Если вы хотите вживую познакомиться с восточно-христианской мистикой — поезжайте на Синай и восходите ночью на вершину горы Моисея с фонариком и желательно четками. Без фонарика вы просто не сделаете и двух шагов даже с проводником, а на молитве по четкам хорошо держится дыхание.
Отстаньте от группы или обгоните ее на пару десятков метров, погасите все источники света и посмотрите сначала по сторонам, а потом в небо. И прислушайтесь к тишине. Не беспокойтесь о криках погонщиков верблюдов и смехе туристов — это звуки из другого мира, от них можно легко отключиться.
Божественный мрак, священное безмолвие, сам образ лествицы, известный нам из творения игумена горы Синайской преподобного Иоанна — все эти термины поднимутся из глубин богословия и — нет, конечно, не станут ясными, но чуть приблизятся к жизни.
На гору Моисея ведут два пути — путь паломников, около семи с половиной километров по серпантину, и монашеская дорога, километров шесть, ступени, вырубленные в скалах. Метров за пятьсот до вершины начинается лестница в семьсот пятьдесят ступеней, и преодолеть ее особенно тяжело. Символичнее не придумаешь: миряне идут по пути извилистому и длинному, но сравнительно безопасному, а монахи — по прямому, покороче и с постоянным риском свернуть себе шею, но на последнем наиболее ответственном участке между монахами и мирянами разницы нет.
Чисто теоретически можно карабкаться прямо по отвесным скалам, и даже есть шанс добраться до вершины горы, но, во-первых, нужно четко понимать цель, а во-вторых, шанс разбиться насмерть или хотя бы покалечиться растет гораздо быстрее. Это к вопросу о том, можно ли спастись вне Церкви. Вероятно, можно. Но не нужно.
***
Находясь в Эйлате, совершенно внезапно заказать ночную экскурсию на Синай, ясно представляя себе, что подниматься предстоит часа три или четыре, что дорога будет тяжелая, что спать не придется — это, конечно, авантюра само по себе. Но на часах около двух ночи, я уже стою на дороге возле монастыря святой великомученицы Екатерины с разряжающимся фонариком, группа состоит из семи человек, и египетский экскурсовод передает нас с рук на руки местному гиду: «Это ваш бедуин. Его зовут Фаулзи».
От Сибири до Синая
Фаулзи лет тридцать, он одет в самые обычные камуфляжные штаны да и цветом лица немного светлее прочих бедуинов. «Фаулзи, хабиби!» («дорогой» — араб.) — приветствуют его другие проводники. Большую часть дороги он молчит, только иногда останавливается, чтобы пересчитать людей, да спрашивает: «Все в порядке?»
Постепенно начинает объяснять: тут можно купить чаю, тут можно сесть на верблюда, но лучше идти пешком. Просит прощения за плохой английский и еще худший русский. Завязывается беседа и выясняется, что и тот, и другой язык он учил сам, просто общаясь с туристами. В те годы, когда он заканчивал школу, язык там не преподавали. «Я говорю по-английски только в горах», — говорит он. «У тебя талант к языкам!» — восхищаемся мы. Фаулзи только смеется.
Разумеется, к концу дороги мы уже лучшие друзья, тем более, что на последних 750 ступенях он меня практически тащит на себе. До самого верха я так и не добираюсь. Он усаживает меня в кафешку на последних двухстах ступеньках, приносит чай и теплое одеяло.
-Ты всю жизнь здесь провел? Никуда не уезжал?
-Да. Иногда я думаю: «Что я тут делаю?» — и собираюсь поехать куда-нибудь, посмотреть мир. Но меня сама мысль о больших городах с машинами и толпами пугает. Я люблю горы и пустыню и не представляю без них жизни… А ты в самой Москве живешь? Устаешь там?
-В Москве. Устаю, поэтому я тут.
-О, приезжай к нам почаще! Послушай, какая тут тишина!.. Скажи, а ты была в Сибири? Почему-то все смеются, когда я спрашиваю про Сибирь. Я слышал, это такая пустыня в России…
-Была один раз. Нет, это не пустыня, это густой лес на многие тысячи километров. Но я была там в большом городе. Это очень далеко от Москвы, туда лететь на самолете дольше, чем в Израиль или Египет, поэтому смеются.
Он удивлен, как ребенок.
-Какая у вас большая страна!..
Зачем Бог дал человеку глаза?
Светает, и он с такой же детской радостью показывает на восходящее солнце:
-Вам очень повезло! Вчера в горах был туман, ничего не было видно. Кстати, обрати внимание — вон виднеется гора святой Екатерины. Туда ангелы принесли мощи Екатерины из Александрии. Это самая высокая гора на Синае. И давай я сфотографирую тебе восход. У тебя хорошая камера, должно получиться.
