Почему большинство учителей не могут подготовить к 100 баллам ЕГЭ? Старший эксперт экзамена по математике
«Дальше не могу»
— Чего вы успели насмотреться, пока проверяли ЕГЭ-шные работы?
— Они бывали забавные. Из последнего — ребенок решал логарифмическое неравенство, не закончил и написал: «Дальше не могу». Ну, зато честно признался. Другой решал-решал параметры, остановился: «Не получилось. Время закончилось».
За это я не снижаю баллы: как эксперт я проверяю, правильно ли сделаны задания. Но вообще нельзя писать такие вещи. Комиссия может подумать, что ребенок пытался идентифицировать свою работу.
— То есть как будто он договорился с экспертом, что оставит в уголке такую-то фразу, пометку, и тот ему поставит балл повыше.
— Да, хотя это нереально. В одной только Московской области 150 экспертов ЕГЭ. Угадать, к какому из них твоя работа попадет, или договориться со всеми 150?
Тем более каждую работу проверяют по два эксперта, потом она выходит на федеральную перепроверку. Не знаю, что было с этими конкретными работами. Может быть, их аннулировали. Такое решение принимает не эксперт, а председатель.
— Всех, кто готовится к ЕГЭ, обычно пугают фразой «эксперту не понравится». А что ему не понравится?
— В разных регионах ЕГЭ проверяют немного по-разному, несмотря на то, что у нас все дети пишут примерно одно и то же и есть общие критерии. Скажем, Московская область отличается от Москвы или Питера. Если вы сдаете ЕГЭ в Москве, лучше консультироваться с экспертом из Москвы, потому что в регионах будет по-другому, и наоборот.
Но зависит все не от конкретного эксперта, а от региона: в каждом есть председатель, зампредседателя, они проводят подробную работу и растолковывают экспертам, как и что проверять.
ЕГЭ — специфический экзамен. Он задумывался просто как срез знаний: дети учат-учат-учат математику, потом приходят и сдают. Но получилось, что и к формату тоже надо готовиться, в том числе в физматшколах. Хотя часто там не считают, что это правильно.
Я сам учился в физматшколе, и нам говорили: «Ну, ЕГЭ вы как-нибудь напишете. Мы вас учим математике, а вы там разберетесь». Чуть-чуть показывать формат и минимальные критерии все равно надо. В этом смысле хорошо, чтобы эксперт ЕГЭ был в каждой школе и мог проконсультировать других учителей.
Артемий Гладких — старший эксперт ЕГЭ, заместитель директора по IT и инновациям в Технолицее им. В.И. Долгих. Член Всероссийского экспертного педагогического совета при Минпросвещения РФ и общественного совета при Общественной палате РФ. Председатель подмосковного отделения Всероссийской Ассоциации учителей математики. Автор телеуроков в рамках проекта «МОЯ ШКОЛА в online».
— Как сдавали ваши ученики? Нужны ли им были репетиторы?
— Очень по-разному. У меня было несколько 96-98-балльников. Один мой младший брат сдал на 98, второй на 100 — я с ними занимался, но не могу сказать, что это моя заслуга. У них было хорошее образование, перед экзаменом я просто их немного потренировал.
В 11-м классе принято брать репетиторов. Иногда это вынужденная мера. Но бывает, что у ребенка в школе хороший преподаватель, а родители все равно репетиторов нанимают. И ребенку, и родителю так спокойнее. Родитель снимает с себя ответственность: я тебе дал хорошее образование, дал 100500 репетиторов, любые курсы, выбирай, а если не получилось — я не виноват. У меня, например, никогда не было репетиторов, но была сильная школа, в которой мне дали хорошее образование, и я достойно сдал выпускные экзамены.
Те, кому позволяют финансы, иногда берут даже нескольких репетиторов по одному предмету. Но если у ребенка три-четыре учителя по математике, которые тащат его в разные стороны, это не всегда полезно. Лучше выбрать одного хорошего и с ним идти. Другое дело, что у нас в стране есть учителя, которые не умеют готовить ко второй части. Скажу совсем страшную вещь: не умеют ее решать. Большинство учителей математики не могут подготовить детей к 100 баллам просто потому, что сами не пишут на 100.
«Решение принято уже до апелляции»
— Какие задания хуже всего решают и почему?
— Часто школьник приходит с ложными ожиданиями на экзамен, а еще хуже — когда он с ними выходит: «Вот у меня будет 75 баллов». А потом у него 46 или 52. Как так получилось?
