Как сообщил пилот Airbus 321 Михаил Кулагин, примерно через две минуты после взлета заледенели все приборы:
— Отказало всё, и понеслась чехарда. (…) Попробовали [зайти на посадку в Магадане], попытка эта не удалась, непонятно, какая скорость, мы не успели определиться, и жуткая болтанка, при которой не видно показаний скоростей. Всё наугад исполнялось, тангажи летали. По ощущениям, это было в течение 10–15 минут. Судя по расшифровкам, провалы были до 2 тыс. м, — говорит пилот.
Пассажир лайнера Екатерина Маринкина рассказала, что после взлета самолет стал терять высоту:
— Мы взлетели, и началась турбулентность, скажем так, очень сильная. Потом мы или теряли, или набирали скорость, но, в общем, давление испытывали очень сильное. Очень сильно качало. Жутко страшно. Не передать словами, — вспоминает Екатерина.
Пассажир Полина Рыбалко после взлета собиралась уснуть, но не смогла, потому что самолет начало «кидать из стороны в сторону»:
— Было видно по людям напряжение. Нам ничего не говорили, по крайней мере, я не слышала. Был шум очень сильный от самолета, от двигателя. Ни пилоты, ни экипаж нам ничего не говорили. Как-то спросить было тоже неловко, потому что они были чем-то заняты, постоянно передвигаясь по салону. Самое важное, что все пассажиры имели терпение: они не кричали, не паниковали. Нам всем было страшно, но при этом все держали спокойствие. Мы тихо сели, несмотря на то, что полет был очень долгим. Нам сразу сказали, что сядем либо в Иркутске, либо в Якутске. Сначала сказали, что в Якутске, но потом мы все-таки долетели до Иркутска. Было тяжело, но из-за того, что не было истерики, все закончилось хорошо. Потому что я считаю, что если бы люди начали сильно паниковать, то было бы все гораздо хуже, — уверена Полина Рыбалко.
Андрей Никитин и другие пассажиры, летевшие на Airbus 321, думали, что самолет вот-вот упадет:
— Его постоянно кренило из стороны в сторону. Мы всеми фибрами души чувствовали это напряжение, которое было в салоне. Прекрасно понимали, что в любой момент может случиться трагедия. От себя скажу, что я уже мысленно простился со всеми родными и близкими, подумал о том, что у меня было в жизни, чего достиг, чего не достиг. Слава Богу, чудо случилось, и мы не просто выжили, а не получили никаких увечий, самолет успешно сел в Иркутске. Я считаю, что это подарок судьбы, — рассказал он.
По информации «Известий», примерно через 15 минут после взлета из-за обледенения отказала система автопилота, из-за чего управление пришлось перевести в ручной режим. После запроса экстренной посадки на подлете к Якутску пилот доложил, что стабилизировать самолет не получается. Из-за обледенения Airbus 321 не мог набрать нужную высоту и перешел на «голландский шаг».
— Это колебания с постоянно возрастающей амплитудой. То есть самолет начинает немного терять высоту или образуется крен. Чтобы его блокировать, экипаж старается либо создать крен в другую сторону, либо, если самолет теряет высоту, задрать нос. После того как самолет с некоторой задержкой воспринимает это управляющее воздействие, он быстро переходит через нейтральное положение, и пилоту приходится парировать изменение в пространстве уже в другую сторону. Потом проблема повторяется, но уже с увеличением угла постоянно. Возникают риски, что самолет в какой-то момент потеряет управляемость, — сообщил «Известиям» глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Обледенели первый и второй двигатели, примерно за десять секунд борт потерял 2,7 тыс. м высоты. Однако пилот сумел взять управление под контроль и совершил посадку в аэропорту Иркутска.
S7 Airlines не исключает, что противообледенительную обработку в аэропорту вылета провели с нарушениями.
— Таким образом, обледенение могло образоваться не только в воздухе, но и еще до взлета — на земле, — говорится в пресс-релизе компании.
Также S7 Airlines отмечает, что совокупность факторов привела к потере некоторых сигналов, а самолет попал в «сложное пространственное положение».
Экипаж рейса Магадан — Новосибирск отстранили от работы на время расследования. По словам представителя перевозчика, «это стандартная процедура при расследовании подобных инцидентов».
Представитель авиакомпании «ГЛОБУС» Лада Игнатенко уточнила корреспонденту «Правмира», что с делом работает комиссия и на данный момент компания ничего сообщить не может.