«В шесть лет я пережила сексуальное насилие»
…В первом классе я была нормальным ребенком — из хорошей семьи, всегда опрятно одета, всем улыбалась. Я была готова к школе.
Однако моя жизнь была далека от нормы. К этому времени я уже была жертвой сексуального насилия, и оно по-прежнему продолжалось. Мои родители не знали об этом, и я не говорила об этом другим людям.
Когда я пошла в школу, то чувствовала, что там будет безопасно. Поэтому я была очень рада. Представьте себе мой ужас при встрече с первым учителем — мистером Рэндольфом. Мистер Рэндольф не был моим насильником. Но он был воплощением всего того, что страшило меня больше всего на свете.
Я уже владела приемами самосохранения и старалась избегать мест, где можно было оказаться наедине с мужчиной.
И вот я стала ученицей и была вынуждена каждый день быть в классе с мужчиной целый учебный год.
Я была испугана и не доверяла своему учителю. Но заранее скажу, что мистер Рэндольф оказался моим самым главным защитником. Хотя в начале нашего знакомства я сделала все, чтобы он понял, что он мне не нравится. Я была бунтаркой; равнодушно относилась к учебе.
Мои родители тоже многого от меня натерпелись. Я не хотела идти в школу, скандалила каждое утро, когда приходил школьный автобус. По ночам я не могла спать, так как уровень тревоги был запредельным, поэтому я приходила в класс разбитой.
Уставшие дети капризничают, и их нелегко обучать. Вы знаете это. Мистер Рэндольф мог бы махнуть на меня рукой, как делают другие учителя с похожими на меня учениками. Но он поступил по-другому. Он отнесся ко мне с сочувствием и гибкостью.
Педагог увидел измученную, сонную шестилетнюю девочку и не стал заставлять меня выходить из класса на переменах, а позволял остаться и подремать, потому что знал, что мне нужен отдых. На обеде вместо того, чтобы сидеть за учительским столом, он садился есть вместе с учениками. Он вовлекал меня и моих одноклассников в интересные обсуждения.
Сейчас я оглядываюсь назад и понимаю, что у него была своя цель. Он слушал, задавал вопросы. Он хотел понять атмосферу в классе. Учитель завоевал мое доверие и медленно, но верно по кирпичику разобрал те стены, которые я воздвигла вокруг себя. Я наконец-то поняла, что он из лагеря хороших мужчин. Я знала, что он считает свои усилия недостаточными, потому что он поговорил с моей мамой и получил ее разрешение на мои занятия со школьным психологом миз МакФадьен.
«Я сказала правду, и насилие прекратилось»
Я ходила на занятия к миз МакФадьен пару раз в неделю на протяжении следующих двух лет. Это был процесс исцеления. За все это время я не рассказала ей о насилии, потому что это было моей тайной. Но я знаю, что она сама обо всем догадалась. Потому что все ее задания были направлены на то, чтобы укрепить мой дух и обрести право голоса.
Она научила меня использовать мысленные образы для победы над страхами. Она научила меня дыхательным техникам, чтобы помочь мне справиться с паническими атаками, которые часто настигали меня. Она играла со мной в ролевые игры, чтобы научить меня защищать себя в конфликтных ситуациях.
Настал день, когда я оказалась в одной комнате с моим насильником и другим взрослым. И я рассказала свою правду.
Я рассказала о насилии. Мой мучитель тут же начал все отрицать, а человек, которому я открылась, был не готов к этой сногсшибательной новости, которую я швырнула им в лицо. Этому человеку было легче поверить насильнику, чем ребенку. Поэтому мне было велено никогда больше не говорить об этом. У меня вновь возникло чувство, будто я снова сделала что-то не так. Это было очень обидно.
Но, признаюсь вам, тот день изменил мою жизнь к лучшему. Мой насильник понял, что я больше не буду молчать. Расстановка сил изменилась, и насилие прекратилось.
Но стыд и страх, что оно вновь повторится, остались. Эти чувства жили в моей душе еще долгие годы.
Спросите ребенка: «Почему ты все время в школе?»
Мистер Рэндольф и миз МакФадьен помогли мне обрести мой голос, помогли мне выйти из тьмы на свет. Но знайте, что в мире очень много детей, которым не повезло так, как мне. Они учатся в ваших классах. Вот почему мне крайне важно выступить перед вами сегодня, чтобы вы знали об этой проблеме и начали задавать необходимые вопросы, обратили внимание на этих учеников и помогли бы им найти выход из положения.