Надо просто смотреть статистику. Из тех детей, кто пишет 12-е задание (в новой демоверсии оно под номером 13), примерно половина получает за него какие-то баллы. Это первое задание из второй части, тригонометрическое уравнение! К нему приступают почти все, кто хоть как-то пишет вторую часть, и получают нули.
— Почему так? По идее, из сложных это самое легкое задание.
— Да, но его просто неправильно решают. На ЕГЭ дети ограничены во времени, даже для сильного школьника, который умеет решать все, основная проблема — это время, 3 часа 55 минут. Я сам четырежды сдавал ЕГЭ: один раз как ученик и трижды как учитель, всегда были «сотки», а последний раз вышло 98 — не хватило времени: я все решил, но не успел оформить.
Базовая вещь, которую надо знать всем, кто сдает профильную математику: геометрия во второй части сильно сложней, чем алгебра. По геометрии там всего два задания: в новой демоверсии это 14-й номер — стереометрия, 17-й — планиметрия. Вот их решают совсем единицы. То есть почти никто.
Я рекомендую решать примерно в таком порядке: тригонометрическое уравнение, потом логарифмическое неравенство, экономическая задача, дальше в последнем задании пункты «а» и иногда «б».
И только потом есть смысл залезать в параметры, планиметрию, стереометрию второй части и пункт «в» в последнем номере — в основном он для избранных, но бывает и попроще. Трогать их раньше практически бесполезно. Если ребенок пошел сразу решать стереометрию-планиметрию, он может уйму времени потратить и ничего не получить.
— Насколько реально, по вашему опыту, добавить себе баллы на апелляции?
— Если вы получаете результат и вам кажется, что где-то недостает баллов, надо обязательно поговорить с экспертом. Ко мне тоже обращаются ученики, и в большинстве случаев оказывается, что это они сами не разобрались: то ли свою ошибку не заметили, то ли им показалось, что здесь должно быть больше, а по критериям все поставлено правильно.
У нас в Московской области все особенные случаи обсуждают, и погрешность минимальна. Если два эксперта оценивают какое-то задание с разницей в 1 балл, то трактуют в пользу ребенка. Если разница в 2 балла, выходят на старшего эксперта. Понятно, что ошибки все равно встречаются, для этого и есть апелляция, но на самом деле решение принимают до того, как ребенок на нее приходит.
— Это как?
— Комиссия получает заявки, еще раз пересматривает работы, поднимает баллы там, где это необходимо, и только на следующий день назначает дистанционную встречу эксперта и ученика. К этому моменту все решения приняты.
Некоторые дети подают дистанционно и даже не присутствуют, просят просто пересмотреть работу. Некоторые приходят. Но здесь не вопрос харизмы ребенка и того, как он умеет убеждать. Эксперт живой человек, и он правда может допустить осечку.
Но ошибки проверки исправляют в первый день апелляции, еще до встречи с учеником, а на самой встрече, по сути, уже сообщают принятое решение. Бывает, что даже на этом этапе что-то не замечают. Тогда выпускник может на встрече показать, за что ему нужно поднять баллы, и ему поднимут. Но такое бывает очень редко, один-два случая на всю комиссию.
Сильные становятся еще сильнее
— От многих учителей слышу, что сегодняшние 7–8-классники из сильных школ щелкают олимпиады Всероса 80-х – начала 2000-х. Как получается, что программа настолько ушла вперед?
— Программа усложняется, потому что школьники становятся сильнее, и здесь несколько причин. Сейчас гораздо лучше налажена система именно математической подготовки, у нас в стране десятилетиями работают сильные математические школы. Это структура, такие школы есть и в регионах, а в одной Москве хороших матшкол я знаю больше десятка.
И возможностей для подготовки сейчас больше. Даже когда я оканчивал школу, особо ничего не было, кроме книжек. А сейчас есть ролики, платные и бесплатные курсы, онлайн-платформы, репетиторы на любой вкус.
Это целая индустрия. Информацию сейчас можно найти в сжатом виде: не надо читать книжку, ты можешь посмотреть видео на 20 минут.
Но мы говорим все же о тех, кто занимается олимпиадной математикой. Сильные школьники стали сильнее. Не сказал бы, что средний уровень матобразования значительно поднялся за 50 лет.
— Даже дети, которые сдают ЕГЭ на 100, говорят, что Всерос неподъемен. Чтобы сегодня побеждать в олимпиадах, нужен талант?
— ЕГЭ и олимпиады — немного разные направления. Конечно, чтобы победить на Всеросе, нужен талант. И даже чтобы написать ЕГЭ по математике на высокий балл, нужна предрасположенность. Есть мнение, что любого школьника можно подготовить на приличный результат, если он попадет к хорошему учителю, за год-два. Но 95+ баллов — это история для избранных. Школьника с прочной базой можно научить на 70–80.
Олимпиада сильно отличается от школьной программы. Ребенок может быть успешен по программе, но совсем не быть олимпиадником. Но крайне редко, что он успешен в олимпиадах и неуспешен в школьной математике. Олимпиадник может подготовиться к ЕГЭ за несколько месяцев — ему надо просто посмотреть, какие там бывают задания, критерии. Поэтому я бы сильным школьникам советовал сначала написать все олимпиады — они как раз к марту заканчиваются, — а потом открыть ЕГЭ и посмотреть, что там происходит.
Сейчас олимпиадное движение стало спортом высоких достижений.
Дети, которые выигрывают заключительный этап Всероса, часто проходят олимпиадные смены, иногда, между прочим, в ущерб урокам. Даже призером на регионе случайный ребенок не становится — значит, он явно занимался, возможно, сам.
Во многих регионах есть олимпиадные тренеры, которые выявляют талантливых детей: их видно уже с 7–8-го класса. Бывает, что дети из 7-го класса на заключительном этапе становятся призерами за 9-й. Как только такой ребенок проявляет себя, его тут же забирают тренеры. С талантливыми детьми у нас хорошо работают.
— Вы сами подготовили победителей и призеров престижных олимпиад, в том числе «Физтеха» и «Высшей пробы».
— Я не так много занимался в олимпиадном движении, но мне доводилось работать с сильными детьми. Все они шли в топовые вузы: Физтех, ВШЭ, СПбГУ, МИФИ, Бауманку, МГУ.
Для серьезных результатов надо очень много работать. Чтобы стать призером того же Всероса по математике в 11-м классе, одного таланта мало. Талант — значимая часть. Если у ребенка плохо получается математика, он точно не станет олимпиадником, даже если будет пахать 24 на 7, я знаю таких детей.
И наоборот: очень талантливый ребенок при меньших усилиях все равно может стать призером, но не топ-олимпиад. На международную едут только те, кто талантлив и очень много работает. На заключительный этап Всероса — тоже. На нижних этапах, призерами региона, например, бывают только за счет таланта, если хотя бы чуть-чуть позанимались.
Умственный счет
— Что могут сделать родители, чтобы ребенок не увяз в математике уже с началки?
— Часто история неуспешности в началке идет из-за того, что с ребенком мало занимались до нее. Математика появляется в жизни ребенка не с того момента, как он приходит в школу. Она появляется очень рано, когда ребенок начинает трогать руками разные предметы, кубики: он изучает фигуры, и это уже математика.
Хорошо, когда взрослые обсуждают с ребенком разные математические элементы. Здесь идет речь не про какие-то специализированные занятия, а именно про разговоры о математике. Идут папа с сыном в магазин. Они уже не раз ходили по этому пути, и папа спрашивает: «Как ты думаешь, сколько шагов до магазина?» Он какое-то число называет. Потом называет какое-то число папа, они вместе считают, а потом обсуждают, кто из них был ближе. Понятно, что точное количество шагов они не угадают, но речь про прикидку, и это тоже математика.
Есть много классных математических игр для детей. Можно обсуждать задачи на логику, как мир устроен. Мы часто оперируем понятиями, которые дети не представляют. Что такое метр? Но с метром еще более-менее ясно. Вот дециметр — совсем нет.
— Это была моя боль!
— Потому что мы их в жизни не используем, только учим в школе. Даже когда покупаем телефон или компьютер, сталкиваемся не с дециметрами, а с дюймами.
Один раз я зашел в класс и спросил про высоту потолков. Получил очень разные ответы, от двух до шести метров. Говорю детям: «Давайте обоснуем». Кто-то догадался, что можно прикинуть через мой рост.
Дальше начались варианты моего роста — до трех метров доходило.
Мы прикинули мой рост, потом начали прикидывать, сколько моих копий можно поставить до потолка.
О размерности надо обязательно говорить, и какие-то околоматематические сюжеты должны проговариваться до школы, тогда и в школе будет проще.
