Выставка известного «актуального» художника Гор Чахала «Хлеб Неба» открылась 16 сентября в рамках спецпроекта Государственной Третьяковской Галереи на Крымском Валу. Принцип обратной перспективы, используемый в иконописи, для передачи иного, Божественного, времени и пространства мира иконы, Гору Чахалу удалось реализовать другими средствами. Не пугайтесь, вы не станете участником интерактивной онлайн-игры «иной мир» и не сможете перемещаться во времени через телепорт. Основной принцип построения перспективы в иконописи ему удалось реализовать с помощью света и объектива фотокамеры.
Художник Гор Чахал неординарный представитель современного искусства. Он активный сторонник диалога между светским искусством и Церковью. Уже не раз Гор Чахал провоцировал в обществе разговор о месте религиозного искусства в Церкви. Яркая иллюстрация этому, недавно прошедшая выставка современного искусства «Диалог/Двоесловие» в храме св.мч. Татианы в Москве. Выставка «Хлеб Неба» проходит в «храме светского искусства», как назвал Государственную Третьяковскую Галерею, выступавший на открытии выставки иерей Борис Михайлов, профессиональный искусствовед, защитник творчества Гора Чахала.
Приглашение на выставку так описывает ее: «Художник делится опытом разговора о сакральном на языке современного искусства. Литургия, Божественные энергии, Фаворский Свет, пространство иконы – тематика его произведений». Один из выступавших на открытии выставки сказал, что Гор Чахал изображает действительность, находящуюся по ту сторону горизонта. Такая иная действительность требует для своего обнаружения тишины. Поэтому на выставку лучше прийти тогда, когда там нет людей. Тогда действительно можно немного почувствовать, несоответствие увиденного, привычному порядку вещей.
Но, возможно ли вообще обнаружить иное Бытие в нашем, привычном «порядке вещей», или в современном искусстве, даже если удалить все помехи и применить все новые средства выражения? Когда-то у людей возникла необходимость познать мир, в котором они живут, и изображая его, они стали его удваивать. Может быть, так началось искусство. И только искусству церковному удалось своими изобразительными средствами, найденными в догматических спорах еще молодой Церкви Христовой, удалось не просто приблизить, но приобщить нас к тайне Творца, сделать нас сотаинниками. Строй Литургии, краски и перспектива иконописи могут открыть нам тайны нетварного Божественного Фаворского Света, иного Света, который создает иное пространство.
Свет и пространство – базовые понятия в искусстве. Без них немыслимо построение перспективы. Светское искусство давно уже сделало основным для себя принцип построения композиции по законам «нормальной» перспективы, чем, как правильно заметил Гор Чахал, постепенно полностью отделило себя от причастности к пространству Божественного Света. Так что для светского искусства эта выставка просто еще одно средство изображения мира в обратной перспективе, с помощью света. Для человека церковного, средства изображения Света Нетварного, Божественного, уже существуют. Краски и перспектива иконы воспринимаются церковными людьми не как просто искусство, а как средство преображения души, средство для соединения с Богом.
Конечно, Гор Чахал не пытается «писать» иконы светом. Выставка «Хлеб Неба» — это самобытное и очень красивое высказывание художника, необходимое, в рамках диалога светского искусства и Церкви. На эту выставку надо сходить, надо выслушать это высказывание, если мы хотим, чтобы диалог состоялся. Сегодня разговор светского искусства и Церкви имеет миссионерское значение. У светского искусства есть стремление к такому разговору, чувствуется потребность в нем. Для Церкви этот разговор естественен. Но разговор этот порождает новые вопросы. Где кончается искусство и начинается богословие? Зачем соединять, может быть, несоединяемое? И, наконец: в Деяниях Вселенских Соборов написано, что «Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней». В этом предназначение иконы. Значит ли это, что у светского искусства существует опасная перспектива: если оно будет изображать злое, то и само станет злым, потому что таков был первообраз изображенного в нем зла?
Остается только надеяться, что обещанная в ближайшее время организаторами выставки встреча авторитетных представителей церкви и искусства за круглым столом, разрешит многие из этих вопросов.
Ирина СЕЧИНА