойное бессмертие. Но Бог христиан пришел на землю, явил дела бесконечной милости и любви, перенес страшные Страсти и Крест для того, чтобы подарить единение с Ним неисчислимому множеству последовавших за Ним людей. То, чего не хотели давать несуществующие боги, великодушно и щедро отдал Бог Живой. Всего Себя. И потому –
«Разлучения не будет, о други! Аз яко Бог с вами боги буду» (Слова Христа из канона Святой Троице и канона в Великий Четверток).
Читайте также:
Торжество Воскресения: отхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему
Вознесение. Дальше действовать будем мы…