— Часто начинается история «я не умею считать в уме, я не математик». Вы написали целую книжку про устный счет. В чем ее идея? Как этот счет можно тренировать?
— Устный счет очень важен в начальной школе, в 5–6-м классах, а потом чем дальше, тем меньше. И можно понять вузовских преподавателей, которые считают, что это не ключевая проблема. В европейских вузах разрешено использовать калькуляторы в инженерных целях, и с этого года у нас на ОГЭ по математике тоже можно ими пользоваться.
Но сам устный счет — это база. Если ребенок плохо считает, в какой-то момент ему становится невыносимо решать задачи.
С одношаговыми он хоть как-то справляется, но когда два и больше шагов, с каждым действием начинается пробуксовка.
Мне больше нравится термин «умственный счет». Это любое упражнение, которое мы делаем в голове.
— Например?
— Один из видов устного счета, который мы пробовали в гимназии Примакова (где Артемий работал до Технолицея. — Прим. ред.), — цепочка. Учитель говорит: «Считаем произведение чисел 15 и 4». Ребенок считает с закрытыми глазами, но ничего не произносит, просто держит в голове. «Результат разделили на 3. К результату прибавили 18», — и продолжаем такую длинную цепочку, а ребенок все это в уме прокручивает.
В цепочки можно включать нетривиальные действия. Например, мы считаем-считаем-считаем, а потом умножаем результат на 2384. И если у ребенка до этого получилось 13, значит, он где-то сделал ошибку, а получиться должен был 0 или 1, максимум 2. Чтобы понять, где у него ошибка, он в уме должен вспомнить предыдущие шаги и еще раз пересчитать.
— Сложно!
— Сложная история, но дети кайфуют.
«Вполне себе середнячок»
— У вас за плечами физматлицей. С чего началась ваша математика?
— Оба родителя у меня физики, окончили МИФИ: отец работал физиком-ядерщиком, мама тоже работала в этом направлении, но чуть меньше. У нас большая семья, семеро детей: шесть мальчиков, одна девочка, и все мы так или иначе связаны с математикой.
Математика всегда была у нас в жизни, в обсуждениях. Родители задавали какие-то правильные вопросы, чтобы мы учились логически рассуждать. Мы со старшим братом ходили в обычную школу. Когда он был в 6-м классе, а я в 3-м, там проводили конкурс «Кенгуру», и по школе мы заняли абсолютные первое и второе места.
Наш уровень родители примерно представляли. В этот момент они поняли, насколько слабо в плане математики наше окружение, и решили, что пора менять школу. Мы жили в Бескудниковском районе, а ближайшая хорошая школа была в Долгопрудном — физматлицей №5.
И я с 5-го класса (учился по программе 1–3 и сразу пошел в 5-й класс), а брат с 7-го стали ездить в Долгопрудный. Мы были теми немногими школьниками, которые учились в области, живя в Москве.
— Сложно было?
— Родители сразу сказали, что в обычной школе мне все легко давалось, а я приду в матшколу и там будет много сильных учеников: «Ты не переживай, все получится, но постепенно». В новой школе я все равно оказался одним из самых сильных. Но это длилось недолго.
Постепенно приходили все более сильные дети, и уже под конец я был далеко не самым лучшим. Может быть, входил в топ-10 из 26, а может, и нет. Вполне себе середнячок.
— Как учиться, когда дома большая семья?
— Мои родители особо не вникали в процесс, я в целом справлялся сам — понятно, что с переменным успехом. Но я вообще придерживаюсь мнения, что успешного ребенка проще вырастить в многодетной семье, чем одного.
Когда ребенок идет в детский сад, а потом в школу, он общается в основном только с детьми своего возраста. А в семье общение вертикальное: старше, еще чуть-чуть старше, младше. Очень многовекторное развитие получается.
Со старшими надо уметь общаться так, чтобы не получить ничего лишнего. С младшими, наоборот, чтобы им помочь.
У меня сейчас два сына, у них разница в три года, и второй ориентируется на старшего: раньше начал говорить и делать многие вещи. Для мальчиков это вообще важно, они развиваются соревнованием. И хорошо, когда рядом есть кто-то сильнее и умнее.
— Почему вы работаете в школе? Физтех — вуз, прямо скажем, не педагогический.
— В Физтех я пошел, потому что при нем была наша школа, а преподавать начал в 11-м классе: разово помог сыну маминой подруги, потом история стала регулярной. Мне платили то пачкой печенья, то банкой соленых огурцов. Я все приносил домой, не понимая, что с этим делать (смех).
