«Я говорил с помощью рисунков». Художник с аутизмом воссоздает целые города по памяти
Британскому художнику Стивену Уилтширу достаточно один раз взглянуть на городской пейзаж, чтобы нарисовать его в мельчайших деталях, от высоток до памятников архитектуры. Как мальчик с аутизмом заговорил с помощью графики, выпустил в 13 лет первый художественный альбом, а затем открыл собственную галерею — в материале «Правмира».
В свои 44 года Стивен Уилтшир — один из самых известных художников Великобритании. Он создает панорамные городские пейзажи в графике — Нью-Йорк, Париж, Москва, Эдинбург и Амстердам… В его работах столько деталей, что кажется, будто автор изучал улицы неделями. Но Уилтширу достаточно один раз посмотреть на город, чтобы запомнить его.
Иногда он совершает экскурсию по городу на вертолете, чтобы познакомиться с ним как можно быстрее. В 2001 году в фильме BBC он за 20 минут изучил Лондон с высоты, а потом на глазах у всего мира за три часа воссоздал масштабированный аэрофотоснимок — с 12 достопримечательностями и 200 другими зданиями.
Стивен работает быстро и всегда — в наушниках.
— Я слушаю музыку, когда рисую, — говорит он. — Это могут быть песни из 60-х, 70-х или совсем новые композиции. Они помогают мне сосредоточиться. Сам я иногда играю на пианино и пою, но это просто хобби.
И вот карандаш скользит по поверхности холста (некоторые панорамные полотна достигают длины в 10 метров). Затем Стивен просматривает наброски, добавляет к работе деталей и на наших глазах рождается город.
Первое слово — «бумага»
Стивен Уилтшир родился в Лондоне в 1974-м. Он рос особенным ребенком: долго не мог заговорить. Когда ему было три, в семье случилось несчастье — умер отец. В этот же год врачи поставили Стивену диагноз «аутизм».
Мальчик тосковал по отцу. Утешением стал блокнот. Все свои чувства ребенок выражал на бумаге.
— Когда я был маленьким, я не мог говорить, и рисование было моим способом самовыражения, — рассказал Стивен Уилтшир. — Я рисовал животных, лондонские автобусы, а иногда и снос больших зданий. Это помогло мне сказать то, что я не мог выразить словами.
В пять лет Стивен поступил в школу «Квинсмилл» для детей с аутизмом. Педагоги быстро поняли, что мальчик может говорить, но выбрал вместо речи карандашные наброски. В качестве эксперимента они на время забрали у него блокнот и карандаши. Эта тактика сработала.
Ученик сказал первое слово: «Бумага», — пытаясь вернуть свои материалы.
С тех пор Стивен медленно развивал свою речь. И к 9 годам он заговорил полными предложениями. Но прежде все, кто его узнал, убедились в его таланте.
Уже в семь лет Стивен Уилтшир создавал подробные зарисовки. Это были животные, достопримечательности и здания Лондона.
— Я впервые начал интересоваться городами и зданиями, когда мне было около семи или восьми лет, — говорит он. — Мне всегда нравились высотки, у них много окон и деталей. Интересно, как меняется облик города. Однажды я наблюдал, как бульдозеры сносят старое здание больницы. И задумался: что же построят на ее месте?
Старшая сестра Аннет заметила интерес Стивена к городским пейзажам. Тогда она отвезла его в квартиру своего школьного друга. Он жил на 14-м этаже, из его окон открывался вид на панораму Лондона. Это потрясло Стивена, он восхищался родным городом и мечтал уместить в одну работу сотни деталей. Это во многом определило его авторский стиль.
Учителя тоже заметили интерес Стивена к архитектуре и оценили его талант. Педагог Крис Маррис устроил для мальчика несколько экскурсий по Лондону, а потом помог ему принять участие в детских художественных конкурсах. Так Уилтшир получил первые награды. Вскоре о нем узнал весь город.
От Нью-Йорка до Ленинграда
Стивен Уилтшир продал свою первую картину в восемь лет за 1500 фунтов стерлингов. Это был собор в Солсбери, который приобрел премьер-министр Великобритании Эдвард Хит.
К 13 годам художник выпустил свою первую книгу с ранними набросками под названием «Рисунки» и впервые отправился в Нью-Йорк. Это один из самых любимых его городов, в который он часто приезжает до сих пор.
— Мне нравится рисовать хаос и порядок одновременно — движение в час пик и спокойствие квадратных проспектов и небоскребов, а также людей, которые дарят городу жизнь, — вспоминает художник. — Нью-Йорк — великий город, который не замирает ни на секунду.
Во время первого путешествия Стивен познакомился с писателем и неврологом Оливером Саксом. Он в деталях изобразил его дом за несколько минут.
«Как это ни парадоксально, особенности Стивена стали его сильными сторонами, — писал Сакс в «Нью-Йоркере» в 1995 году. — Мне кажется, что работы художника передают его удивительно прямой, искренний взгляд на мир».
Невролог много лет дружил со Стивеном Уилтширом и написал предисловие к его книге «Города», которую тот выпустил после путешествия в Нью-Йорк.
Потом был тур по Венеции, Амстердаму, Ленинграду и Москве и третья книга — «Плывущие города». Стивен изобразил в ней реки, каналы и мосты как часть городского пейзажа. По его словам, самым сложным оказался Амстердам из-за множества деталей, которые он должен был запомнить за короткий промежуток времени.
В 1992-м молодой художник отправился в Токио, чтобы нарисовать архитектурные памятники, а год спустя снова поехал в США и создал серию «Американская мечта» — Чикаго, Нью-Йорк, Сан-Франциско и пустыни Аризоны.
«Когда я рисую, люди улыбаются»
В 2005-м частные коллекционеры предложили Стивену Уилтширу нарисовать панорамные пейзажи 10 городов мира на 10-метровых полотнах — Токио, Гонконг, Рим, Франкфурт, Мадрид, Дубай, Иерусалим, Лондон, Нью-Йорк и Монреаль.
Британский художник считает, что лучшее в этом проекте — это жители городов, которых он встречает. Где бы он ни работал, люди останавливаются, чтобы посмотреть, как он рисует. В Сингапуре его выставку посетили 150 000 человек за пять дней.
— Когда я работаю на глазах других, то чувствую себя счастливым. Я вижу, как люди улыбаются, и тоже не могу сдержать улыбки.
Еще одна часть проекта — полет на вертолете над городом. Мне нравится изучать архитектуру с высоты, — рассказывает Стивен.
В 2006 году принц Чарльз посвятил Стивена Уилтшира в кавалеры Ордена Британской империи за его вклад в мировое искусство. В тот же год художник открыл собственную галерею в центре Лондона. Его картина размещена в лондонском аэропорту Хитроу и стала символом его родного города.
Художник продолжает рисовать каждый день, ищет новые техники и пробует себя в других жанрах. Он повторяет, что главное в жизни — «делать все, что в твоих силах, и никогда не останавливаться».
— Стивен чрезвычайно скромный человек. Слава не изменила его. Я думаю, что признание только расширяет его возможности, — говорит Аннет, сестра Уилтшира и управляющая его галереей.
Благодаря своим картинам художник, который в детстве не мог говорить, общается с миллионами людей по всему миру.
— Искусство Стивена говорит на языке, который мы все можем понять, — заключает его сестра.
По материалам: The Guardian, National Geographic, Independent
Фото: Stephen Wiltshire / Facebook