14 марта 1996 года в большом Актовом зале Московской Духовной Академии состоялся магистерский диспут первого проректора и доцента МДА архимандрита Макария (Веретенникова), представившего на соискание ученой степени магистра богословия сочинение на тему: “Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси”.
К диспуту библиотека МДА подготовила выставку, посвященную митрополиту Макарию, где во втором разделе были представлены публикации диссертанта. На защите присутствовало телевидение; впервые был разослан в центральные библиотеки автореферат.
Каждая защита диссертации вызывает законный интерес в богословских и церковных кругах, поэтому когда начался диспут, в зале собрались члены Совета Академии, студенты Московской Духовной Академии и Семинарии, учащиеся Регентской и Иконописной школы, братия Свято-Троице-Сергиевой Лавры и гости.
Ректор Московской Духовной Академии и Семинарии епископ Евгений тепло отозвался о диссертанте, отметив его высокие достоинства и подчеркнув, что он занимается не только плодотворной пастырской и педагогической деятельностью, но и преуспевает в богословской науке.
Секретарь Ученого Совета профессор архимандрит Платон ознакомил аудиторию с биографическими сведениями о магистранте и со списком его научных трудов, опубликованных по теме диссертации в различных печатных органах.
Затем архимандрит Макарий (Веретенников) ознакомил слушателей с содержанием работы. Диссертация архимандрита Макария состоит из двух частей: исследования (1‑й том, 719 с.) и приложения (2‑й том, 271 с.). Во втором томе помещены творения святителя Макария, адресованные ему грамоты и послания, документы, относящиеся к церковной жизни эпохи митрополита Макария, а также служба и акафист Святителю. Перечень источников и литературы включает 1250 названий. Исследование состоит из 14 глав, включая Введение.
В своей речи архимандрит Макарий объяснил свою цель и побуждения, по которым он предпринял свой труд, и дал краткую характеристику труда как в целом, так и в отдельных частях.
“В 50-х годах, — сказал о. Макарий, — в связи с интенсификацией исследований по древнерусской истории и литературе труды святителя Макария получают все большее освещение, выявляются новые аспекты его просветительской и книжной деятельности. Накопившаяся таким образом литература требует своего осмысления и обобщения, что становится еще более настоятельным в свете состоявшейся канонизации митрополита Макария на Соборе 1988 г. Можно говорить, что данный труд подытоживает предшествующую литературу о Первоиерархе XVI в.”.
В автореферате диссертант осветил начальные этапы жизни святителя Макария, его архипастырские труды и подвиги в Великом Новгороде. Архипастырское служение святителя Макария в Великом Новгороде, на древнейшей архиерейской кафедре, послужило раскрытию его богатых дарований и подготовило к дальнейшему служению как главы Русской Церкви в первопрестольной Москве (его интронизация была совершена 16 марта 1542 г.).
Особое внимание в диссертации уделено просветительской деятельности святителя Макария. По словам диссертанта, “Макарьевская эпоха” в Церкви известна интенсивной соборной жизнью. Первыми следует назвать Соборы 1547 и 1549 гг., справедливо называемые историками “Макарьевскими”. На них решался только один вопрос — прославление русских святых. Макарьевские соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе, поэтому то время справедливо может быть названо “эпохой новых чудотворцев”, как называли тогда новоканонизированных и вообще всех русских святых. Макарьевские соборы способствовали развитию русской книжности, литературы и иконописи. Выявляя бесценные сокровища Церкви — святых подвижников, — и прославляя их, митрополит Макарий не забывал при этом и о других проблемах Церкви, о различных нестроениях, для искоренения которых он принимал энергичные меры. Рассмотрением этих нестроений, упорядочиванием христианской жизни при митрополите Макарии занялся Стоглавый собор 1551 г.
Четьи Минеи у нас появляются после Крещения Руси. Работу над собиранием всех “чтомых” книг на Руси святитель Макарий начал еще в Новгороде в 1529 г.
Созданные большими усилиями, Макарьевские Минеи представляют собой двенадцать громадных томов, более 27000 страниц, которым архимандрит Макарий дал следующую оценку: “Великие Макарьевские Четьи Минеи — это удивительное и уникальное явление в русской духовной жизни и в культурной жизни нашей Церкви XVI в. Это компендиум нашей древней церковной литературы. Макарьевская Минея — это яркий этап в истории русской Четьи Минеи, вобравшей в себя всю полноту духовной литературы. Последующие Минеи — это сокращение материала. Сохраняя на своих страницах памятники предшествовавшего времени, Великие Макарьевские Четьи Минеи использовались, публиковались и изучались в последующее время, тем самым свидетельствуя и отражая тысячелетнюю традицию русской духовной письменности”.
