Игумен Сергий возражает против осуждения Гребенщикова со стороны миссионеров в Тульской епархии
Настоятель храма сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище г. Москвы о. Сергий (Рыбко) прокомментировал недавно прошедшее в миссионерском отделе Тульской епархии мероприятие, посвященное выяснению религиозных взглядов Бориса Гребенщикова и квалификации их с точки зрения православного вероучения, сообщает Благовест-Инфо.
Вердикт, вынесенный участниками мероприятия в форме ответов «присяжных» на ряд вопросов, гласил следующее:
1.Является ли Гребенщиков Б.Б. православным человеком? — Нет.
2. Является ли Гребенщиков Б.Б. по своим религиозно-философским взглядам экуменистом и последователем движения «Нью Эйдж»? — Да.
3. Является (или являлся) ли Гребенщиков практикующим оккультистом? — Да.
4.Является ли Гребенщиков Б.Б. последователем учений тоталитарных сект и культов? — Нет.
5. Является ли творчество Гребенщикова Б.Б. после середины 90-ых годов прогрессом с точки зрения искусства? — Да.
Сотрудники Миссионерского отдела определили цель мероприятия, как «попытку научения околоцерковных людей умению самостоятельно оценивать жизненную философию и религиозные взгляды того или иного художника, которые он транслирует в своем творчестве».
В своем ответе о. Сергий прежде всего выразил недоумение по поводу актуальности подобных рассмотрений, самой формы судилища, некоего рода демократии при решении вопроса, едва ли требующего подобной процедуры, не имеющей, к тому же, церковного смысла. Разбирательство «дела Гребенщикова», с его точки зрения, выглядит особенно сомнительно с позиции того, что заседающие ставят цель просвещения молодежи на предмет их самостоятельного мнения о добре и зле в творчестве тех или иных художников.
Дело в том, как пояснил о. Сергий, что «у Гребенщикова есть создания более даже православные, чем некоторые произведения А. С. Пушкина. Например, «Серебро Господа моего» и др. Они прозвучали на всю Россию в такое время, когда Вера Православная преследовалась властью».
Это, по словам игумена, «застав ило задуматься о смысле жизни и вере, миллионы русских юношей и девушек. Если из этих миллионов, хотя бы сотни, хотя бы десятки в конечном итоге пришли в православную церковь – какой это уже великий плод!»
Вопрос с православностью Бориса Борисовича тоже совсем не тек однозначен, как выходит у тех, кто вынес вердикт. Гребенщиков крещен в православную веру, считает себя православным, о чем заявлял как приватно, по свидетельству о. Сергия, так и публично. «Борис имеет духовного наставника , канонического священника Русской Православной Церкви, которого я знаю лично, и у которого он исповедуется и причащается», пишет о. Сергий.
При этом игумен отнюдь не одобряет, многолетнего интереса БГ к восточным учениям и философии. Но и экуменизмом называть это, на взгляд о. Сергия, было бы поспешно. По его мнению, «Борис еще только идет, к подлинному православию (как впрочем и иные многие наши рокеры), и к единоспасительной святой вере нашей и Церкви».
«Однако же дух православия в его мировоззрении и творчестве является преобладающим и неотъемлемым, и за последние годы это усиливается. Мало того, творчество Бориса интересно своей искренней устремленностью к православию. Всякий ищущий находит. Как русский «поэт-бродяга», он то ближе к православию, то отступает от него. Но ведь он же еще не умер, это же живой человек! Господь пришел спасти грешников, и христианство — это религия кающихся разбойников, мытарей и блудниц, а не самодовольных праведных фарисеев. А мы с вами не отступаем ли ежедневно от православия? Не знаю, как вы, а я нередко отступаю, несмотря на мой священный сан», подытожил игумен Сергий.