9 декабря на большой экран вышла третья часть киноэпопеи «Хроники Нарнии» по книгам христианского писателя К. С. Льюиса — «Покоритель Зари». Своими мыслями об экранизации волшебного путешествия детей из нашего мира и жителей Нарнии делятся иерей Александр Пикалев и Вероника Агафонова.
Протоиерей Александр Пикалев:
Перед тем, как высказать свое мнение по поводу последних «Хроник Нарнии» я бегло просмотрел несколько рецензий на самых популярных сайтах, посвященных кинематографу. И к моему удивлению там не было ничего, даже отдаленно напоминающего первую реплику моей 6-ти летней дочери после выхода из кинотеатра: «Мама, а Аслан это Бог?».
Получается, что для ребенка оказалось простым и естественным то, до чего не додумались маститые кинокритики, кинувшиеся после премьеры строчить рецензии.
Загадка Нарнии проста, как все гениальное. Двери в это сказочное королевство, созданное, вне всякого сомнения, великим писателем Льюисом, открывает не фантазия, не любопытство, а само Евангелие. Без понимания Евангелия не как списка нравоучений, а как путеводной звезды, которая светит там, где, казалось бы, немыслим вообще какой-либо свет, разгадать «Хроники» просто невозможно.
Фильм, как и книга, по-детски прост, но это не та снисходительная простота, когда все нарочито лепится так, чтобы и эстетически и содержательно было доступно детям. Фильм сделан так, что ребенку, который пришел посмотреть сказку становится доступным и понятным нечто большее, чем сказка.
В картине совершенно явно и очевидно прописан евангельский взгляд на человека, на искушение, на грех и покаяние и на то, что покаяние это синергия (сотрудничество) Бога и человека.
Образ Аслана, который приходит на помощь дракону, в стремлении стать человеком сдирающему с себя кожу, просто потрясающе глубокий и ясный. Но для человека, не знающего Христа останется совершенно непонятным, почему дракон не смог содрать свою кожу без Аслана, почему он радовался боли, оставшись без кожи и находил в этой боли облегчение. Останется совершенно непонятным суть обещания Аслана быть всегда с Эдмундом, Люси и Юстэсом в их мире, если они сумеют его, Аслана, узнать. Останется непонятным, потому, что человек без Бога и не попытается узнать Его мир в своей обыденности и Его лекарство в своем страдании.
Это фильм для детей. Но не для всех, а для тех, кого подобно евангельским младенцам несли ко Христу, вопреки запрету и просьбе не мешать, но которые услышали слова самого Христа: «пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие».
Такие дети не имеют возраста.
Так что, идите в кино, и не забудьте увидеть через 3D-очки самое главное.
Вероника Агафонова:
Книга К.С.Льюиса «Покоритель зари, или Путешествие на край света» — наверное, одна из самых благодатных историй для современного вооруженного всеми новейшими технологиями киношника. На мой взгляд, книга гораздо лучше фильма, несмотря на то, что режиссер 3-ей серии – живой классик британского кино, автор проекта «7up» Майкл Аптед. Никакая технология не сможет заменить человеческую фантазию, тем более помноженную на фантазию такого автора, как Льюис. Поэтому если вы или ваши дети с данной историей не знакомы, лучше начните с книги. 3D-технология и сценарий по принципу квеста форматируют восприятие несколько иным образом, нежели сказочный текст. Те, кто читал книгу, смогут сперва оценить по достоинству историю Льюиса, а потом оценить работу кинематографистов, их мнение о фильме будет более продуманным.
К счастью, почти все важные вещи из книги попали в фильм без серьезных изменений и даже получили кинематографическое развитие. Приключение Юстэса-дракона расширено во времени и визуально оживлено, заклинание Люси о красоте – тоже, оно стало одним из самых сильных эпизодов, добавлены искушения путников туманом и трогательная дружба Рипичипа с Юстэсом, точнее, воспитание Юстэса Рипичипом.
Замечательно показано снятие драконьей шкуры с Юстэса – лев только немного царапает землю, а человек освобождается от ненавистной чешуи. Невольников в фильме, кроме продажи, приносят в жертву зловредному туману – так путешествие к этому туману становится более оправданным – надо спасать пленников.
К сожалению, превращения Аслана-ягненка в Аслана-льва в фильм не вошло, хотя современная анимация как будто для таких вещей и существует. Поэтому христианский акцент «узнавания Аслана под другим именем», который был в книге, отчасти утрачен, хотя в целом религиозное послание фильма достаточно внятно. Сама эстетика средневековья, в которой сняты все Хроники, является посланием об утраченных ныне благородстве, вере и правде. Воззвания «За Аслана! За Нарнию!» напоминают нам не что иное, как «За веру, Царя и Отечество». В этом смысле проект уникален, так как о благородстве и тем более о вере современная массовая культура говорить давно разучилась, такие исключения, как фильм «Остров» детскую аудиторию почти не затрагивают.
Фильм в целом логичнее и страшнее книги. На этом «страшнее» хотелось бы остановиться. Что заставляет режиссеров детских фильмов прибегать к усилению сцен, и без того выглядящих как цитата из фильма ужасов? Льюису в этом смысле еще повезло, а что сделали с Толкином, не говоря о Поттериане… Для чего детей вводят в эту эстетику? В данном случае я имею в виду сильно затянутую сцену борьбы с огромным морским змеем. Напомню, что в книге морской змей не борется с кораблем путешественников, а только обхватывает его, чтобы дать возможность героям сообща проявить мужество и сообразительность. В книге уплывая, змей странно улыбается, будто он и не змей вовсе. Анимация в стиле современных блокбастеров, где огромные насекомые не только страшны, но и омерзительны, впечатляет, и даже слишком – длинная и страшная сцена заставляет забыть все, что было до нее. Правда, по закону жанра – после визуального аттракциона должен следовать важный текст – прощание с Асланом производит сильное впечатление. И все же есть ощущение, что апофеозом остается не прощание, а битва и змей (это ощущение подтверждено беседами со смотревшими фильм школьниками). Во всяком случае, маленькие дети могут сильно испугаться таких сцен, поэтому их на этот фильм брать не стоит.
В фильме зло имеет свою волю и форму, и форма эта – туман. Дым и туман – очень сильные кинематографические образы, и для фильма это большая удача. Тьма Льюиса была сконцентрирована в одном месте, а туман в фильме появляется везде, где зарождается зло, и исчезает, как только это зло побеждено. Так идея несубстанциональности зла становится видимой, что вполне в духе христианства. Туман наглядно показывает то, о чем говорит волшебник – чтобы победить зло в мире, его нужно победить в себе самом.
В целом мир Нарнии киношной страшнее и опаснее, чем мир Нарнии книжной. И именно в этом, на мой взгляд, изъян современного массового детского кино – оно слишком знакомо с компьютерными играми, с ужастиками и прочими недетскими вещами. Впрочем, судя по рекламе, предваряющей показ, все же «Хроники Нарнии» — это один из наиболее художественных проектов сезона.
_________________________________
* «7up» — документальный сериал о разных людях, которые дают интервью каждые 7 лет. Британский вариант снимается вот уже 49 лет, российский — 21 год.
Читайте также: