Денис Проданов — социолог, писатель и бетроер (социальный работник в немецкоязычных странах). В 2001 году Денис эмигрировал на Запад и сменил множество работ сначала в Ирландии, а потом в Австрии. Сегодня он работает в фонде «Социальная Вена» (Fonds Soziales Wien), который занимается проблемами наркоманов, алкоголиков, душевнобольных и простых людей, которые в силу различных обстоятельств потеряли жилье, а также изучает аналогичные проблемы и практику их решения в России.
Хэппи-энды и их отсутствие
— Для меня каждая история уникальна. Я помню, как спустился с гигантской мусорной кучи Кучинского полигона в маленькое поселение бездомных. Там я разговорился с пожилым Гошей, который годами собирал на полигоне картон. Гоша угробил на мусорке свое здоровье. Мусорная гора была как безжалостный молох, который требовал жертвоприношений.
У меня в памяти также осталась Евгения, убежавшая с братом из дома в 12 лет. Отец рано погиб, а мать пила, и Евгения провела на улице много лет. Она рассказала мне, как на нее и друзей напали скинхеды. Над бездомными издевались. Евгении отбили молотком пальцы ног.
Я помню Елену, у которой с мужем отняли семерых детей из-за злоупотребления алкоголем. Потом муж не пустил ее домой, а сестра не помогла с жильем.
Наконец, я никогда не забуду Олега, голодного, замерзшего, стрелявшего деньги в нижнем парке Курского вокзала. После смерти любимой бабки и неудачной сделки по продаже квартиры Олега прогнал из дома младший брат. Началось неуклонное падение, улица, тюрьма и жизнь в нищете. К моменту встречи со мной Олег выглядел совершенно потерянным. Он ждал смерти как избавления.
Как говорит Денис, можно предугадать смертельный исход, ориентируясь на показатели смертности на улицах, но часто смерть все равно наступает неожиданно:
— Я знал статистику и знал, что хэппи-энда не будет. Но я не был готов к тому, что люди будут умирать с такой скоростью. Я не мог себе представить, что Ваня, молодой, добродушный парень, который представил меня Армии спасения, вдруг умрет в расцвете сил. Что уж говорить о тех, что постарше. На фоне алкогольной интоксикации, воспаления легких, туберкулеза, гепатита, экзем, желудочных заболеваний и десятка хронических язв странно, если человеку вообще удается выжить. У некоторых бездомных от безысходности развивается такая депрессия, что они кончают жизнь самоубийством. Под конец написания книги мне стало страшно интересоваться дальнейшей судьбой встретившихся мне людей. Вопрос заключался только в том, кто следующий. О благополучных исходах мне неизвестно. Они, безусловно, есть, но на фоне общей бесперспективности их чрезвычайно мало.
Мифы о бездомных
— Большинство мифов опирается на предрассудки и превратные представления, — говорит Денис. — Именно поэтому мифы настолько живучи. Из-за внешней «достоверности» большинству сложно отличить правду. Большинство мифов и стереотипов о бездомности, которые существуют в стране, — негативны. Например, огромное количество людей убеждено, что бездомные сами виноваты в своих бедах. Однако по статистике в потере жилья почти всегда виноваты объективные обстоятельства. Люди также часто думают, что бездомными становятся по своей воле, в силу уличной «романтики». Это смешно. Попробуй поспать зимой хотя бы неделю на скамейке: романтика будет последним, что придет в голову.
Денис считает, что, называя бездомных «ленивыми», люди, распространяющие стереотипы, не задумываются о дискриминации во всех сферах, которая существенно затрудняет поиск работы и возвращение к нормальной жизни. Начинается замкнутый круг – без жилья не получается найти работу, без работы нет денег, а без денег – регистрации и жилья.
В итоге на улице часто теряют документы, их воруют, а без документов найти работу практически невозможно. Хотя и наличие документов вовсе не является гарантом честных трудовых отношений с работодателем, пользующимся бедственным положением потенциального сотрудника.
Второй устоявшийся миф о бездомности — это истории о поголовно «грязных» людях на улице. Но на самом деле, действительно грязным выглядит только сравнительно узкий «придонный слой».. Эти люди, стреляют деньги у метро, пьют и проводят дни на улице, мозоля прохожим глаза. Других бездомных иногда даже нельзя отличить от окружающих людей. Большинство думает, что только они бездомные. А на деле большинство бездомных, которые заботятся о своем внешнем виде, нами вообще не регистрируются. Они выглядят так же, как и мы. Поэтому нашему сознанию проще поддерживать негативный стереотип, дистанцируясь от социальных язв.
— Гораздо проще бросить всех бездомных в одну кучу, сказав: «они все одинаковые, туда им и дорога…» Но правда куда сложнее. Латентная бездомность как огромный айсберг остается под поверхностью воды. И даже если человек заботится о личной гигиене при полном отсутствии поддержки со стороны государства, его все равно спишут со счетов как «грязного», — поясняет писатель. — Для меня также важно отделить мифы от пропаганды. Мифы о бездомности существуют в любом обществе, но именно в России пропаганда использует по отношению к бездомным язык вражды. СМИ постоянно бомбардируют население дезинформацией о бездомных. Нас всех пытаются убедить, что все они, якобы, «маргиналы», «алкаши», «паразиты», «отбросы общества» и «преступные элементы». Намеренная стигматизация, негативные мифы о бездомных складываются в образ социально опасного «неприкасаемого», жителя дна.