В институте начал преподавать на курсах подготовки к ЕГЭ, и так всю студенческую жизнь. Потом долго себя искал. Старший брат пошел в IT, младшие сейчас тоже там работают. А мне не очень нравилось. Летом, после окончания Физтеха, позвонила мама одного из моих учеников и сказала, что открыта вакансия учителя математики в Первом московском кадетском корпусе.
Я не планировал идти в школу, для меня она была чем-то непонятным. Но отправил резюме, и меня взяли. Через год понял, что это мое. На самом деле профессия учителя очень тяжелая, и нельзя советовать всем в нее идти. Это дело нужно любить, в нем есть элемент служения.
Самый больной вопрос в образовании
— Вы входите в разные советы, в том числе при Минпросвещения. Чем вы там занимаетесь?
— Я вхожу в два совета. Первый — экспертный совет учителей при Минпросвещения, там по два учителя от каждого региона.
Не могу сказать, что мы проделали очень бурную работу, но есть решения, которые разработаны на наших советах и потом приняты на федеральном уровне. Например, мы предложили бессрочную аттестацию. Учителя — первая бюджетная категория в стране, которой не нужна постоянная аттестация, этот закон существует с сентября этого года.
— То есть ты получил категорию и можешь ее больше не подтверждать.
— Да, если она высшая, ее не надо подтверждать каждые 3-5 лет. Очень часто это был бюрократический процесс, и теперь министерство избавило учителей от абсолютно ненужной работы.
Недавно внесли новое предложение. Весь август и сентябрь завучи обновляют локальные акты, при этом акты одни и те же в тысячах школ. Мы попросили министерство разработать шаблоны, в которые завучи могут вносить правки. Министр нас услышал. Может быть, постепенно мы увидим и такую историю, она тоже облегчит жизнь школам.
Есть общественный совет при Общественной палате РФ, я в него вошел около месяца назад, и там работа только началась, пока рано подводить итоги. Но там гораздо больше возможностей, участвуют люди уже из разных сфер, не только учителя.
— Чего не хватает нашему образованию, на ваш взгляд?
— Главный больной вопрос — зарплата учителей в регионах. Мы знаем, что в Москве учителя сейчас в целом получают неплохо, и, кстати, это решило проблему с кадрами, в школах появилось много молодых квалифицированных людей.
Я запомнил слова коллеги из Татарстана, которая приехала на семинар в Московскую область: «Знаете, у себя в школе я была самая молодая, а здесь я самая старая».
— Сколько ей было?
— Около 50. Это очень показательная история. Во многих регионах сейчас работают учителя либо предпенсионного, либо пенсионного, либо глубоко пенсионного возраста. И страшная картина, что ждет нас через 10-15 лет, когда эти учителя уйдут. Поэтому нужно повышать зарплату. У меня есть статистика, можем поговорить более предметно.
— Давайте!
— Это данные Росстата. Средняя зарплата учителя в 2023 году — 45 тысяч 787 рублей до вычета налогов. В некоторых регионах картина совсем грустная. В Ивановской области — что не так далеко от Москвы, можно за пять часов доехать на машине — средняя зарплата учителя составляет 26 тысяч 315 рублей. Если вычесть налог — 22 тысячи 894 рубля.
— И это не за голую ставку, многие работают на полторы и больше.
— Да, но лично я не придерживаюсь мнения, что хорошая зарплата должна быть за 18 часов ставки. Мне кажется, история до 24 — она вполне посильная. Понятно, что бывают перегибы, и я знаю учителей, которые работают больше 50 часов.
Если вернемся к Ивановской области… Я провел мысленный эксперимент. Следующий год объявлен Годом семьи, мы говорим о рождаемости и о том, что этот вопрос очень важен для нашей страны. Предположим, в Ивановской области живет семья из двух учителей. Вместе они получают порядка 45-46 тысяч. Прожиточный минимум в Ивановской области на одного взрослого — 15 тысяч 630 рублей, на одного ребенка — 13909 рублей.
Получается, что семья из двух учителей не может себе позволить даже одного ребенка. Это страшно звучит.
Глобально, чтобы демография увеличивалась, надо рожать минимум трех. Но про каких трех детей идет речь, если мы одного не можем себе позволить? А еще надо как-то жилищный вопрос решать, покупать машину и так далее.
