Первая встреча… с Богом
Трудно сказать, когда самая первая встреча с Богом состоялась, потому что я родился и вырос в семье верующих. И такого перехода резкого, что ничего не знал о Боге и Церкви, а потом вдруг узнал, – не было. Все шло естественным путем, хоть и с большими трудностями, потому что путь к Богу для каждого человека неповторимо личный. И каждый из нас идет этим путем, потому что Христос объявил, что Он — Путь, и Истина, и Жизнь.
Вспоминаю, был очень голодный 1947 год. На второй день Пасхи я проснулся, ярко солнце светило… Мама не хотела меня будить и пошла сама в церковь, а я остался. И приходит старушка — жила на нашей улице, попрошайничала. Верующая, но какая-то судьба у нее особенная была – две дочери, и те болели и нигде не работали. Скривилась, что мне нечего было ей подать: второй день Пасхи, и ничего решительно нет. А мама испекла впервые за долгое время пасхальный хлеб. То пекли паску – само собой — сдобную, сладкую, а это пасхальный хлеб такой.
Лежали два этих хлеба на противне, и я ей вынес один целый хлеб. Она очень обрадовалась. Стала говорить: «Я что-то вижу… солнце яркое такое. Не могу выразить словами, что это. Выглядит будто огненный шар…» Я не видел, но она меня уверяла, что видит. Потом поцеловала этот хлеб, а я собрался и побежал в церковь. Богослужение еще шло. Я говорю маме, что отдал хлеб. Мама: «Как, весь?» — Говорю: «Нет, один». — «Кому?» — «С нашей улицы, нищенке Иулиании. Она что-то видела, что я держал солнце в руках». — «Ну ты наговоришь! Приснилось тебе…»
Я под впечатлением был несколько дней. И как раз тогда в Евангелии встретил слова: «Блаженнее давать, нежели принимать».
Часто вспоминал и помню всю жизнь этот случай и этот текст евангельский, который мне тогда встретился.
…с молитвой
Первая особенная встреча с молитвой была тогда, когда меня в первый раз ввели в алтарь. Это был праздник, Благовещение. Старенький священник вышел в храм, взял меня за руку и повел в алтарь. Показал, где нужно поклон положить, сказал, что можно, чего нельзя трогать пономарю.
И там, в алтаре, была моя первая молитва душевная. Мне казалось, что если есть Царство неземное, Царство Божие – то это алтарь, который дан нам в церкви. Такое первое впечатление было.
…с храмом
В храм мы с мамой ходили все время, сколько я себя помню. И каждый раз для меня это был праздник, и так остается до сих пор. Тем более теперь, когда я имею дерзновение, Божьей милостью, совершать святые Таинства и богослужения. Это неоценимо.
…с монашеством
Я помню, в 30-е годы был закрыт монастырь, который находился через реку от нашего села. Потом, в 43-м, у нас уже в церкви своя служба была. А в монастырь мы ходили, но не часто, потому что разливалась река. Но каждый раз, когда приходили, мама пыталась провести нас по келиям старушек, брала с собой для них какой-то гостинчик…
Была такая матушка Архелая, слепая от роду. Помню хорошо, как она всегда нас благословляла. Но в тот раз было особенно памятно и торжественно… Мама меня подвела перед Литургией в ее скромную келийку. Она положила руку мне на голову, сказала, что я буду священником…
Таких случаев потом было немало.
…с красотой
С красотой встреча очень проста. В деревне всегда легче, чем в городской обстановке. Потому что тут — река, тут небо лунное, тут сады цветут. С одной стороны – поля бескрайние, с другой — леса. И на природе, хотелось того или нет, приходилось бывать каждый день с утра до ночи поздней. Когда в школе были каникулы, мы пасли скотину в лесу, на полях. И всё рядом: и ягоды лесные, и грибы, и вся красота Божьего мира была вокруг нас.
Помню особенно, когда очень раненько выгоняли скотину на пастбище… Держишь корову за веревку, а она тоже указывает, ищет места, где хорошая травка с росой. И так каждый день, в своем неповторимом очаровании, с природой с глазу на глаз.
Сейчас, спустя столько лет, природа в Марковцах осталась такой же, конечно. Что касается самих домов и жителей села, то было 220 хат, а теперь действующих осталось 50 или 40. Молодежь разъехалась, детей нет, школы нет, медицинского кабинета нет. Клуб есть, его тоже посещают время от времени, когда фильмы крутят. Иногда приезжают внуки, дети, если есть к кому приезжать.
Только природа всё та же…
…с дружбой
Нет, уже нет в живых всех моих друзей, с которыми дружили, играли, ходили… Организовали при клубе художественный кружок, пели песни, даже гастролировали в областном центре. Получили грамоту…
Свою молодость прошедшую вспоминаю самым приятным образом и те условия, в которых это было. Если бы кто спросил, хотел ли бы я вернуться, сказал бы: «Конечно, но не только по времени, но и по обстоятельствам…» Чтоб такая же была жизнь беззаботная, полная всякого познания.
Никакие испытания не омрачили тех лет, потому что и священники учили, и родители, что все временно, даст Бог, все пройдет и восстановится. И знаете, какой-то парадокс: после войны пели девчата, хлопцы. Не было такой ночи, чтоб деревня не гремела песнями. Это было очень трогательно. В клуб шли, из церкви возвращались, становились у чьих-то ворот и пели песни. Все народные обряды после войны всплыли во всей полноте. Крестины были с песнями, свадьбы. И по хорошим поводам собирались, и по плохим, сочувствуя на погребении кого-то, похоронах, да и просто пели.
Сейчас прошел небольшой промежуток времени, и все затихли. Никому ничего не мило. Очень опасно это, потому что настала какая-то разочарованность жизненная, народ не поет. Болит душа, что так все резко изменилось и теперь никто не знает ни обычаев в деревне, какими сопровождались, к примеру, свадьбы. Теперь ничего этого нет. Собрались, подрались, напились и на том все.
