«Законодавца Рождшая Истинного, радуйся!» (Канон благодарственнный ко Пресвятей Богородице, творение Иосифово).
… Христос-Отрок восседает на руках Богоматери, именно — на левой руке, образующей подобие царского трона или, вернее, седалища Моисеева. Теперь на нем сидят в Церкви не книжники и фарисеи (Мф. 23:2), а Он, говоривший с Моисеем при купине. И в смирении Его, кенозисе, схождении в глубины тварности, разуты ноги Его – так, как разуты были они у Моисея (Исх. 2:5).
Ризы Сына в сиянии божественного золота, сиянии божественных энергий природы Его божественной, но ступня повернута к нам.
Ступня Его обнажена, и это знамение того, что Он стал Человеком, которого змий ужалил в пяту (Быт. 3:15), в плоть человеческую, убивая. Но Он поразил змия в голову, потому что Закон Его – Жизнь Вечная.
Рука Его левая держит свиток — Новый Завет и Новый Закон, который пишется не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор.3:3). Справедлив и праведен Закон Его – левая рука в мире Завета Ветхого символизировала справедливость. На некоторых изводах икон свиток перевязан четырежды, как Закон, четырежды повторенный евангелистами.
Церковь в лице Богоматери, первой из дочерей Израилевых, приклоняет ухо Свое (Пс. 44:11) к Отроку-Законодавцу, слушая Его и удивляясь, но не так, как учителя Израилевы (Лк. 2:47), не знающие о тайне Воскресения (Ин. 3:10). Она слагает слова Господни в сердце Своем (Лк. 2:51), Он благословляет Ее Своей десницей – символом милости вечной Бога Израилева.
Христос – Новый Моисей, Тот Пророк, пришествие Которого обещал древний великий вождь и пророк Израилев, Моисей Законодатель (Втор. 8:18-19). Ожидание Мессии на рубеже эр было столь напряженным, что имя «Иисус» было одним из самых распространенных среди тех, которые давали новорожденным мальчикам в римской провинции Иудея.
Благоговейные люди не дерзали произносить не только Священное Имя Божие, но и лишний раз произнести имя того, под чьим предводительством Бог вывел Израиль из Египта, поэтому давали детям имя ближайшего сподвижника Моисея Законодателя – Иисуса Навина…
Новый и истинный Законодатель, дающий Свой Новый, небывалый Завет – вот, посмотрите! – на Горе Своей воссел Он, на руках Девы-Матери, рожденный от Духа Святого, воздвигнутый из мертвых Духом Святым.
…Первое из Евангелий, Евангелие от Матфея, неслучайно названо еп. Кассианом (Безобразовым) «Евангелием Церкви». Оно было написано в иудео-христианской среде, той среде, где зародилась Церковь Христова.
Люди этой Церкви очень хорошо знали те книги, которые мы сейчас называем «Ветхий Завет» — это было Священное Писание ранней Церкви, ведь и Послания апостолов, и сами Евангелия еще не были написаны. К этим людям, хорошо знающим книги Закона Моисеева и пророков, и обращается Матфей.
Святой евангелист Матфей начинает свое повествование о рождении Мессии игрой греческих слов – это и «Книга Родства Иисуса Христа», и Новая Книга Бытия. Воистину, Христос, пришедший в мир, есть новое и небывалое Дело Божие. Новое не в значении «неос», как «еще одно, очередное», но в значение «кайнос» — «совершенно другое, небывалое».
Если присмотреться к структуре Евангелия от Матфея, то можно заметить, что оно имеет шесть повествовательных периодов, разграниченных пятью речами Иисуса Христа (подробнее об этом см. прот. Александр Сорокин. «Христос и Церковь в Новом Завете»). Нагорная проповедь подобна поучению учителей Закона, а пять речей в Евангелии напоминают о пяти книгах Торы.
Христос «исправляет» Моисея – вернее, исправляет понимание Божией воли людьми, слушающими Его. Христос Своей ритмичной, поэтической речью, смелыми образами Нагорной проповеди поселяет в сердца Своих слушателей, уверенных, что они правильно «трудятся над Законом», растерянность.
Как не заботиться о завтрашнем дне, как подставить вторую щеку, как отдать плащ, который не мог служить залогом в суде по Закону – его запрещено было брать в залог, зачем идти второе поприще в качестве проводника римских войск?!
Он переворачивает мир человеческих привычек для того, чтобы строить новое. Потом это ощущение Царства выразит простой монах — «Если бы не перевернул бы я все вверх дном, не возмог бы я выстроить дом души своей».
Он, Мессия, Новый Моисей, наполняет новой силой, силой Духа Святого Божия, слова Моисея ветхого. Тень от покрывала, лежащего на лицах Его слушателей (2 Кор. 3:12-13) тает от Света Того, Кто Сам – Живой Закон, Живая Тора, Новый и Живой Путь (Евр.10:19).
Вот цель закона – «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Он достиг ее, Сын Мариин. И Дева Израилева слушает Его, слагая слова Его в сердце Своем. Исполнилось желание Ее сердца – Бог учит Ее (Песн. 8:2), говоря к сердцу Ее (Ос. 2:14).
Воспой, наполни гласом даль,
утешь,
утешь!
Кто плачет – отложи печаль,
и пей, и ешь.
Спасти голубку из сетей –
Его народ –
Наш Бог кратчайшим из путей
грядет,
грядет!
Объяты страхом те, кто с Ним
и позади.
Он на неслыханном пути –
один,
один.
Не победить Его в суде,
Не побороть.
…О, будь же милостив к Себе,
Господь,
Господь!..
Когда на солнце ляжет тень —
свершится срок,
и будет лишь Господь в тот день
высок,
высок…
…Воспой, наполни гласом даль,
утешь,
утешь!
Кто плачет – отложи печаль,
и пей, и ешь —
Он одолел ночной туман –
зарей,
зарей, –
всех позовет по именам
навек Живой.
Читайте также: