Однажды, уже довольно давно, по российскому телевидению показывали интервью с молодым иеромонахом Троице-Сергиевой лавры, который рассказал очень интересную вещь:
«К нам в обитель приезжает множество людей — из самых разных мест. Они живут здесь по нескольку дней, молятся, ставят свечи, жертвуют на храм, а уезжая, говорят: “Вот, мы побывали в таком святом месте, прожили здесь не один день, много молились перед чудотворными иконами, столько записок подали — а уезжаем без результата. Ничего не произошло. Все как было, так и есть, проблемы никуда не делись, Бог не помог. Да, здесь очень хорошо, интересно, — но чуда не случилось. Все по-старому. Больше не приедем”. И действительно, больше не приезжают, но и своим друзьям-знакомым не советуют: мол, никакой пользы от такого паломничества нет. Мы, священники, пытаемся объяснить, что Бог вовсе не обязан постоянно творить чудеса и вообще — чудо не самое главное в нашей вере. Господь хочет от нас одного: чтобы мы стали настоящими христианами, чтобы искренне обратились к Нему и обновили свою жизнь покаянием, исповедью и причастием Его Святых таин».
Рассказ этого простого русского иеромонаха не только интересен, но и поучителен для всех нас: он поделился своим скромным духовным опытом, однако этот опыт характерен практически для всех так называемых православных стран. К сожалению, это явление настолько распространено, что знакомо каждому. Такой диагноз можно установить у большинства паломников во всем православном мире.
Увы, любой опытный монах или священник может поведать о множестве «разочарований» среди посетителей — искателей чудес, которые приезжают, совершают массу канонических (а бывает, и неканонических) ритуалов, усердствуя со слезами на глазах, а затем в церковь — ни ногой, потому что Бог по какой-то причине не откликнулся на их прошения тогда и так, как им бы хотелось. И потом на каждом перекрестке рассказывают, что никакой пользы в посещении храма нет.
Эти симптомы — проявление страшной духовной нищеты, явный признак отсутствия живой веры и желания приблизиться к пречистому учению Спасителя нашего Иисуса Христа.
Это признак маловерия и стремления во что бы то ни стало получить результат сразу, не вникая в суть духовной жизни. Иногда здесь даже можно увидеть болезненные, мистические настроения, которые, в переводе на язык чистой христианской веры, да и просто здоровой логики, означают, что люди ищут не Христа, а Его чудес. Им не нужно Его Тело — Святая Церковь, «нетленная купель Вифезда», — не нужны ее таинства, которыми она исцеляет всех и вся; они просто хотят решить свои проблемы — дома, на работе, с коллегами или друзьями, — а иногда даже просто удовлетворить сиюминутный каприз. Это о них сказал Спаситель: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Ин.4:48). Кстати, эти слова были не только грустной констатацией факта, но и обличением, еще ярче выраженным в другой реплике Господа: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет» (Мф.16:4).
Настоящий христианин — тот, кто искренне поверил в Бога после того, как был озарен Его таинственной благодатью. Такой человек живет верой — как чудом, как откровением свыше. Для него, призванного к новой жизни, вся жизнь, начиная с этого обращения, — настоящее чудо. И неземное откровение он переживает всеми фибрами души. Бог освобождает его от всех приманок и ловушек этого мира и, открыв ему духовные очи, ведет к Своему непобедимому Царству. Это — самый лучший, самый драгоценный дар, какой только можно себе представить. Бог отдает нам Себя, приглашая разделить трапезу с Собой и другими избранными.
Настоящему христианину не нужно ничего, кроме как следовать за Христом, являя Его всей своей жизнью. Поэтому он нуждается не в чудесах и знамениях, а в Нем — Победителе смерти, Царе мира и любви. Ведомый все очищающей силой благодати, он не боится оглядываться в прошлое и видеть, какой несовершенной, неполной и непонятной была ранее его жизнь; не боится изменить свое сознание. Находясь какое-то время между грехом и благодатью, на границе света и тьмы, он переживает свою мучительную метанойю, переосмысление, постепенно преображаясь и возрождаясь из пепла, чтобы, подобно фениксу, взлететь на небесную высоту, в Божие Царство.
Таким истинным, преображающим чудом является покаяние. Именно покаяние является темой первой проповеди в Новом Завете из уст Иоанна Крестителя и Христа, а затем их «Покайтесь!» пронизывает все Евангелие, касаясь души каждого христианина. Это исповедует и царь Давид, который, в драме своего личного падения, обращает взгляд на небо и вопиет: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19).
Сокрушающееся сердце, искреннее желание измениться — все это приближает Божию милость, потому что является самой чистой жертвой перед алтарем Отца света. За нее Он обещал Свою помощь во всем и везде. Да-да, Великий Бог принижает Себя до обычного, тленного человека, давая ему беззаветное обещание.
Но Он хочет, чтобы мы полностью доверились Ему, предавшись целиком Его всемогущей воле и власти. И все это возможно только благодаря огромному, упорному и благословенному труду над ветхой человеческой природой, когда человек ломает всего себя изнутри, спускаясь в глубокое подземелье собственной души, чтобы очистить ее от греховного налета. Это беспощадная битва с прежним собой, дабы явить Христа через труды и подвиги в обновившейся природе истинного христианина.
Но такая борьба страшит современного человека — потребителя, привыкшего к комфортному существованию.
Все мы сейчас — избалованные дети, желающие получить подарок через секунду после того, как требовательно топнули ножкой перед Родителем. Мы не можем терпеть, не желаем трудиться, не желаем меняться, исправляя свое сердце. Наше сердце — далеко от Христа, а Его учение мы или отвергаем, или рассматриваем исключительно формально.
Мы не в состоянии положить свое драгоценное «я» к Его ногам — такие вот сегодняшние христиане, неспособные ни на жертву, ни на подлинную веру, ни на обращение к Свету. Христиане без чувства ответственности и желания подвизаться, меняться ради Христа, отдаться Христу и жить ради Христа.
Святые отцы испокон веков осуждали подобный «поиск» чудес, называя его не только неразумным, но и душевредным. Особенно ярки здесь высказывания святых Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, описывающих эту пагубную тенденцию в конце ХIХ — начале XX века в России.
Святые нового времени — наши современники св. Паисий Святогорец и Порфирий Кавсокаливит, Фаддей Витовницкий и Клеопа Илие — также были ярыми противниками подобного фальшивого отношения к православной вере и благочестию. Много раз они указывали на это приходящим к ним паломникам, наставляя их на истинный путь благочестивой жизни. Они призывали их вернуться домой, к себе на приход, к своему духовнику, и начать настоящую православную жизнь вместо двухдневной экзальтированной гонки за чудесами.
Сколько раз говорили они о том, что настоящая польза — в обращении к благословенному учению Христа, в чистосердечной исповеди, покаянии, регулярном посещении богослужений и устремлении своего сердца к тому, чтобы стать истинными православными христианами! Опытные пастыри, врачевавшие души, знали лучшие рецепты исцеления и полноценной, благодатной жизни во Христе и объятиях Матери Церкви.
Давайте не будем нетерпеливо искать чудес, а напротив, постараемся стать истинными последователями Господа нашего Иисуса Христа! Будем Ему родными чадами, а не приемышами, друзьями, а не временными спутниками — по дороге в Его Небесное Царство!
Перевод Елизаветы Терентьевой для «Правмира»