…с книгой
Первая встреча была с Евангелием. У нас не было Библии дома, не было ее и у остальных жителей деревни. В церкви слыхали Слово Божье, когда проповедовал священник.
А у нас дома — старенькое Евангелие, старинным шрифтом, без начала и без конца, прочитанное много раз. Это была моя первая книга.
Родители, это часто было зимой или осенью, когда работы в поле уже закончены, читали по несколько глав на ночь, или утром, а мы слушали. Летом они работали в колхозе, приходили поздно, и надо было на рассвете вставать, чтоб еще не нагрелась рожь, или пшеница чтоб снопы вязать…
У меня всегда мечта была: посмотреть, что это за Библия такая, что о ней так много говорят? Как она выглядит? Мне объяснил отец – он как-то больше церковный был, чем мама. А мама говорила на наше старенькое потрепанное Евангелие: «Так это и есть Библия». Я думал: «Да не может же Библия так выглядеть…»
Потом, когда в семинарии стал работать в библиотеке, то уже мог смотреть и читать все, что мне было интересно: и Библию, и богословие. Я рад был такому случаю, потому что первых два года, а я четыре года работал в библиотеках, посвятил изучению того, чего совсем не знал. В библиотеке закрывался, а иногда и ночевал там, читал.
…с горем, болью, смертью
Первая встреча – это гибель старшего брата, которого очень любила мама. Из четырех сыновей его любила больше всех. Он погиб на шахте в Германии, куда его увезли на работу. Тогда с каждого дома брали кого-нибудь, показывали пальцем. Маме сказали: «У вас четверо сыновей. Можно одного отдать на работу». Там, в Германии, взорвался газ в шахте, и он почти сгорел. Мама всегда горевала и плакала очень, все письма его, открытки сшивала, склеивала. Это было первое горе, которое постучалось в двери семьи и осталось в ней на всю жизнь.
Конечно, смерть – это враг человеческий. Так сказано в Священном Писании. Господь сотворил человека по Своему образу и подобию, дав ему все возможности, которые не оценили первые люди и отступили от Бога, породив трагедию – смерть. Чтоб победить смерть, Христос Сам принял смерть и воскрес из мертвых.
Верующие всегда с болью переживают утрату близких, но знают, однако, что смерти нет, если веришь Слову Божьему. Есть земной переход в иной мир, неизведанный для нас и таинственный, открытый в силу общего понимания нашего.
Но все равно, трудно найти человека, каким был апостол Павел, который сказал: «Я хочу умереть, разрешиться от плоти, чтобы быть во Христе». Это редкость, все люди боятся смерти. Хотя от первых дней христианства смерть считается не концом жизни, а переходом в иную, новую, вечную жизнь. И этой верой жила первая Церковь во время гонений в первые века христианства. Этой верой жила Церковь и во время гонений ХХ века. Этой верой Церковь живет и сегодня. У Бога нет мертвых, у Бога все живы.
***
Блаженнейший Владыка рассказывал о своих первых встречах и погрузился воспоминаниями в дни детства и юности, в дни прошлого. Но оканчивалась наша беседа с Предстоятелем мыслями о будущем. О том, как идти вперед, как молиться, надеяться, верить и любить…
В первую очередь должны мы верить Богу, Его слову, Его Евангелию, где изложены все принципы Его учения, чтобы человек, живя на земле, прошел школу и приготовил себя к жизни вечной. Нет веры – нет познания Бога. Бог ведь дал человеку веру, и «кто будет веровать и креститься, спасен будет».
В разные времена были свои проблемы, испытания. И будут они до скончания века. Будут мученики, свидетельствующие о вере во Христа и о Христе, и будут исповедники. Время разное бывает, но Бог один. Пути могут быть разные, но все должны приводить к Нему. Если же человек упрямо не хочет понимать принципов веры, тогда сам себя извергает из сообщества христианского.
Всё будет меняться, но все равно будет премудро. Потому что многие люди сейчас переживают ностальгию. Несмотря на темп развития науки, достижений в разных областях научной деятельности, в каждом человеке есть часть природы. Придет время, и человек устанет совсем, если все будет и дальше такими темпами развиваться: и космос, и глубина, и высота. Человек остается человеком. И чем больше он добивается успехов в технике, тем тяжелее ему приходится в нравственном и моральном плане. Он не может не помнить своих родителей, детства, своей церкви, если была возможность там быть. Люди должны вернуться к работе на земле, ведь сейчас сотни гектаров пустуют. Господь заповедовал наживать свое сокровище трудом, а современный человек ничего не делает руками.
Верю, что вернется к человеку чувство родной земли, возобладает в нем когда-то. Село будет выполнять свои функции честно и благородно, как делало это до сих пор. И будут люди по-другому ценить мир Божий.
P.S. Трудно брать интервью у Блаженнейшего Митрополита: столько их уже было сделано, а такому человеку нельзя задавать банальных вопросов. Но к юбилею Предстоятеля, который громко будет отмечаться на общецерковном уровне, мы очень хотели, чтобы и для наших читателей прозвучало слово Архипастыря — тихое, живое, искреннее. Составили вопросы, получили благословение, но с трудом верилось, что удастся совершить задуманное — столько хлопот у юбиляра и его помощников, что явно может быть и не до нас.
Когда же совершенно неожиданно я вдруг осознала, что уже сижу с диктофоном в руках напротив Предстоятеля в его кабинете, то в голове крутилась только одна мысль: пусть этот разговор не заканчивается, чтобы лился и лился этот солнечный свет из обращенных на меня глаз…
Беседу вела Юлия Коминко
«В родительском доме всегда теплилась лампада…»
Беседа с митрополитом Киевским и всей Украины Владимиром …
Митрополит Владимир был возведен на древнюю Киевскую кафедру в мае 1992 года. За эти 15 лет украинскому обществу открылись многие дарования православного пастыря — богослова, публициста, поэта, философа. Но, пожалуй, прежде всего многомиллионная паства Украины почитает в митрополите Владимире его духовную одаренность, соприкосновенность к тайнам небесного мира, в котором особое место занимает Пресвятая Богородица. В этом выразилась особенность сознания украинского народа.