Зарплата учителя во многих регионах катастрофически низкая. Я посмотрел цифры. У нас в стране чуть больше миллиона учителей, и чтобы поднять зарплату даже на 10 тысяч, понадобится 120 миллиардов ежегодно. Это серьезная сумма. Но по нацпроекту «Образование» выделяется 5,5 триллионов каждый год. Из этого примерно 2,6 идет на образование в школе, и 120 миллиардов — не такая уж большая цифра от всей суммы, это меньше 5%.
Понятно, что есть более серьезные расходы на строительство школ, их обновление, но эта цифра кажется вполне реальной даже для текущего бюджета, я уж не говорю про увеличение бюджета на образование.
«Ребенок для меня — это что-то понятное»
— У вас двое детей, вы с ними уже подступаетесь к математике. А как относитесь к раннему развитию, когда таблицу умножения учат в три года и прочее?
— Бывают талантливые дети, иногда ребенок в три-четыре года начинает читать и считать. Ему надо развиваться дальше, чтобы не стоять на месте, и учить таблицу умножения, потому что только складывать и вычитать уже скучно. Но это очень редкая история.
У меня старшему сыну сейчас пять с половиной лет, и он не умеет читать, хотя знает многие буквы. Я его пробовал учить, но пока ему тяжело. Мы с женой стараемся просто смотреть, какие у него потребности, и помогать, но ничего не навязываем в духе «а вот сейчас мы будем учить таблицу умножения». Может, он и мог бы. И мог бы научиться читать. Но зачем это делать через силу?
— Есть такой мем: если мужчина провел выходной со своими детьми, это повод для поста в соцсетях.
— У меня бывают рабочие выходные и какие-то поездки. Но когда я дома, стараюсь много времени проводить с детьми, мне это очень нравится.
Как только захожу домой, для них мама перестает быть интересной. Они сразу хотят общаться со мной, потому что с ней они и так были целый день, а тут пришел какой-то новый объект (смех). Если у меня свободный выходной, я вряд ли уйду из дома и проведу его с кем-то другим. Иногда встречаемся с друзьями, но это редко и обычно семьями.
— Вы ведете очень активную жизнь, строите карьеру. Где брать время на семью?
— Я бы не сказал, что строю карьеру. Просто я всегда старался делать работу на совесть, и как-то само получалось, что я продвигался в карьере. Никогда не думал, что вот сейчас мне срочно надо стать руководителем кафедры, завучем, еще кем-то. Нагрузка большая, но у меня не такая высокая должность, чтобы совсем не оставалось времени.
— Если вас оставить дома без жены с детьми, сколько выдержите?
— Один раз я вынужденно остался с двумя детьми где-то на неделю, причем один из них был новорожденный. Но для меня это не проблема. Я вырос в многодетной семье, и для меня ребенок — что-то понятное.
С младшим братом у нас довольно большая разница, и я видел, как он развивался, как первый раз встал, как учился говорить. Общение с детьми — это многозадачность, гибкость, стрессоустойчивость. У меня эти навыки развиты хорошо. Так что я вполне могу выжить с двумя детьми, если жене надо будет поработать. Но не для всех мужчин так.
— Роль отца — она в чем?
— У нас в стране институт отцовства в очень плачевном состоянии, дети часто растут в неполных семьях, и это всегда большая боль. Когда в семье есть только мама или бабушка, у мальчика перед глазами нет образца мужчины.
Минимальная роль отца — хотя бы общаться с детьми. И важно, чтобы мужчины понимали, что семью надо взращивать, а не потребительски к ней относиться.
Разные отцы по-разному могут общаться: кто-то может играть, и ему нравится, а кому-то игра тяжелее дается. Но даже физическое присутствие иногда бывает полезно. Брать ребенка на прогулки, в поездки…
С нами вместе отец построил дачу с нуля, большой дом — сам спроектировал, рассчитал, и мы летом в его отпуск ездили десять лет, на выходных достраивали. Общение — оно не только про слова. Если мы вместе кладем брусья, это тоже общение. Так что задача отца — стараться проводить время с детьми и сохранять семью.
— А учителя?
— Сейчас в школу вернулась роль учителя как воспитателя. Понятно, что так или иначе мы воспитывали и раньше. Когда ты заходишь в класс, на тебя смотрят 30 детей: как ты двигаешься, как общаешься, как одет, что говоришь. Это все про воспитание. Поэтому важно, чтобы учитель был не только предметником, но и примером честного, порядочного, справедливого человека.
Фото: из личного архива Артемия Гладких и с официального сайта гимназии Е.М. Примакова