«Я боялась — биологическая мать увидит, какой он хороший, и заберет его». История Леши Шаева
«Надеюсь, вы понимаете, чего хотите»
В детстве у Натальи было три мечты: стать хирургом, выйти замуж за военного и купить маме шубу. В итоге исполнилась только одна.
Получив диплом модельера-конструктора верхней одежды, Надежда вышла замуж за инженера-строителя. О том, чтобы стать мамой большого семейства, не мечтала никогда. После рождения первой дочери, Яны, сказала себе: «Нет, в детях я не увязну!» Но прошло 9 лет, и она поняла: «Жить для себя — суета какая-то. Хочется быть кому-то нужной». На свет появился сын Женя.
Через год они с мужем оформили родственную опеку над 12-летним подростком Ваней. Вскоре друг за другом родились Катя и Вася. А потом Надежда случайно увидела в интернете пост о необычном 12-летнем мальчике из интерната — Алеше Шаеве, отказнике с рождения. Его готовили к пластической операции, волонтеры просили молиться о нем.
«Лицо такое… Обожженный, наверно», — подумала Надежда тогда. Она не знала, что у ребенка тяжелая генетическая патология, вызванная мутацией гена TWIST2. В связи с этим у Леши с рождения неправильная форма головы, ушей, отсутствие губ, век, перепонки между пальцами, нарушения мочеполовой системы.
Надежда решила разыскать мальчика: «Вдруг помощь нужна». Обошла все интернаты закрытого типа и наконец нашла Алешу в детской больнице. Пропуск туда можно было получить только через директора интерната. «Зачем вам это нужно? — спросила та. А потом добавила: — Надеюсь, вы понимаете, чего хотите».
В больницу Надежда пошла вместе со старшей дочерью, Яной, хотя у той «не было особого желания смотреть на странного мальчика».
«Мам, давай его заберем!»
— До сих пор перед глазами эти синие шорты и красная футболка. А еще волосы белые-белые. Сначала подумала: седые, — вспоминает Надежда.
Когда Алешу у них с Яной на глазах кто-то небрежно оттолкнул в сторону, ей вдруг стало страшно от его беззащитности и безмолвия. Она поняла, что Леша не говорит совсем и у него нарушена координация движений.
Мальчик был искренне рад встрече с ними, угостил соком. Подарки его не особо интересовали. Когда он понял, что гости уходят, жестами показал на часы у себя на запястье, потом стащил с Яны джинсовую куртку и упал на кровать, уткнувшись лицом в стену. В палате повисла тишина.
Яна смотрела на это детское отчаяние, в котором так и читалось: «Опять оставляют!» А потом заплакала: «Мам, давай его заберем!»
Надежда не спала несколько ночей. Принять сразу такое решение было непросто. Понимала: назад пути не будет. А потом выдохнула, решила попробовать гостевой режим.
Мужа подготовила: «К нам придет необычный ребенок». А тот, увидев Алешу, остолбенел: «Что люди скажут?» — «Какое тебе дело до других? Делай то, что ты считаешь нужным. У каждого своя биография», — ответила мужу Надежда. И тот молча согласился.
«Инопланетянин» Лешка
Младшим детям ничего объяснять не пришлось. 5-летняя Катя сразу назвала Алешу милым пришельцем и наблюдала за ним с нескрываемым интересом, показывала ему дом. «Какая мне разница, с кем в игровую приставку рубиться», — только и сказал Женя. А маленький Вася просто бегал по дому кругами и смеялся.
Когда в очередной раз поехали семьей на море, взяли с собой и Алешу. Тот вел себя странно: все время нарывался на скандал: тыкал в плечо, жестами просил, чтобы его побили, потаскали за уши. «Ждешь, чтобы я сказала “отстань, иди, куда хочешь?”» — спросила Надежда. Алеша кивнул. «Я так никогда не скажу», — отрезала она. Алеша все понял и затих.
Но когда они вернулись домой, снова учудил. Увидев в коридоре железное ведро, швабру и половую тряпку, пнул их с такой силой и злостью, что они разлетелись в разные стороны. Потом это повторилось еще и еще…
Причину такого поведения Надежда вскоре узнала — к своему ужасу: «В интернате Алеше надевали на голову железное ведро и стучали по нему — для развлечения».
Вскоре после этого Надежда решила взять Алешу под полную опеку. В семье его стали называть «наш Лешка», «наш номер один» или «неповторимый». Никто его не обижал. А он первое время упорно старался уложить всех спать. Это было его проявление нежности, его «спасибо». Потом, соскучившись по кому-то, стал заключать в объятия и часто дышать.
«Если Лешка дышит сильно, не переживайте, это он о чем-то хорошем думает», — смеясь, предупреждала всех Надежда. Она раньше других научилась расшифровывать Лешкины жесты.
— Леша научил нас принимать всех, радоваться и понимать, что счастье у каждого свое. Знаете, я все эти годы боялась, что биологическая мать увидит, какой он хороший, добрый, умный, придет и заберет его, — рассказывает Надежда.
Мечты и реабилитация
Со временем Алеша научился включать и выключать свет, держать вилку и нож, готовить, убирать. Однажды его привели в центр «Территория речи», чтобы понять, сможет ли он читать и писать. Там во время тестирования он впервые сказал «мама», указав рукой на Надежду.
Чуть позже Леша стал произносить еще несколько простых слов, хотя общаться так и продолжал жестами. Он научился читать, правда про себя, и писать печатными буквами. Последнее ему далось непросто. Лешка вообще не умел держать ручку и карандаш. Рука так и «подпрыгивала» над столом, поэтому приходилось какое-то время привязывать к ней груз. Вначале у него выходили «каляки-маляки», как говорит его мама, а потом — линии и окружности.
Он спокойно отнесся к появлению в семье подростков Эли, Егора и Алины, а потом и Таисии, которые по разным причинам остались без родителей и которых тоже взяли под опеку. А когда у сестры Яны появились свои дети, сам начал проявлять заботу о малышах: менял им памперсы, поил из бутылочки, кормил кашей, катал коляски во дворе.
После трех лет домашнего обучения Алешу взяли в коррекционную школу. Раз в неделю он вместе со студентами кулинарного колледжа проходит практику. Мечтает стать поваром, открыть свое кафе. От мечты стать парикмахером и играть в теннис ему пришлось отказаться из-за скрюченных пальцев.
В московской больнице ему пытались выпрямить для начала один из них, но операция прошла не очень удачно. Футболом Алеша хотел, но не смог заниматься из-за нарастающей глухоты. Обследование показало, что у него односторонняя тугоухость 4-й степени. Кроме того, нарастает деформация позвоночника. Мышцы ног слабые, поэтому походка шаткая.
Алеше нужна серьезная реабилитация, чтобы крепко стоять на ногах, выпрямить спину и плечи. Ради Лешки Надежда с дочерью Яной пошли учиться. Одна — на инструктора адаптивной физической культуры, вторая — на дефектолога. А пока договорились с реабилитационным центром «Преодоление», чтобы Лешу взяли на реабилитацию. Пожалуйста, помогите им оплатить этот курс.
Фонд «Правмир» помогает взрослым и детям, нуждающимся в восстановлении нарушенных или утраченных функций после операций, травм, ДТП, несчастных случаев, инсультов и других заболеваний, пройти реабилитацию. Вы можете помочь не только разово, но и подписавшись на регулярное ежемесячное пожертвование в 100, 300, 500 и более рублей.
Фото: Павел Смертин