«Я – самый лучший ребенок». Какая самооценка – норма для малыша и пора ли бежать к психологу
Родители, которые приходят к психологу, озвучивают разные проблемы своих детей: дерется, агрессивен, демонстративен, считает, что все должно быть по его, ни с кем не дружит, с ним никто не дружит, думает, что у него ничего не получится, или, наоборот, уверен, что ему любое море по колено, постоянно говорит «я ничего не могу». Но после детального разбора со специалистом часто упираются в одну и ту же проблему — в самооценку.
В каждом возрасте у самооценки свои особенности и законы. О самооценке дошкольников рассказывает психолог Леля Тарасевич.
UP! Если у малыша самооценка завышена, то он будет пытаться обратить на себя внимание, требовать, конфликтовать, пытаться управлять всеми вокруг, ибо прав для самого себя всегда и во всем.
И вот тут начинаются открытия: оказывается, завышенная самооценка для дошкольника — это норма.
Возрастная, хорошая, качественная норма, с которой не нужно бороться. Мы как родители будем ставить границы, учить его их соблюдать, будем расширять эмоциональный кругозор ребенка, чтобы он понял, как это — прислушиваться к мнению окружающих, уважать их чувства и желания. Но мы не будем топить его самооценку — поверьте, она и без ваших усилий рухнет чуть позже, дайте ему насладиться чувством, что «я лучше всех, самый сильный и самый красивый».
DOWN! А вот заниженная самооценка у дошкольника — это уже проблема, потому что с возрастом она обычно сама не вырастает, как хвост у ящерицы, а скорее наоборот. Дошкольник с заниженной самооценкой будет тревожен, не уверен в себе, обидчив и недоверчив. Он может говорить фразы типа «у меня ничего не получится», «я плохой», «я неудачник» и иже с ними.
Речь не идет об отдельной ситуации, когда у ребенка что-то не получается. Обратить внимание на проблему надо, если он постоянно говорит подобные вещи, изо дня в день, при каждой попытке увлечь его чем-то новым и раздвинуть рамки привычного. Ситуативная неуверенность в собственных силах — это нормально, а вот глобальная — уже не очень.
Причины заниженной самооценки у дошкольников
- Постоянная критика со стороны родителей или других значимых взрослых.
- Недостаток родительского внимания (в частности, отсутствие совместного времени, отпуска, выходных).
- Пример взрослого-неудачника перед глазами (например, папа, сидящий целыми днями на диване, и мама, которая постоянно попрекает мужа).
- Частое сравнение с другими детьми, демонстрация их успеха и противопоставление неудачам или «плохому поведению» ребенка. Сравнение с братьями и сестрами ухудшает ситуацию.
Как поддержать самооценку, если она занижена
- Начинаем хвалить, поддерживать, поощрять и одобрять — родители сейчас часто боятся это делать. Но хвалить нужно не самого ребенка, а то, что он сделал: находить интересное в каждом рисунке, достижения в каждом действии. А самая лучшая поддержка — это простые слова «я верю, что ты справишься», «я уверен, что у тебя получится».
- Прекращаем критиковать. Не совсем, а конкретно этого ребенка. Критику его действиям вполне можно оставить. Но на одну критику нужно не забыть пять раз похвалить ребенка.
- Избавляемся от ярлыков: «Ой, ну мой такой неряха, вечно вымажется весь и ходит!», «Доченька, ну что ж ты такая плакса!» Нытиков, упрямых ослов, нюнь выкидываем из нашей речи.
- Убираем завышенные ожидания. Что вы там хотели? Чемпиона мира по плаванию? Балерину Большого театра? Умение читать с четырех лет? Выдыхаем и наслаждаемся тем, как прекрасно, изумительно и высокохудожественно наше чадо ест песок в песочнице.
- Наблюдаем и выявляем, что у ребенка получается хорошо, кроме поедания песка. Это может быть катание на самокате, сборка лего, плетение фенечек. А теперь активно это развиваем: катаемся наперегонки, отдаем на кружок по лего-конструированию, пробуем продавать фенечки в инстаграме. Таким образом мы показываем ребенку, что верим в него, что то, чем он занимается и в чем он успешен, интересно.
- Даем поручения. Много, но мелких: по дому, по хозяйству, по силам и по настроению. Обычно дети в этом возрасте очень любят взрослые дела: выкидывать мусор, резать овощи, мыть полы, чинить стул, закручивая отверткой болтик. Каждый раз говорим спасибо, хвалим, рассказываем вечером папе погромче о том, какой золотой ребенок вам преподнесен Богом.
Как протестировать самооценку малыша от 3 до 7 лет
Самый простой и распространенный тест – «Лесенка» (автор В.Г. Щур). Рисуем на чистом листе бумаги лестницу из 7 ступенек.
Показываем ребенку и говорим, что на самой верхней ступеньке стоят лучшие дети, на средних (показываем вторую и третью) — хорошие детки, ниже (четвертая и пятая) — ни плохие, ни хорошие, а последние, нижние ступеньки (шестая и седьмая) для плохих детей.
И задаем вопрос: на какую ступеньку поставил ты бы себя? Почему?
Результаты:
Первая ступенька — завышенная самооценка (помним, что это возрастная норма).
Вторая — слегка завышенная (тем более норма).
Третья — адекватная самооценка (погладили по голове и себя, и малыша).
Четвертая — слегка заниженная (начинаем волноваться, присматриваться, где и что можно подправить).
Пятая и шестая — заниженная самооценка (на всякий случай проведите тестирование через несколько дней повторно, чтобы исключить ситуативное снижение — поругался с мамой, подрался на улице, в садике воспитатель накричала).
Седьмая — критически низкая самооценка (бьем в набат, бежим к психологу).
Вспомогательно можно использовать простенькую методику для малышей под названием «Имя» (авторы Н.В.Клюева, Н.В.Касаткина). Предлагаем ребенку придумать себе имя, которое он бы хотел иметь, или может оставить свое, если хочется.
Спрашиваем, что нравится в новом или своем имени. Внимательно слушаем и анализируем, так как отказ от собственного имени говорит о низкой самооценке и недовольстве собой, а уверенное заявление, что мое имя самое лучшее, свидетельствует об обратном.
Пускай результаты вас обрадуют, а ваши дошколята, веселые и довольные, даже не поймут, что родители их тестируют и проверяют!
Фото: unsplash