Частого алкоголизма среди бездомных Денис не отрицает:
— Разумеется, на улице злоупотребляют алкоголем. Вопрос в том, почему? Вопреки убеждению многих, потребление спиртного у многих бездомных начинается не до, а после попадания на улицу. Причин этому масса. Бездомность – это огромный, неослабевающий стресс и изоляция. Невозможность расслабиться, выспаться, холод и голод постоянно сопровождаются страхом нападения и кражи последнего имущества. Для того, чтобы бороться со стрессом и стыдом от потери своего статуса в обществе, люди пьют. Алкоголь в этом случае — эффективное средство для побега от реальности и самотерапия. Со временем выпивка превращается для многих в панацею от всех бед, в единственное утешение.
В противовес мифам существуют и реальные причины жизни на улице. В первую очередь это родственники и черные риэлторы, обманом получающие квартиры. Люди также теряют жилье из-за экономического кризиса, повышений услуг ЖКХ, безработицы и недостаточных зарплат и пенсий. Детей-сирот, получивших жилье после интерната, часто обманывают мошенники, покупая у них квартиры за гроши. Многие заключённые к моменту освобождения теряют жильё, так как регистрация прекращается в силу обвинительного приговора.
И таких причин огромное количество — инвалидность, психическая болезнь, бытовое насилие в семье (чаще всего по отношению к женщинам). Последними в списке могут быть алкогольнаяизм и наркотическая зависимость.
— Кого-то из тех бездомных, с кем я общался, поехал на заработки в Москву из регионов, поскольку дома царила безработица. Многие мужчины зависают в столице, теряют работу и скрывают от близких свою бездомность. Они стыдятся своего статуса и не могут попросить о помощи из страха потерять лицо. Несколько пожилых бездомных из тех, с кем я встретился, получали минимальную пенсию, так как не могли доказать бюрократии стаж по трудовой книжке. Кто-то из бездомных был нерезидентом РФ и не мог вернуться на родину. Двое мужчин сражались на стороне сепаратистов на востоке Украины, получили ранения и остались никому не нужными инвалидами без жилья. Таких бездомных ветеранов, прошедших Афганистан, Приднестровье, Чечню, Украину и другие горячие точки, кстати, куда больше, чем думают многие.
При этом шанс вернуться к нормальной жизни остается только при активной поддержки со стороны. Но государственной поддержки в России недостаточно, из-за чего наблюдается острая нехватка ночлежек, приютов, дневных центров и центров социальной адаптации, программ реабилитации, пунктов обогрева и мобильных служб. Не хватает справочников бездомного для ориентации в социальном пространстве, бесплатной медицинской помощи, дезинфекционных станций, душей и социальных прачечных.
— В первую очередь бездомным следует помогать информацией, рассказывая о сети поддержки в городе, — предлагает Денис, рассуждая, как можно решить проблему. — То есть нужно больше консультационных служб и социального сопровождения. Следующий важный шаг – это помощь в восстановлении документов. Восстановление паспорта, к примеру, стоит около 1800 рублей. Для многих потерявших жилье эта сумма непосильна. К тому же люди часто настолько травмированы попаданием на улицу, что не в силах самостоятельно восстановить документы. У трудовых мигрантов часто не хватает денег на обратный билет. Некоторые организации бесплатно выдают электронные билеты, чтобы человек мог вернуться к себе домой. И это важное дело. В стране нужно больше «уличной медицины», социальной рекламы, пожертвований и превентивных мер, чтобы предотвратить потерю жилья. На политическом уровне давно необходима отмена порочной системы регистрации, которая ведет к бездомности. Следует резко повысить бюджетные затраты на социальную сферу. Давно пора административно отменить презрительный акроним «БОМЖ», заменив его словом «бездомный». В дальнейшем необходимо коренное изменение в общественном сознании по отношению к людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Путешествие по России
— Помню, что в моем детстве у нас в хрущевке жил старик, у которого отжали квартиру, — именно с этого произведения начинается литературный интерес Дениса к теме бездомных. — Он стал бездомным и быстро опустился. Поскольку идти ему было некуда, он ходил вокруг дома и ночевал в подъезде. Его история и то, как все от него отвернулись, запали мне в душу. Позже я написал об этом рассказ «Юра был здесь».Этот рассказ и многие другие воспоминания вошли в мою первую автобиографичную книгу „Осколки осени“. Весь этот сборник рассказов пропитан социальной тематикой.
