Я — православный
«Я – православный». Судя по статистике, которую нам предлагают различные средства массовой информации, такой позиции в отношении себя придерживается около 70 процентов населения России. По логике вещей и согласно статистике это значит, что большая часть россиян сумела возлюбить своего ближнего как самого себя. Но как показывается практика, либо мы себя, и, как следствие, ближнего любить не умеем, либо большинство из нас православными не является.
Наверное, если подходить к этому вопросу чисто формально, 70 процентов — это правильная цифра. Всякий человек, когда-нибудь прошедший через таинство Крещения, присоединился к православной церкви и является православным. Было бы странно его называть католиком или, к примеру, атеистом.
Но ведь не секрет, что многие сразу или через какое-то время после Крещения, забывают дорогу в храм и живут такой жизнью, которая совершенно не соответствует представлению о православном человеке. Многие крестившиеся имеют свою точку зрения на вопросы, на которые Церковь дала вполне однозначные ответы. Многие ни разу или крайне редко прибегали к самым важным таинствам Православной Церкви – Причастию и Исповеди. А бывает и так, что крещеный человек открыто заявляет о своем неверии в Бога. И хотя формально такие люди – православные, реально они к православию имеют мало отношения. Называть таких людей православными, думаю, было бы крайне неразумно.
С другой стороны, есть множество людей, которые живут вполне церковной жизнью: читают молитвы, ходят в храм на богослужение каждый воскресный день, прибегают к таинствам Православной Церкви, ездят в паломнические поездки, читают православную литературу. Но при этом они постоянно озлобленные, постоянно дергают и мучают окружающих, а свои неблагочестивые и недобрые поступки оправдывают словами Писания. Можно ли назвать таких людей православными?
Я смею утверждать, что нет. Как в свое время фарисеи, так и сегодня многие «православные» устранили в своем сердце любовь и живут только лишь внешней, обрядовой жизнью. В этой жизни важно не то, как помолился, а важно – сколько молитв успел прочитать. Важно прийти в храм в воскресенье, поскольку «правильные» православные ходят на службу по воскресеньям. Важно обличить в ближнем грех, «наставить» его на путь истинный, забывая о бревне в своем глазу. Обряд и правила становятся важнее и отношений в семье, и отношений с друзьями, и отношений со знакомыми и незнакомыми людьми. Причем, нередко в этих обрядах и правилах немало таких вещей, которые к православию не имеют никакого отношения.
Посмотрите, что творится в храмах в то время, когда причащаются священнослужители: возникает невольное ощущение, что пришел не в храм, а на базар. Складывается впечатление, что в храм «православные» приходят не к Богу, а для того, чтобы пообщаться со своими «коллегами». И неважно, что их беседа и их труды во время богослужения могут отвлекать молящихся, зато с каким рвением они будут одергивать не так одетого человека или не той рукой ставящего на подсвечник свечу. И потому очень часто приходится встречаться с той ситуацией, что нет в храме молитвенного настроения – в большинстве случаев оно ощущается именно в безлюдном храме, когда никто не мешает помолиться.
И только те, кто с любовью и заботой относится к окружающим его людям, кто думает о том, как его поступки отразятся на окружающих, кто в храм приходит не по расписанию, а потому, что не может не прийти к Богу – только они могут называться православными людьми. А такие ли мы?
Я думаю, что если бы это было так, мы бы действительно жили в любви, мире и согласии. Но даже по отношениям в «православных» семьях видно, что это далеко не так. И потому, может быть, не стоит на каждом шагу гордо именовать себя православными? Может быть, стоит честно признать, что мы всего лишь пытаемся стать такими, и не пытаться себе приписать тех качеств, которых в нас нет? И, может быть, стоит каждый день начинать не с утверждения, а с вопроса: я – православный?