Выходец из крестьянской семьи на Хмельничине, Виктор Сабодан (мирское имя владыки) с детских лет впитал в себя народную любовь к Заступнице Небесной, Чей образ отразился в сотнях изводов икон. За почти 50 лет церковного служения у митрополита Владимира собралась уникальная коллекция икон, раритетной церковной утвари, богатая библиотека. Сам митрополит вспоминал, как в студенчестве он с однокурсниками «охотился» за дореволюционной богословской литературой, часто пропадавшей в чердачной пыли старых одесских домов и время от времени появлявшейся на барахолке Привоза. Позднее владыке Владимиру иконы и книги дарили, и если бы все подаренное он оставлял у себя, потребовался бы, наверное, не один зал для их хранения.
Как правило, митрополит Владимир передавал иконы, книги, церковную, часто весьма дорогую с ювелирной точки зрения, утварь монастырям, храмам, церковным музеям (таковой имеется и при Московских духовных школах, где владыка, тогда архиепископ Владимир, 10 лет был ректором), а также церковным лицам или высокопоставленным государственным особам. Не все знают, например, что владыка много лет дружил с королевой Голландии Беатрикс, вел многолетнюю переписку с видными учеными и богословами Парижа, Женевы, Лондона, Нью-Йорка. Однажды мне довелось быть свидетелем, как известный художник преподнес митрополиту сразу с десяток своих картин. Вскоре владыка передал их в один из детских домов.
В 2005 году митрополит Владимир завещал на вечное хранение музею Киевской духовной академии свое уникальное собрание икон, книг и других церковных раритетов и многое уже туда передал.
— Ваше Блаженство, а какая икона была в Вашей жизни первой?
— Сколько помню себя, в родительском доме в селе Марковцы на Хмельничине всегда теплилась лампадка в Божием углу. Мои родители Маркиан Арсеньевич и Феодосия Ивановна, впрочем, как и большинство из их поколения, были людьми верующими, сочетали веру в Бога с нелегким крестьянским трудом. И образа в крестьянских хатах никого не удивляли даже в годы атеистических гонений. Хотя были и такие, кто выбрасывал иконы на мусорник или жег на костре. В нашей семье каждый день начинался с короткой молитвы у образов Божиих, и мы, дети, видя, как молятся родители, и сами прибегали к молитве перед началом каждого дня. Особенно дорог для меня был наш семейный образ Богородицы, к которому, между прочим, я обратился в молитве перед выходом «в свет», в большую жизнь. Это была Тихвинская икона Божией Матери. Поступив в семинарию, затем в духовную академию, я стал священником, принял монашество и через некоторое время был призван к епископскому служению. Так вот, моя епископская хиротония состоялась как раз в день памяти чудотворного образа Тихвинской Божией Матери. Предание повествует, что икона эта явилась близ города Тихвина в Новгородских краях в XIV веке. А «пришел» этот образ из Царьграда.
— Удивительное предопределение. Но ведь в Церкви многие явления как бы выходят за пределы объяснимого… Юношей Вы приехали в Одессу — старинный портовый город, и он Вас встретил также какими-то духовными символами. Каковы были первые впечатления?
— Я приехал поступать в духовную семинарию. Выйдя с перрона, я увидел недалеко от вокзала серебристые купола. Вошел в храм, стал рассматривать его убранство, иконы. Особенно меня привлек образ Богородицы чудесного письма: глаза Пречистой так и проникали в душу. В это время ко мне подошла женщина и сказала: «Вижу, ты чего-то просишь у Бога. Будет тебе… Матерь Божия поможет». И вложила в мою ладонь маленький золотой образок Богородицы. Вот такие чудесные предзнаменования встретили меня перед вступлением на путь духовного образования.
— Ваше Блаженство, почему в Православной Церкви такое обилие икон Божией Матери, а также множество храмов во имя Ее?
— Еще при жизни Христа на земле Его Пречистая Матерь ходатайствовала перед Сыном о нуждающихся в защите и помощи людях. Вспомните первое евангельское чудо Христа в Кане Галилейской, когда по просьбе Матери Он для бедных людей на свадьбе претворил воду в вино. После крестной смерти Спасителя, Его славного воскресения и вознесения Матерь Божия оставалась с учениками-апостолами. А после Своего успения Она более других участвует в жизни Церкви земной и небесной. Неслучайно Церковь именует Ее Покровительницей и Заступницей. И учит нас, что Божия Матерь облагодатствована более других людей. Она приняла в Себя воплощенного Бога и не сгорела от Божественного огня. Она — Купина Неопалимая и в силу этого таинственно помогает нам, не опаляясь, принимать Божественный огонь, который Сын Ее пришел низвести на землю (см.: Лк 12: 49). Господь принял от Нее плоть человека, а теперь в таинстве евхаристии отдает Свою плоть, преображенную пламенем Своего Божества, нам. И кому, как не Матери Божией, содействовать нам, принимающим тело Христово.
— Принято считать, что Святая Русь была избрана Богородицей третьим, после Афона и Иверии, Своим уделом…
— Еще задолго до основания Киева апостол Андрей Первозванный, благословляя место нашего будущего святого града, предрек, что здесь воссияет благодать Божия. И храмы уже во времена равноапостольного князя Владимира часто созидались во имя Пресвятой Богородицы. Конечно, были храмы и во имя Спасителя, и во имя святителя Василия Великого, небесного покровителя Владимира, и во имя пророка Илии, но более всего храмов на просторах православной Украины воздвигнуто во имя Пресвятой Богородицы. Наши три величайшие святыни — Киево-Печерская, Почаевская, а теперь и Святогорская лавры — не случайно воздвигнуты в честь Успения Пресвятой Богородицы.
— Почему Успения, скажем, а не Рождества?
— Потому что в успении Своем Богородица показала нам пример блаженной христианской кончины и то, что смерть не властна над душой. После Своего перехода в блаженную вечность Матерь Божия стала Ходатаицей за весь человеческий род.
— Ваше Блаженство, я сподобился побывать в Вашей домовой церкви, где Вы ежедневно совершаете свое молитвенное правило. Кроме удивительного по красоте Тихвинского образа Божией Матери там есть и старинная Касперовская икона Богородицы, а также несколько древних Казанских икон. Ведь и они там не случайно?
— Я уже упоминал свое прибытие в Одессу, где прошли мои первые годы духовного образования в семинарии, самые яркие и, наверное, важные по своему значению для моего дальнейшего служения Церкви. Ведь после окончания Ленинградской духовной академии, защиты кандидатской диссертации, рукоположения в диакона, священника, принятия монашества Господь снова направил меня в Одессу, но уже в качестве преподавателя семинарии. А после окончания аспирантуры при Московской духовной академии мне благословили нести послушание ректора Одесской семинарии. Так вот, тот золотой образок, который я получил юношей в привокзальном храме, был маленькой Казанской иконкой. И я расценил это как благословение. Ну, а древний чудотворный Касперовский образ Божией Матери находится в одесском кафедральном соборе. Это великая святыня юга Украины. И где бы я ни находился в своем дальнейшем служении — в Иерусалиме, Чернигове, Женеве, Москве, Ростове, — я всегда мысленно притекал в этот край, где мою жизнь согревала благодать, щедро изливающаяся через чудотворную Касперовскую икону.
— В древние чудотворные образы вложены глубокие смыслы. Но сейчас чаще всего к иконе относятся как к произведению искусства и только. Модно коллекционировать иконы. Я уже не говорю о том, что часто иконы становятся предметом торговли, бизнеса, причем не всегда чистоплотного.
— Но ведь не только иконы становятся предметами торговли или безжизненной экспозиции. У нас еще стоят древние храмы в тишине и мертвенности музейного духа, где не звучат молитвы и песнопения, где не происходит великое таинство евхаристии, ради которых, собственно, и строились эти святыни. Мало того, в Украине еще более 300 храмовых помещений, не считая других церковных строений, пребывают в ведомстве различных организаций, совершенно далеких от культуры, — военных, торговых, спортивных. Но это тема иной беседы.
— Ваше Блаженство, вопрос несколько личного характера. Доводилось читать в книге «Пастырь» о том, что ваша матушка Феодосия Ивановна, когда Вы уже закончили духовную академию и должны были стать священником, волнуясь о Вашем будущем, видела необычный сон…
— Да, это правда. Она рассказывала потом, что приснилось ей, будто стремится она к храму, который стоит на горе, и никак не может дойти, ноги будто отяжелели. Но все же дошла и увидела Саму Богородицу, лик Ее был скрыт под покровом, но мама знала, что это Матерь Божия. Склонилась мама у Ее ног и слезно спросила, будет ли ее сын священником. И услыхала тихий ответ и почувствовала прикосновение Ее ладони: «Уже батюшка. Утешься…»
— Действительно, сон пророческий! Разрешите в заключение задать еще один вопрос. Что такое вера?
— Верить можно во все что угодно. Но вера становится религией только тогда, когда сплетается с правилами жизни, оценкой поступков, мудростью поведения, взглядом, устремленным в будущее.
«Мы надеемся, что православные люди, которые с ненавистью относятся к нашей Церкви, изменят свое мнение»
Добрый день, Ваше Блаженство. Искренне рада Вас видеть вновь и иметь возможность пообщаться с Вами, ведь наша последняя встреча была не так давно, буквально два или три месяца назад. Но сегодня я рада видеть Вас бодрым и полным сил и, знаете, убеждаюсь еще раз и могу повторить свои прежние слова: чудны дела твои, Господи.
Спасибо.
Ведь по молитвам народа Божия и всей Украинской Православной Церкви, Господь действительно не только поднял Вас с больничной койки, но и даровал новые силы и новое вдохновение на несение Вашего предстоятельского служения. Болезнь как явление в человеческой судьбе, причем порой болезнь тяжелая и очень страшная. Что это — наказание, попущение, испытание или безразличие Божие к человеку? Почему люди иногда так сильно и горько страдают? Ваш опыт пережитого недуга, о чем он Вам говорит?
Прежде всего, нужно помнить, что болезнь есть физическая, и болезнь есть духовная. Они между собой связаны, но различие есть. Все в руках Божьих — наша жизнь, наша деятельность. И как говорят святые отцы, без нас Бог не спасает нас. Болезнь нужно рассматривать с многих позиций. Первое — это наказание Божье за грехи человеку, за его неправедную жизнь попускаются болезни Богом. И благочестивые люди говорят, когда долго не болеют или не страдают: забыл меня Бог. Это одна сторона. С другой стороны, болезнь дается как вознаграждение. Как маковка — пока не высохнет вся, зерна в ней несовершенные. А когда она высохла, тогда зерна и созревшие. Так и человек в этой жизни созревает для Царствия Божия всеми своими силами и всем своим существом. Бог вознаграждает людей болезнями, чтобы они были более человечными, и, глядя на чужие страдания, чтобы участвовали в судьбах окружающих их людей, своих ближних и дальних. Дает урок человеку ценить жизнь, не транжирить попусту время, которого отводится нам не так уж много. И глядя на чужие страдания, сострадать сердцем и душой, быть мягче, любовнее относиться друг к другу. Таким образом Апостол Павел заключает: друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов.
Я помню, когда Вы еще находились в начальной стадии врачебной реабилитации, и Вам нужна была активная медицинская помощь. Я наблюдала, как на Ваши литургии, которые вы служили в коридоре больницы, приходили десятки людей, людей из города и также пациентов больницы. Все хотели быть с Вами. Все хотели сопереживать таинство евхаристии с Вами, Митрополитом Киевским и всей Украины. Я видела, какие тяжелобольные люди и даже инвалиды приходили к Вам на исповедь по вечерам в палату. Вы были очень слабы, и сами нуждались в помощи, но находили в себе силы помогать этим людям. Скажите, откуда Вы брали эти силы, для того чтобы делиться с простыми людьми, верующими нашей Православной Церкви? Я видела также, поверьте мне, как многие люди плакали, глядя на Вас, и это были слезы радости. Потому что они видели в Вас верного пастыря, который не оставил своих детей. Я убеждена, что Вы совершали духовный подвиг, и это видели сотни людей. Ваше самопожертвование и Вашу самоотдачу.
Сила у человека появляется при сильной воле его характера, его внутреннего содержания. И, конечно же, по молитвам Бог посылает нам и силу, и утешение. Так и здесь люди чувствуют, когда пастыри с ними молятся Богу по-настоящему, в каком бы состоянии они ни находились и где бы это ни было — в больнице, в тюрьме или в роскошных соборах и храмах крупных городов и населений. Сила эта приходит как раз именно оттого, я о себе говорю в данном случае, что ты видишь страдания людей, которые во много крат превышают твои скорби и твои болезни. И вот поэтому душа к душе тянется. Недавно был случай — молодые родители принесли мне мальчика, чтобы благословить его. У него дефекты от рождения, нет половины ручки левой, нет одной почки, но удивительное дитя на лицо, какое можно увидеть только на картине где-нибудь. Сначала испугалось дитя, думало, что привезли на укол. Ручки у него все обвязанные, исколотые, в вену, наверное, дают лекарства. А потом успокоилось тихонько, я взял его за ручку, посмотрел ему в глаза, и он посветлел и послал мне воздушный поцелуй. Я спросил: что, его обучили, он так и другим делает? Нет, — говорят, — откуда он взял, мы не знаем. Конечно, сочувствие друг к другу умягчает наши нравы. И особенно глядя на тяжелобольных, сам будучи больным, воскресаешь потихоньку, и приходят те силы, которые можно назвать только благодатными. Очень много значит в жизни человека молитва, беседа с Богом. В молитву мы вкладываем благодарение, прощение и славословие, хваление Бога. И молитва делает чудеса. Поэтому я, пользуясь случаем, еще раз хочу поблагодарить тех людей, которые молились за меня и просили у Бога милости, чтобы Бог проявил надо мной свою милость.
Некоторые и вчера, и сегодня никак не могут смириться с тем, что их время еще не наступило. Кое-кому хотелось бы самому порулить, как говорят в народе, и примерить шапку Мономаха, пусть даже и церковную. Почему же тогда эта суета и толкотня у престола так милы некоторым сердцам?
Нельзя сказать, во-первых, что это систематически происходит, но такие явления есть, я их не исключаю. Видел в жизни и, наверное, еще увижу, если буду жить. Это очень грустно, потому что среди стада Христова должны быть и пастыри, и пасомые, объединенные одной любовью и одним направлением. Кому-то, не исключена возможность, хочется власти церковной, и кто-то прилагает какие-то усилия. Но без Бога не до порога. И если Господь не поставит, то не поможет ни гордыня, ни средства, ни воинственность характера. Это приходится отмечать с большим сожалением, но и с хорошей надеждой, что это все-таки редкие явления, исключения из числа других.
Даже относительно недавняя история приводит нам примеры того, как физически ослабленные недугом лидеры честно несли свой крест и выполняли свой долг. То, что Вы сегодня вынуждены пользоваться инвалидной коляской, меня лично абсолютно не смущает, потому что я читала и видела хроники ограниченного передвижения президента США Рузвельта, который из инвалидной коляски руководил огромной страной. И в самые трудные годы ее истории — во время Второй мировой войны. Четыре президентских срока подряд, и народ, нация верили в него. И он оправдал надежды всех тех людей, которые в него верили. Я читала совсем не старые журналы ЖМП и видела фото, как Патриарх Пимен боле пяти лет не мог самостоятельно передвигаться. Но огромная Русская Православная Церковь жила, благовествовала, и даже организация юбилейного торжества к тысячелетию крещения Руси прошла достаточно хорошо, и все было очень хорошо организовано. И уж Вам-то, как бывшему при управлении РПЦ, хорошо это известно. Пять лет в тяжелейшем состоянии здоровья провел настоятель Кипрской церкви. И также практически был прикован к инвалидному креслу бывший Иерусалимский Патриарх Диадор. И не было там абсолютно никаких всплесков борьбы за власть, особенно явных и публичных. Все епископы, клирики и миряне с честью выполняли завет Христов — любить ближнего своего и иметь любовь между собой. Неужели у нас другие верующие и другие иерархи? Неужели не дочитали Евангелие любви? Я не нахожу ответа на этот вопрос, а Вы находите?
Нельзя сказать, что это имеет место в нашей Церкви. Если даже кому-то хочется чего-то большего, чем он имеет, какие-то могут быть закулисные беседы, планы какого-то человека. Но нельзя сказать, слава Богу, что это часто встречается, что это общее явление и заболевание, будем так говорить.
Теперь можно мы поговорим с Вами о вещах более приземленных? Вот собор епископов в прошлом году создал комиссию, задачей которой было изучить некоторые поправки, дополнения и изменения к Уставу об управлении УПЦ. Но уже с самого разбега многие увидели тревожные симптомы в работе комиссии и сочли их угрожающими нынешнему каноническому статусу УПЦ — широкая автономия и самоуправление. Очень многие православные люди, верные чада УПЦ, были встревожены таким крутым поворотом и опасались именно насмешек со стороны других православных групп над тем, что Москва якобы в свое время обманула УПЦ, и теперь пришло время реванша — урезать этот статус и подрубить эти ростки самостоятельного бытия. Неужели есть клирики и миряне, которые хотели бы повернуть колесо истории вспять? И тогда вопрос от тысяч молодых людей: зачем? Кому это выгодно — постоянно подогревать этот котел страстей? Хотя на этом фоне не может не вселять в нас уверенность твердая позиция большинства епископата, которая была высказана в ответ на эти реваншистские потуги: статус УПЦ не менять, смуту пресечь. Это достаточно красивая позиция, это очень правильная позиция. Вас как предстоятеля радует то, что соборный разум Церкви это все-таки реальная преграда на пути мироправителей мира сего и духов злобы поднебесной?