Я воспитательница в детском саду и начала учебный год с задания сделать коробку с рассказом о себе. Вот два моих ученика. Я поощряю их собирать в эти коробки предметы, которые расскажут мне о них, об их жизни и о том, что для них важно. Они украшают их, относятся к заданию серьезно. Они кладут туда фото родственников и домашних животных.
А потом я прошу их рассказать о содержимом своей коробки мне и группе. В это время я активно слушаю их, потому что их рассказ, мимика и жесты, то, о чем они не хотят рассказывать, могут стать для меня красными флагами и помочь мне понять их потребности и мотивы, лежащие в основе того поведения, которое они проявляют в группе.
Как я могу научиться преподавать лучше? Слушая голоса учеников. Я уделяю время развитию отношений с ними, так же, как мистер Рэндольф поступал со мной. Я обедаю с ними за одним столом, разговариваю с ними на переменах, хожу на их спортивные матчи по выходным, посещаю их танцевальные репетиции. Я становлюсь частью их жизни, чтобы действительно хорошо узнать учеников, нужно влиться в их жизнь.
Знаю, что многие из вас преподают в средних и старших классах, и вы можете думать, что ваши ученики уже развитые личности и что их жизнь протекает на автопилоте. Но не обманывайтесь. Самые собранные и раскрепощенные дети могут больше всех нуждаться в вашей помощи.
Открыв мой школьный альбом, вы увидели бы меня почти на каждой странице, потому что я участвовала везде. Я даже школьный автобус водила! Я была тем ребенком, которого учителя считали одаренным, звездой класса, гармонично развитой личностью.
Но в глубине души я была растеряна. И я хотела, чтобы кто-то спросил меня: «Лиза, почему ты все время в школе? Почему ты за все хватаешься?»
Думали ли они о том, что так я убегаю от кого-то или от чего-то? Почему я не хочу играть в своем микрорайоне или быть дома? Никто никогда не спросил меня об этом.
Не поймите меня превратно. Это не значит, что все одаренные ученики являются жертвами насилия или имеют душевную травму. Но я хочу, чтобы вы уделили им время и проявили к ним интерес. Спросите их, почему они такие активные. Вы можете узнать, что у их активности есть причина. Вы можете стать причиной позитивных изменений в истории их жизни.
Не следует думать, что конец их истории уже известен. Не ставьте точку там, где должна стоять точка с запятой. Продолжайте эту историю и помогите им понять, что даже если в их жизни произошло что-то травматичное, их жизнь стоит того, чтобы рассказать о ней.
История их жизни стоит того, чтобы рассказать о ней. Чтобы сделать это, нам, педагогам, нужно поделиться своими личными историями и поддержать друг друга.
Многие из сидящих в зале могут подумать: «Да. Со мной тоже так было. Но я не готова делиться этим». И это нормально. Настанет час, когда вы в глубине души почувствуете, что пришла пора превратить вашу прошлую боль в урок ради будущего новых поколений.
Эти дети — наше будущее. Я призываю вас проживать свою боль день за днем. Поговорите с кем-нибудь. Проявите желание и откройте душу.
Чем закончилась моя история
Весной 2018 года меня пригласили выступить перед группой начинающих учителей и наставников. Я поделилась своей историей, так же, как делюсь сегодня с вами, и после выступления ко мне подошла женщина. В ее глазах стояли слезы, и она тихо сказала: «Спасибо. Спасибо, что рассказали об этом. Я непременно расскажу папе обо всем, что я сегодня услышала». Должно быть, она заметила, что я смутилась, потому что дальше она пояснила: «Мой папа — мистер Рэндольф. И он часто задается вопросом: удалось ли ему изменить вашу жизнь? Сегодня я приду домой и скажу ему: тебе точно это удалось!»
Этот случай вдохновил меня связаться с дочерью миз МакФадьен и рассказать ей, как ее мама повлияла на мою жизнь. Я хотела, чтобы она узнала о том, что я призывала повысить финансирование консультантам по профориентированию, школьным социальным работникам, психологам, медсестрам, потому что их труд жизненно важен для психического и физического здоровья наших детей. Я благодарна Богу за миз МакФадьен.
Я однажды услышала высказывание: «Чтобы выйти из темноты, нужно найти свет».
Я надеюсь, что сегодня вы выйдете из этого зала и будете искать возможности быть светом. Не только для учеников, но и для взрослых в ваших классах, в ваших школах, в ваших сообществах. У вас есть призвание помочь кому-то преодолеть последствия их душевной травмы и сделать историю их жизни известной всему миру. Спасибо.
Источник
Фото: pexels.com