Отец Стефан — православный священник, живет и служит в Теннеси. Прежде он принадлежал к Англиканской церкви, где был священником 18 лет. Был рукоположен в православные священники в 1999 г .
Некоторые считают, что экономический спад наступает тогда, когда кто-либо теряет работу; а кризис — это когда работу теряешь ты. Я слишком молод, чтобы помнить времена Великой Депрессии, хотя все взрослые, которых я знал ребёнком, пережили это время. В 1928 году мой прадед по линии отца потерял всё (ферму, дом, оборудование и т.д.) во время краха рынка хлопка, который предшествовал Великой Депрессии. Моему отцу тогда было четыре года, и он с родителями проехал от Южной Джорджии до Южной Каролины в фермерском пикапе (это было сложно даже по тем временам). Его семья, беднейшая из бедных в условиях той сельскохозяйственной экономики, выполняла подённую работу. Отец начал работать в возрасте четырёх лет, собирая хлопок и делая всё, что ему было по силам. Это были тяжёлые времена.
Когда мне было 10 лет, закрыли местную базу военно-воздушных сил, рабочие и служащие которой были основными клиентами моего отца в его бизнесе по ремонту автомобилей. Мы многое потеряли – в течение четырёх-пяти лет все стали беднее, чем можно себе представить.
Экономический спад пришёл и ушёл. Между тем Великая Депрессия не стала тем временем, когда в Америке стали больше посещать церкви. Здесь наблюдается странный феномен: посещаемость храмов увеличивается обычно в периоды процветания. У многих других народов в Европе (кроме современных ирландцев) наблюдается спад посещения церкви, когда наступают времена преуспеяния.
Я подозреваю, что причина кроется в странном «союзе» преуспеяния и набожности в Америке. «Проповеди преуспеяния» не стали бы произносить в Америке, если бы не было готовой к этому аудитории. В какой-то мере наша культура отождествляет богатство с набожностью: «Господь излил свою милость на тебя» (слова одного из наших патриотических гимнов).
Исторически Православие всегда противилось такой «проповеди успеха», оно, несомненно, было продиктовано добровольной бедностью монахов. Монашество рассматривается не как особое призвание внутри самого Православия, но как христианское призвание, доведённое до высшей степени. Типикон (книга правил литургики и аскетики) предназначен как монахам, так и не монахам. Не монахи просто не придерживаются типикона во всей строгости. Но идеал остаётся тем же. Это не так явно в Америке, где присутствие монахов неуклонно снижается. Но аскетический идеал остаётся, несмотря ни на что.
Экономика совершит ещё много чего, но мы всегда должны молиться за нуждающихся в этом мире. Мы также должны помнить, что восприятие достатка как знака Божьего благоволения — своеобразная «ересь» в нашем мире. Это также служит доказательством того, что сокращающаяся экономика может не быть знаком Божьей немилости. Осуждение других не является проявлением Духа Святого в нашей жизни. А молитва является.
Святой апостол Павел учил «радоваться с теми, кто радуется, и плакать с теми, кто плачет» (Рим.12:15). Кажется, для нас наступило такое время, когда вы, я и кто-то ещё будем плакать больше, чем обычно. А наши молитвы перед Богом за мир не должны быть стыдливыми от слёз о боли других людей и должны быть полностью свободными от радости о чьей-то боли.