А у Фаулзи меткий глаз и светлая голова — он быстро находит нужный ракурс и минут за пять подбирает настройки. Я с этой задачей не справилась за несколько месяцев.
Он вообще удивительно любит мир вокруг. Замерзшая группа сходит с вершины, и наш гид предлагает спускаться по монашескому пути:
-Это сложно, но очень красиво! Мне кажется, те, кто отказываются от таких видов, просто не хотят ничего видеть! Это совсем неправильно — зачем Бог дал человеку глаза, только под ноги смотреть? И к тому же мы пройдем мимо пещеры пророка Илии!»
-Бедуины мусульмане? Вы тоже почитаете пророка Илию? — спрашиваю я.
-Да, мы мусульмане. Пророк Илия был великий человек, он говорил со Всевышним.
Два мира: бедуины и христиане
-Так интересно, вы столько веков живете рядом с христианами. В центре Египта сейчас волнения, революция, христиане и мусульмане не в ладах друг со другом…
-О, Синай — это другой Египет! У нас огромная территория, а людей тут живет немного. В Каире на небольшой площади живут двадцать миллионов человек. Им не хватает работы, денег, еды… Знаешь, что такое «трейп»?
-Семья?
-Да, большая семья. Нас на Синае всего семь таких семей. Я принадлежу к той, что живет здесь почти полторы тысячи лет. Мы помогаем монахам содержать монастырь, а монастырь помогает нам.
(По преданию, еще Муххаммед даровал монастырю охранную грамоту, согласно которой обитель не только освобождалась от налогов, но и получала от мусульман военную защиту. Шли века, и теперь уже монахи стали помогать бедуинам — игумен монастыря, архиепископ Синайский, решает их юридические и семейные конфликты, обладает административной властью.)
— Кто такие бедуины? — воодушевленно продолжает Фаулзи. — Бедуины — это те, кто живут в пустыне в шатрах. Мы переходим с овцами с места на место и ищем для них траву. Что нам делить с христианами, скажи?
Традицией жену не накормишь!
-С христианами, может, и нечего делить, но в целом — вашу жизнь не назовешь легкой. У вас нет образования и работы…
-Образование нам и не нужно. У нас даже нет старших классов. Ребята учатся писать-читать, этого нам для жизни вполне достаточно. Хочешь знать больше — можно переехать в Каир. Но в основном ребята начинают искать работу. Большинство из нас работают с туристами — раньше мы торговали скотом, сейчас это совсем не прибыльно, на жизнь не хватает.
Я даже построил себе дом в деревне недалеко от монастыря, потому что от нашего селения идти двадцать пять километров. Это долго, а если на такси — дорого. Ведь у нас работают только мужчины, а женщины ведут хозяйство. Вот я должен содержать маму и четырех сестер.
-Братьев у тебя нет?
-Есть, но они от другой жены моего отца. Отец женился на маме, когда ему было пятьдесят лет, а ей исполнилось всего двадцать. Он достаточно быстро умер, и мне пришлось сразу начать работать, чтобы прокормить ее и сестер.
-У вас разрешено иметь нескольких жен?
-Раньше было разрешено, но сейчас это очень дорого. И… как бы сказать… не принято. Раньше было как? Тебе понравилась девушка, ты на ней женился и взял ее в дом. Понравилась другая — тоже взял ее в дом. Сейчас обычно, если тебе нравится девушка, ты можешь с ней повстречаться и понять, хочешь ли ты с ней жить. Это правильно, мне кажется. Более современно.
-А как же сохранение традиции?
Фаулзи смотрит на меня удивленно:
-Кормить вторую-третью жену нам тоже традициями?
Взгляд художника
-Видите большие камни? — показывает Фаулзи паломникам огромные валуны. — Они улыбаются. А знаете, почему?
Мы растерянно мотаем головами.
-Потому что я вас сюда привел!
Дружно смеемся.
-А вот посмотрите, эти камни стоят как три слона! А вон большая кобра! А вон девушка! И кстати, давайте я вас на фоне трещины в скале сниму! Посмотрите, как красиво!
Я не успеваю смотреть по сторонам.
-Фаулзи, ты настоящий художник! — искренне говорим мы. А он только еще шире улыбается и показывает нового верблюда, змею, рыбу…
-А что это за камушки? — спрашиваю я, показывая на столбики из камней, сложенные явно человеческой рукой вдоль дороги.
-Это тут принято так желания загадывать, — охотно поясняет он. — Но вообще-то это неправильно. Камни желания не исполняют. Хочешь, чтобы твоя мечта сбылась — попроси у Бога, Он услышит и, если захочет, даст.
Я смотрю в небо и прошу Бога, чтобы с трудом умеющий читать бедуин Фаулзи, который поминает имена ветхозаветных пророков и святой Екатерины чаще, чем Мухаммеда, добрался до Самой Главной Вершины. Хоть по ступенькам, хоть по дороге, хоть по отвесным скалам.