— К журналистским исследованиям, я пришел почти случайно. Работая с бездомными в Австрии, я стал интересоваться бездомностью в России, — так связывает Денис свое литературное творчество и основную работу. — И понял, что несмотря на масштабы бедствия, журналистов, экспертов и политиков этот вопрос нисколько не интересует. Бездомность в России – табуированная тема. Ее как бы не существует, потому что бездомных самих как бы не существует. Слово «БОМЖ» для того и используется, чтобы дегуманизировать людей, отдалиться от них самих и их страданий. Такой бесчеловечный подход меня не на шутку разозлил. Я решил написать «Колыбельные неведомых улиц» чтобы нарушить молчание и бросить вызов скандальному статус-кво.
Все, что написано на тему бездомности – это в лучшем случае сухие, академические исследования. В худшем – это уродливые, карикатурные комментарии в СМИ и издевательские насмешки развлекательных ток-шоу. О потерявших жилье нет ничего живого, свежего, сострадательного. Еще я заметил, что у нас всегда пишут про бездомных, не позволяя им говорить за себя. Именно поэтому я решил дать возможность бездомным высказаться и рассказать о своей жизни.
В книге каждая история рассказана самими бездомными, их взгляды на жизнь отражены без искажений, писатель старался говорить с героями исследования максимально доверительно.
— Поскольку я живу в Вене, интервью мне пришлось собирать очень концентрированно, в несколько приездов, — рассказывает Денис, поясняя, почему на работу над книгой ушло больше года. — Начал я в июне 2017-го, продолжил осенью, затем приехал в январе 2018-го а закончил в августе того же года. За время работы над книгой я проинтервьюировал бездомных в Москве, Подмосковье, Ярославле, Костроме и Твери. Почти во всех местах, где я побывал, я также общался с представителями администрации ночлежек, дневных центров и рабочих домов. Многое из рассказанного ими я поместил в книгу, поскольку их мнение дополняет картину бездомности в России.
Всего удалось пообщаться с несколькими десятками бездомных, Денис Проданов записал около 40 интервью. Опубликовать их полностью не удалось из-за объема — что-то пришлось урезать, что-то удалить полностью. В книгу в итоге вошло 27 интервью, в электронной версии бесед опубликовано немногим больше.
— Для меня была важна репрезентативность выборки, — рассказывает автор. — Я старался соблюсти гендерный баланс, показать как различную этническую составляющую, так и возраст бездомных.
Трудности перевода
Денис общался не только с бездомными, но и с сотрудниками благотворительных организаций. Беседы с ними тоже вошли в книгу:
— Мне повезло с людьми, которые дали интервью для книгу. Большую поддержку я получил от руководителя центра «Армии спасения» Андрея Серых. С его помощью я стал общаться со многими бездомными в Хлебниковом переулке, и это вывело меня на совершенно другой уровень. Мне также пошли навстречу в доме ночного пребывания в Ярославле, в Костромской ночлежке, в Тверской «Гостинице для бездомных» и «Доме милосердия», а также в подмосковном рабочем доме «Ладога». О тяжелой жизни бездомных говорят все, начиная от священников до социальных работников и представителей мобильной службы. Понятно, что говорить слишком критичные вещи об антисоциальной политике российских властей и безразличии правительства чревато, иначе перекроют кислород. Поэтому в официальном контексте со мной говорили весьма сдержанно.
Денис пытался попасть и в другие социальные центры, но, по его словам, там сильно задерживает работу огромное количество согласований и бумажной волокиты. Его не пустили в «Ангар спасения», не сумев согласовать разрешение с ответственным за связи с общественностью лицом. Не удалось писателю попасть и в главную московскую ночлежку, «Иловайку» (расположенную на Иловайской улице). Хотя с постояльцами все равно удалось пообщаться — каждое утро их выгоняют на улицу, после чего бездомные десять часов ждут возможности вернуться обратно, убивая время впустую — вокруг нет никакой инфраструктуры, а возможность поехать в другой район на электричке стоит денег.
Такие места остаются синонимом безнадежности и печали и символом неправильных решений в области проблем бездомности.
Героев книги Денис находил на улице, но поначалу налаживать контакт было нелегко — нужно было и перебороть себя, чтобы не стесняться идти на контакт, и заслужить доверие собеседника. За каждый разговор он платил бездомным 200-300 рублей, в зависимости от продолжительности интервью — так писатель старался компенсировать потраченное время. После налаживания связей в дневном центре общение с бездомными облегчилось – многих удалось опросить в одном месте, с одобрения администрации организации.
— С помощью книги я хочу изменить отношение к бездомным, — объясняет мотивы своего творчества Денис. — Именно этим я хотел внести свой вклад в борьбу с бездомностью. Одна из моих целей заключалась в том, чтобы дать потерпевшим возможность рассказать о наболевшем. Другая состояла в том, чтобы дать гражданскому обществу информацию к размышлению. Это было как поднять в воздух зеркало и сказать во всеуслышание: «вот они мы, смотрите!» Наконец, мне хотелось наметить конкретные пути выхода из тупика. Я устал слушать тех, кто довольствуется жалкими крохами и говорит, что положение для бездомных улучшить нельзя. Я знаю, что это не так. Нет ничего невозможного. У нас есть карта и есть компас. Осталась только воля двинуться в путь.