В работе личность и труды митрополита Макария подробно освещены в контексте трудов его предшественников и преемников. Кроме того, автором показана типологическая близость Святителя с другими выдающимися деятелями духовного просвещения древности и средневековья. “Личность митрополита, — сказал в конце своей речи о. Макарий, — эпохальна, и канонизирован он был в дни великого юбилея Русской Церкви — на Соборе в дни празднования 1000-летия Крещения Руси”.
Первый рецензент, доцент Московской Духовной Академии протоиерей Владислав Цыпин в своем отзыве отметил: “Главное достоинство представленного сочинения — исключительная обстоятельность и полнота освещения всех известных по документам обстоятельств жития святителя Макария на широком фоне церковной и политической жизни Московской Руси его эпохи. Кроме того, автор диссертации основательно исследовал церковные взаимоотношения Руси с Православным Востоком, в особенности с Церквами балканских славян, и Западом, в центре которых стояла личность святителя Макария. Давая характеристику просветительской деятельности митрополита Макария, автор диссертации вносит существенный вклад в изучение духовной письменности и всей вообще русской литературы XVI в. Значительное внимание в диссертации уделено иконописи и храмоздательству эпохи митрополита Макария”.
“Диссертация архимандрита Макария (Веретенникова), — сказал в заключение о. Владислав, — заслуживает самой высокой оценки; ее автору безусловно следует присвоить искомую степень магистра богословия”.
Затем слово было предоставлено второму рецензенту, преподавателю Московской Духовной Академии священнику Афанасию Гумерову, который, характеризуя диссертацию архимандрита Макария, сказал: “Святитель Макарий соединял в себе первоиерарха Русской Церкви, с которым связана определенная эпоха, агиографа, оставившего после себя уникальное собрание жизнеописаний святых, и видного деятеля русской книжности. Этим объясняется разносторонний интерес к его личности и трудам историков Церкви, исследователей культуры, филологов, библиографов. Можно без преувеличения сказать, что работа архимандрита Макария представляет собой самую полную и фундаментальную книгу о замечательном Святителе, о духовном писателе и просветителе-книжнике. Автор смог создать целостный образ Всероссийского Первосвятителя, прославившегося неутомимыми трудами и как Первоиерарх, и как ученый труженик. По своему исследовательскому уровню, по значимости поставленных научных и богословских вопросов, по обширности собранного и планомерно упорядоченного материала, по своей библиографической культуре, по решению ряда научных задач рецензируемая диссертация архимандрита Макария «Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси» — солидный вклад в церковно-историческую науку и заслуживает присвоения диссертанту искомой степени магистра богословия”.
В дискуссии участвовали: профессора К. Е. Скурат, К. М. Комаров, архимандрит Матфей, Б. А. Нелюбов, А. И. Осипов, доценты архимандрит Георгий (Тертышников), священник Сергий Правдолюбов и преподаватель В. Д. Юдин.
Профессор К. Е. Скурат назвал архимандрита Макария “живым компьютером”, а также отметил в своем выступлении, что “отец Макарий открыл новую рубрику в исследованиях по истории русской Церкви — «Макариотика», и его имя всегда связывают с митрополитом Макарием”.
Архимандрит Георгий отметил, что “представленное архимандритом Макарием сочинение — единственный на сегодняшний день в церковно-исторической науке труд, в котором с такой полнотой и тщательностью исследованы жизнь и творения Всероссийского святителя Макария. Все, что написано до сих пор, — это либо биографические очерки, либо предварительная оценка трудов митрополита Макария. Магистерское сочинение архимандрита Макария представляет собой наиболее полное и ценное научное исследование в данной области”.
Отвечая на вопросы оппонентов, о. Макарий подчеркнул, что “сегодня подводится черта проделанной работе, но не ставится точка, ибо личность митрополита Макария настолько многогранна и изучение его деятельности настолько плодотворно, что оно не может быть ограничено лишь одной диссертацией”.
После дискуссии было проведено тайное голосование, и подавляющим большинством голосов профессора и доценты Московской Духовной Академии высказались за присвоение архимандриту Макарию (Веретенникову) ученой степени магистра богословия.
Сам объем данной диссертации свидетельствует о большой проделанной работе, этапом которой явилась подготовка материалов к канонизации святителя Макария. Изучение жизни и деятельности святых подвижников — наш священный долг, и в этой связи наиболее рельефно выступает то свойство данной работы, что она посвящена жизни и деятельности митрополита Макария не только как выдающегося иерарха Русской Православной Церкви, но и как Святителя, прославленного в лике святых на Поместном соборе Русской Православной Церкви в 1988 г.
Прошедшая защита — вклад в историю Московской Духовной Академии, а сама диссертационная работа существенно обогащает церковно-историческую и агиологическую литературу.
Доцент Московской Духовной Академии архимандрит Георгий (Тертышников)