Я предаю Христа, когда не принимаю своего креста
Страстная Седмица вводит нас в Пассию Господню, приводит нас к участию в богочеловеческих страданиях Иисуса Христа. Длительность богослужений соответствует значимости праздника, к которому мы готовимся — Пасхе, главному церковному празднику нашей веры. Кто хочет отметить Пасху в своей полноте, тому нельзя пропустить Великий Четверг, Погребение Плащаницы в Великую Пятницу, и «малую Пасху», как греки называют вечерню и литургию в Великую Субботу.
Иисус Христос, в предчувствии Своей смерти, установил в Великий Четверг Тайную вечерю как напоминание о всей Его земной жизни – об исцелениях, благовествовании, уединении на молитву, единстве с Отцом, и о Его смерти и воскресении. Он исполнил Свою миссию отдачей собственной жизни. Его крестная смерть уверяет меня в любви Божьей ко мне грешному. Богослужебные тексты страстной Седмицы ведут нас к осмыслению того, что личные грехи каждого из нас убили Христа, что я предал Его. Уверяя нас, что мы мертвы в наших грехах, отчуждены истиной жизни, стихиры одновременно предупреждают нас о гибели Иуды, человека, потерявшего веру.
Я предаю Христа, когда не принимаю своего креста, как символа всего того, что ограничивает меня, ущемляет в осуществлении самого себя. А Господь показал нам, что переход от смерти в жизнь происходит через крест. Знаем ли мы животворящую силу креста? Когда мы поклоняемся в Великую Пятницу Кресту, каждый из нас смиренно поклоняется и своему личному кресту, с внутренним сокрушением, молясь Богу в своем сердце, чтобы Он подарил веру взойти на него. В этом духовный смысл этих страстных дней. Без этого подвига, к которому призывает нас Церковь, невозможно встретить Пасху с бодрым и открытым сердцем.
***
Для меня самое сильнее впечатление оставила первая мною встреченная Пасха в Мюнхенском храме РПЦЗГ, в 2000 году. Еще за десять лет до того дня меня приглашали в тот же приход, но тогда я отказался, боясь потерять свою католическую веру – серьезно! И я тогда не ошибся, ведь уже несколько месяцев спустя той пасхальной службы я принял святое крещение в Православии. Я привык к западному празднованию Пасхи, и тогда, оказавшись на пасхальной службе, я понял, что это Истина! Духовная сила Пасхальной Утрени и Литургии сохранилась в Православии неповрежденной в течении многих столетий…
Справка:
Отец Фома Диц (Thomas Diez) поистине удивительный человек с очень необычной судьбой. Он родился и вырос в Германии в католической семье, стал первым клириком Русской Православной Церкви заграницей, рукоположенным в духовных школах Московского Патриархата. В Неделю Торжества Православия 2006 г. ректор Московской Духовной академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений рукоположил в сан в диакона студента 3-го курса семинарии Фому Дица, направленного в Московские Духовные школы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в ответ на ходатайство архиепископа Берлинского и Германского Марка (Русская Зарубежная Церковь). Служит в храме Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря.
Отец Фома Диц: путь из немецкого католичества в русское православие