Конечно, было бы грустно, если бы это было не так. Что касается комиссии, она была организована на местном соборе нашей Церкви в прошлом году. Комиссия немножко не уразумела сущности своей, почему она была организована. Для изучения поправок, которые могли быть внесены или были внесены, но были утверждены уже собором Русской Православной Церкви и собором Украинской Православной Церкви. Церковь остается при своем Уставе, который дает ей самостоятельность в управлении, и никто этого не меняет. Разговоры об автокефалии или автономии на соборе не поднимались совсем. Но если какие-то были предложения, как раз комиссия должна была это рассмотреть и доложить Синоду, а потом собору. Но вышло так, что пока успехов эта комиссия не имела. Из 34 епископов, у которых мы запросили их мнение о работе комиссии, о ее существовании 32 ответили отрицательно.
Вы наверняка слышали о тех происшествиях и акциях протеста, которые были в Киеве и по территории всей Украины. Они были в связи с принятием закона о статусе языка. Я понимаю, что Вам, наверное, тяжело оценивать мотивы, которые лежали в основе этого движения к принятию закона, но все-таки что Вы думаете по этому поводу? Все мы преодолеем это внезапно возникшее разделение или обречены на вечную конфронтацию по любому поводу?
Очень серьезный вопрос, который беспокоит многих людей. И украинцы, и россияне, и другие нации, каждый дорожит своим языком, своей родной культурой и хочет больше узнать об этом и утвердиться. Закон, который был принят, с одной стороны, имеет положительное значение, потому что это сближает людей. С другой стороны, разъединяет. И это очень важно понять и спокойно рассудить. Но самое главное, это не должно послужить раздору между двумя национальностями, между двумя странами и народами, отношения между которыми и так довольно хрупкие. Так что мы молимся, чтобы Господь послал мир и умиротворение тем, кто очень активно принимает в этом участие. И рассудить по-людски, по-братски, по закону, но не допустить конфронтации.
Ваше Блаженство, 20 лет Вы являетесь предстателем Украинской Православной Церкви. 20 лет Вы несете свое послушание, возложенное на Вас полнотой всей Церкви. Скажите, трудно ли быть пастырем такого масштаба? Что больше всего Вас огорчило за эти годы, а что больше всего обрадовало? Что подарило Вам радость и надежду?
Подарило радость само бытие Церкви, нашего верующего народа и той ситуации, которую переживали люди и переживают, которые болеют за Церковь, за ее благополучие. Радость в том, что увеличилось количество епархий, увеличилось резко количество приходов на Украине православных, Украинской Православной Церкви. Увеличилось количество духовных школ, призваний. Вот уже сегодня духовные школы имеют массу прошений зачислить на заочный сектор или на стационар. Так что увеличилось количество молодежи, которая не только посещает храмы, но и принимает активное участие в храмовых действиях, богослужебных и служебных. Очень много людей подключились к благотворительной миссии, помощи старым людям, детям, брошенным и больным. Чем могут, тем и помогают, в основном своим присутствием, своей силой и своей любовью. Ну и, слава Богу, не было таких чрезвычайных происшествий, которые могли бы потрясти православный мир в Украине. Кроме одного, что является печалью и предметом нашей скорби. Это разделение православных, это раскол Церкви, который произошел 20 лет назад и который очень трудно уврачевать. Потому что пропаганда была сильная, насилие проявлялось по отношению к нам, захваты церквей, монастырей и прочие нападения. И письменно, и устно, и практически. Мы скорбим по этому поводу. Но найти пока что пути к единению не можем, потому что мешает политика. Политика тоже играет роль в жизни Церкви. Но мы надеемся, что православные люди, которые с ненавистью относятся к нашей Церкви, можно сказать, считая ее прокоммунистической, прорусской, изменят свое мнение. Это суть прискорбно, и мы молимся, чтобы Господь вселил в сердца наши дух мира, дух единства, дух понимания задачи и цели Церкви на земле. Господь призвал всех к единству. Он един пастырь и сказал, что будут едины овцы. Мы надеемся на это.
Дорогой Владыка, спасибо Вам большое за встречу, за возможность побеседовать. Я думаю, что все верующие будут рады услышать ответы на очень важные для них вопросы. Благодарим всех тех людей, которые помогли нам организовать эту встречу, Ваших помощников. Я и мои коллеги желаем Вам скорейшего и окончательного выздоровления.
Спасибо вам. Дай вам Бог всего доброго. И пусть помогает вам Бог в вашей благородной деятельности, просветительской деятельности. Это то, чем вы занимаетесь.
«Цель жизни человека — сблизиться с Христом. Иначе нет смысла — ни жизни, ни тех страданий, которые выпадают на долю каждого»
— Ваше Блаженство, позвольте от редакций и «Церковной православной газеты», и сайта «Православие в Украине», от всех наших читателей выразить радость, с которой мы встречаем известия о Вашем выздоровлении. Ваше длительное отсутствие особенно заметно в Лавре: дорожка, по которой Вы обычно гуляли, и которая проходит как раз под нашими окнами, без Вас совсем опустела. Возвращайтесь скорее, мы не просто молимся о Вашем здравии, мы Вас очень ждем!
Благодарим Вас и за эту нашу беседу. Все эти годы Вы очень много проповедовали — и в храме, и по радио, и с телеэкранов. Столько времени в связи с болезнью верующие не могли слышать Вашего пастырского слова, но очень его ждали. И вот теперь, когда снова Вы можете обращаться к пастве, что бы Вы хотели сказать всем нам?
— Сердечно благодарю всех за молитвы!
Вспоминая слова апостола Павла, великого проповедника, которого чтит Святая Церковь, хотел бы еще раз подчеркнуть: мы должны проникнуться чувством преданности Богу и служением нашим ближним. Есть наставление у апостола: в истине стойте, держитесь веры. Есть и ряд других, которые призывают нас к святости. Цель жизни человека — приобретение святости, достижение святости. Как преподобный Серафим Саровский говорил, что стяжание Духа Святого — все равно, что святость. Решающую роль играет это в жизни нашего общества и нашей Церкви.
«Придите, дети, послушайте меня, страху Господню научу вас», — говорит нам Господь через Псалмопевца. Цель жизни человека — сблизиться с Христом. Иначе нет смысла — ни жизни, ни тех страданий, которые приходятся на долю каждого, ни сердечного терпения.
Познавать Бога необходимо для того, чтобы уразуметь истину нашего спасения. Познавать Бога — это означает приблизиться к Нему, сделать еще один шаг в Его сторону. Тесное общение с Ним и есть залогом достижения жизни вечной.
— Сейчас Великий пост, когда каждый христианин призывается в свою меру к подвигу. Какие задачи на Великий пост ставите для себя Вы?
— Задачи те же, что и все христиане должны ставить перед собой. Мне неловко начинать с того, чтобы показать себя. Нет такой нужды, потому что должен быть нелицемерный подвиг, настоящий пост. Простое воздержание от пищи и пития приводит к трагическому состоянию гордости, забывчивости. Вместо того, чтобы в конечной цели нам соединиться с Господом, получается, что мы вокруг ходим, по сторонам смотрим, ищем повод для гордости, чтобы увидеть: а мы, когда постимся, как выглядим? Над этим человек много работает, к сожалению. А думать нужно о другом, о Христе.
Мы верим в Господа нашего Иисуса Христа, Начальника нашей жизни, нашего Спасения. Верим в Святую Соборную Апостольскую Церковь, верим в Ее бытие, в Ее постоянную помощь тем, кто к Ней обращается. Все средства есть у Церкви, собранные в семи Таинствах, которые Церковь утвердила и которыми и поныне, можно сказать, благословляет тех, кто родился, крестился, кто женился. Чтобы все возрастали в духе церковном и приобретали благодать Святого Духа.
Поэтому каждый человек должен спешить обратиться к Богу, пока не поздно. Жизнь так коротка, одним мгновением проходит. Многие в конце своей жизни хватаются за голову, говорят: «Боже мой, у меня столько еще дел, столько планов, столько обещаний, и конец всему. Как же это получается?!»
— Что бы Вы пожелали тем, кто только собирается поститься, кто еще думает: поститься ему или нет?
— Приходится, хотя и с сожалением, отмечать тот факт, что лучше те, кто находятся в поисках — они в более выгодном положении, чем те, которые считают, что вот, они уже все знают и уже будут других учить.
Пост настоящий — это полное воздержание от грехов, от греховных мыслей и дел, которые занимают человека. Тому, кто постится, становится легче нести крест и достигать спасения.
«В Церкви нет «своих» и «чужих», есть Христос. Он призывал и призывает всех»
— Несколько вопросов по случаю наступающего юбилея — 20-летия Вашего Предстоятельства. Что сейчас из Вашего 20-летнего служения на кафедре Киевских митрополитов вспоминается с особым теплом и радостью?
— Я, к сожалению, не был на Архиерейском Соборе в Харькове, который состоялся 20 лет назад. Я был в Финляндии на богословской конференции. После Архиерейского Собора мне позвонили и спросили, имею ли желание и принимаю ли архиерейское решение и постановление. Пусть будет воля Божья — я ничего не выбирал и не от чего не отказывался.
Много радостного было. Самое приятное — когда разрешили открыто проповедовать, перестали запрещать. Радостно было, когда с таким трудом было добыто разрешение на регистрацию православных общин, когда наше молодежное движение начало развиваться.
Радостно появление епархий — разделение больших и крупных, потому что столько людей пришло в Церковь, увеличилось количество священнослужителей, множились епархии, монастыри. И это продолжается, слава Богу. Даст Бог, будут какие-то результаты.
— Ваше Блаженство, это жизнь Церкви, а какие светлые моменты запомнились лично Вам?
— У меня нет личных интересов, я живу интересами Церкви.
— А что за эти годы было в Вашем служении тяжелее всего?
— Время было сложным и для становления Украины, сложным оно было и для Церкви. По приезду в Киев, я вспоминал Чернигов, потому что в конце 60-х был там 4 года правящим епископом. И всегда жалел, когда видел среди людей нелюдские отношения. Жалел о том, что не знал, как сказать и к кому обратиться, чтобы поняли: спешите, люди добрые, делать добро, а то погибель поглотит вас.
Было много проблем, но страшнее всего братоненавидение. Оно и сегодня отголосок имеет в отношениях разных Церквей… Я помню, как в начале были раздражены люди. Как некоторые священники и даже некоторые епископы отошли от истинной канонической апостольской Церкви и возглавлять стали то, что антизаконно, не Божественно, а значит и не спасительно.
— Как сегодня относиться к тому, что о Вас молятся не только православные, но и те, кто находятся с нами в разделении?
— Спасибо всем. И я прошу святых молитв у вас всех — не столько обо мне, сколько о всей нашей Церкви. Нужно уважать молитву и всякое молитвенное поклонение как отдельного человека, так и целых групп. У нас нет евхаристического общения с отошедшими, но домашняя молитва не запрещена. И если мы будем помнить и поминать друг друга, возможно Господь пробудит совесть и приведет нас к единству во Христе.
— Уже 20 лет Церковь в Украине находится в разделении. И за это время выросло целое поколение людей, которые не причастны к расколу, но вынуждены жить в его реалиях, часто без понимания, что же нас всё-таки разделяет. Как нам, молодому поколению Украинской Православной Церкви, относиться к нашим сверстникам, выросшим и воспитанным в УПЦ КП и УГКЦ? Искать ли пути примирения, ведь идею сближения с неканоническими конфессиями в нашей Церкви не все поддерживают…
— Думаю, что некоторые новообращенные действительно могут не понимать исторический путь нашей Церкви. Сейчас есть те, кто активно включаются в молодежное движение, в дела милосердия, посещают воскресные школы, поступают в духовные семинарии. Все это направлено на то, чтобы человек без всякого давления, без угроз становился на путь размышлений о Церкви, которая как Мать призывает всех и всех объединяет.
Есть одна непреложная истина, которую нужно уразуметь. В Церкви нет «своих» и «чужих», «черных» и «белых», а есть Христос, и Он призывал и призывает всех, все Он побеждает и всего достигает. Главное — держаться одного курса, курс один должен быть — ко Христу. К Нему навстречу надо стараться идти каждому из нас, стремиться к Нему душой и сердцем. Тому, кто приобщился, развиваться, терпеть и помогать ближнему своему. Тому, кто не приобщился.
Не только молодежь, но и современные люди пожилые в поисках истины стали очень раздражительными. Поэтому и возникают конфликты, часто начинаемые и из-за религиозных вопросов, а истинная цель жизни на земле часто забывается.
— Сейчас наша Церковь переживает непростой период. В какой-то мере эти трудности отражаются на страницах средств массовой информации, и многие люди, в первую очередь светские, очень смущаются. Что бы Вы могли сказать тем, кто еще не в Церкви и имеют к ней претензии?
— Сказать: «Иди и смотри», — как в Евангелии сказано. Посмотри и убедись в том или ином. Или утвердись в сомнениях, или отбрось их, но при этом надейся на Бога. В Церкви всех, кто призывает Его Святое Имя, поминают и принимают.
«Все церковные издания должны идти в одном направлении, чтобы каждый день с их помощью протаптывали себе дорогу ко спасению все люди»
— Ваше Блаженство, по Вашему благословению 14 лет назад была создана первая интернет-страничка нашей Церкви. С тех пор сайтов уже очень много. А как Вы относитесь к интернету, ведь сегодня он совсем не такой, как был 14 лет назад?
— Интернет для нашей Церкви нужная вещь. И такие современные достижения будут шириться и развиваться. К сожалению, информации много и человеку трудно разобраться. Но нам нужно использовать все возможности нести свою веру, общаясь с молодежью в университетах, школах и даже в детских садах. Нужно помнить: Господь требует от нас проповедовать Евангелие всем народам, всей твари. И «кто уверует и крестится, тот спасется, кто не принимает Крещение, тот осужден будет» (Мк. 16:16).
Наша интернет-страничка хорошая. Особенно важно, что люди между собой имеют свое суждение, о чем-то говорят, критикуют.
Я сам когда-то стоял у истоков — и нашего «Православного вестника», и нашей «Церковной православной газеты». Эта деятельность всегда была благородной и важной.
Помню, был один случай, когда я был редактором «Православного вестника». Тогда власти требовали, чтобы поменьше было слышно не только в устной речи, но и в письменной, что есть Бог. И вот я принес крутую, будем говорить, статью в редакцию. За идеологию нашего журнала и других изданий, которых в то время было раз-два, и обчелся, отвечал уполномоченный человек в комитете по вопросам религии. И вот он мне с раздражением говорил: «Виктор Маркиянович, что же это получается? Страна идет вперед, а вы тянете назад. Страна имеет светлое упование, а вы что проповедуете? Пугаете людей бесами. Убрать это слово, «бес»!» И приходилось убирать. Говорил он: «Оставьте его в покое, зачем на страницах поминать. Не философствуйте. Зачем всех пугать? Все эти боги, боги. Давайте договоримся, чтобы упоминаний таких не было…» Мы тогда перевели на шутку. Но шутка шуткой, а было настоящее гонение на Церковь.
Но это пережили, слава Богу, те трудные времена. И будем все вместе стараться содействовать развитию наших церковных изданий в дальнейшем.
— Ваше Блаженство, что бы Вы могли пожелать нашим читателям и, вообще, всем верующим?
— Все церковные издания вообще должны идти в одном направлении, чтобы каждый день с их помощью протаптывали себе дорогу ко спасению все люди — верующие, не верующие, упрямо не верующие, упрямо верующие — сказать, кто есть кто, сложно, все в руках Божиих.
Все наши издания — это благость и милость Божия. Если они слабенькие — это очень зависит от епархии, от правящего архиерея, — надо активно помогать. А всем вместе — сотрудничать. И на этом пути хочу всем пожелать, чтобы Господь просветил всех нас в жизни временной и в будущем веке.
— И последний вопрос. Ваше Блаженство, мы очень ждем Вас на торжества по случаю 20-летия Предстоятельства. Какой подарок мы, верующие, могли бы Вам сделать к юбилею?
— Молитва.
— А еще?
— Если что-то будет конкретное, с моей или с вашей стороны, мы всегда можем связаться по телефону и договориться :))))))
— Мы благодарим Вас за разговор. Видим зримо, что наши молитвы услышаны, и надеемся на Ваше полнейшее выздоровление.
* * *
P.S.
Мы еще стояли в дверях, когда Блаженнейший, тепло улыбаясь, сказал: «Где-то я их уже видел…» И стало понятно, что мы не просто узнаны, но и нас рады видеть.
А беседа наша проходила на следующий день после Дня рождения портала «Православие в Украине» — первого интернет-проекта Церкви, который 11 марта, ровно 14 лет назад, Блаженнейший Владыка благословил к запуску…
Беседу вели Юлия Коминко и Елена Головина
ВИДЕО
Фильм «Пастырь»
Проповеди