Велик соблазн представить христианство чем-то приторным. Любовь, любовь, только любовь, кругом розовые сердечки, и никаких проблем, а Боженька уж тем более всех любит и заранее прощает.
Но если бы все было так просто, Христос бы не говорил о широком пути в погибель и узком пути к вечной жизни.
Христианин должен не просто любить ближнего. Он должен любить его, даже видя его слабости и проступки. Более того: именно видя грехи ближнего, христианин и должен его любить.
Преподобный Максим Исповедник, один из самых ярких церковных писателей VII века, автор возвышенных и вдохновляющих «Глав о любви», объясняет на пальцах:
«Любящий Бога не может не любить и всякого человека как самого себя, хотя не благоволит к страстям тех, кои еще не очистились. Посему – когда видит их обращение и исправление, радуется радостью безмерной и неизреченной.
Нечиста страстная душа, наполненная помыслами похотными и ненавистливыми. Видящий в сердце своем след ненависти к какому-либо человеку за какое-либо падение совершенно чужд любви к Богу. Ибо любовь к Богу никак не терпит ненависти к человеку. Любящий Меня, говорит Господь, заповеди Мои соблюдет (Ин. 14, 15). Заповедь же Моя сия есть, да любите друг друга (Ин. 15, 12). Итак не любящий ближнего не соблюдает заповеди: а не соблюдающий заповеди не может любить и Господа.
Блажен человек, который всякого равно любить может».
Итого:
– ближний – КАЖДЫЙ человек;
– заповедь – любить человека, несмотря на его страсти;
– ненависть к человеку не оправдывается ненавистью ко греху.
Кажется, все очевидно. Но реальность тяжелее и сложнее.
«Я ненавижу не человека, а его грех!» – мы часто говорим так, обличая товарища, соседа, интернет-пользователя, чиновника, священника за жадность, похоть, пьянство, жестокость, самоуверенность, кощунство. Проверить, есть ли в этом «след ненависти за какое-либо падение», довольно сложно. Но кое-какие признаки есть.
Любящий или хотя бы стремящийся к исполнению заповеди любви осознанно хочет исправления грешника. Не наказания, не возмездия, а исправления.
Убийца, вор, домашний абьюзер – все они могут отказаться от преступления и обратиться к добродетели. Благоразумные разбойники и Марии Египетские – это редкость, но не фантастика, и христианин видит в этом надежду на пробуждение в самом страшном грешнике чего-то лучшего.
В этой надежде – отблеск Божьей славы, поэтому она не должна угасать. Как Он без давления и манипуляций ждет обращения и покаяния каждого человека, так и мы, если любим Бога, смеем надеяться, что наш брат по Адаму поднимет глаза к Отцу.