Священникам всегда было нелегко попасть в инфекционные больницы к верующим. Порой сложно объяснить медикам, что духовная жизнь для человека больного не менее важна, чем его здоровье. Особенно, когда речь идет об угрозе его жизни.
Это проблема не только врачей. Каждый из нас, выбрав ту или иную профессию, считает ее, если не самой важной для человечества, то, по крайней мере, намного более значимой, чем она видится со стороны. Мы понимаем востребованность сантехников лишь тогда, когда у нас потекли трубы, а водопроводчик из дня в день сталкивается с этой проблемой и понимает, что без него городская, да и теперь все чаще, сельская жизнь превратится в хаос.
Попробуйте доехать до родственников в глухую деревню, если у вас нет автомобиля а автобус ходит туда раз в неделю и поймете, насколько востребовано такси. А уж насколько в период пандемии стала востребована курьерская доставка…
Собственно, о пандемии и речь. Если вы попадаете в «красную зону», то становится понятно, насколько востребован труд врача. Ведь без него шансов преодолеть тяжелое течение коронавирусной инфекции практически нет.
И вот человек оказался в больнице, он не уверен в своем будущем. И ему надо быть готовым к любому исходу. Для верующего это значит, что следует исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.
Но тут возникает проблема: не в каждую больницу готовы пустить священника. И не каждый из них имеет возможность посетить инфекционное отделение. И если со вторым можно как-то определиться: в каждой епархии есть определенные для несения служения в «красной зоне» священнослужители, то с первым по-прежнему сложно.
Не каждому врачу понятно, насколько для верующего важно получить духовное исцеление в момент критического состояния телесного здоровья. Идет борьба за жизнь человека, а тут какие-то священники, какие-то исповеди, о каком-то причастии просят, не насущно все все это для того, кто никогда этим не жил.
Я в больнице с ковидом, а священника в палату не пускают. Как быть?
Что тут можно сделать? Получив отказ, не нужно добиваться своего права через скандалы и истерики.
Лучше позвонить в епархиальное управление, благочиние или викариатство. На всех этих уровнях уже давно налажены механизмы взаимодействия. Есть специально назначенные священники, у них есть специальные костюмы защиты, есть и договоренность с большинством больниц. И, если вдруг с конкретной больницей не получилось пока найти взаимопонимания, после обращения проблеме уделят внимание.
Но, вероятнее всего, причаститься получится лишь один раз. Это не трагедия, нужно просто быть готовым к этому.
Исповедь должна быть такой, как будто она последняя. И Причастие — тоже.
Впрочем, так исповедоваться и причащаться следует каждый раз, вне зависимости от ситуации и состояния здоровья.
И тяжелая болезнь — повод серьезней отнестись к своей духовной жизни. Вспомним первых христиан — они причащались Святых Христовых Таин, не зная, доживут ли до следующего раза и каждый раз был как последний. То же самое пережили и наши соотечественники 100 лет назад, причащаясь в храме, который могли закрыть и разрушить уже на следующий день, их самих могли арестовать, сослать или казнить в любой момент.
Для попавших в лагеря системы ГУЛАГа иногда тоже была возможность Причастия и для многих это было последнее в жизни Причастие.
Сейчас враг не персонализирован, из гонителей за веру он превратился в смертельный вирус, разлучающий нас с близкими и храмом, лишающий нормального общения.
Но остается молитва, духовное чтение, есть возможность пригласить священника хотя бы однажды. И остается возможность быть светильником веры, к чему призваны все христиане, в рамках своей палаты. Многие задумываются о Боге в критические моменты жизни и наша проповедь в этих условиях может стать зерном, посеянным в благодатную почву.
Болеет родственник. Как его поддержать?
Как быть верующим, если их родственник, в целом относящийся прохладно к религии, попал в больницу?
Сейчас связь доступна для всех и человек, находящийся в физической изоляции, не лишен возможности общения. Стоит напомнить близкому, что самое важное для любого из нас связано с Богом. Объяснить, что для любого крещеного важно вспомнить о том, что он — христианин, а для человека некрещеного кризисное состояние — повод задуматься о принятии Святого Крещения.
И, в случае согласия, обращаться по вышеуказанным адресам за помощью. Необходимый священник обязательно найдется, только надо приложить усилия, может быть придется подождать некоторое время, но это уж неизбежно. Ведь врачи не могут прерывать свою работу, пропуская священников по первому зову.
Меня госпитализируют, но я не успел исповедоваться
Иногда верующий боится обращаться в больницу, хотя необходимость госпитализации очевидна. Ведь есть оправданный страх лишиться духовного напутствия.
В такой ситуации не нужно откладывать проблему до последнего. Если есть время — лучше заранее договориться об исповеди, соборовании и Причастии на дому, до госпитализации. Если она требуется немедленно, тогда стоит положиться на Божию волю.
Следует помнить, что у лично знающего вас священника можно исповедаться и дистанционно, по телефону, например.
Вместе с необходимыми вещами в больницу надо взять святую воду, антидор, артос, просфоры, всю ту святыню, которая хранится у вас в доме. Обязательно взять бумажные молитвослов и Евангелие — в больнице может возникнуть проблема с зарядкой гаджета в максимально необходимом объеме.
И помнить, что даже волос не падает с наших голов без Божиего изволения, так что и эта ужасная болезнь попущена благим Промыслом Божиим.
«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:29,30) — это сказано для каждого из нас.
Как молиться, если близкий умер без крещения?
Как быть, если наш родственник скончался без напутствия, без осознания важности приготовить свою душу для Вечности, без раскаяния, без крещения?
Любовь Бога распространяется на каждого человека и не надо отчаиваться, не стоит считать свою любовь к близкому человеку большей, нежели Божия любовь к нему. Возложим свою печаль на Бога, на Него пускай будет все наше упование.
Молиться о всяком почившем крещенном можно в храме, можно подавать о нем записки, чтобы и священнослужители вознесли о нем молитву.
Если же человек скончался, будучи некрещеным, то и здесь домашняя молитва родственников не будет бесплодной.
Для такого случая есть специальная молитва, составленная преподобным Львом Оптинским: «Взыщи, Господи, погибшую душу (имя), аще возможно есть, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей, но да будет святая воля Твоя».
Но, возложив упование на Бога, не следует и самому человеку оставаться беспечным.
Спасение есть результат соработничества Бога и человека. Бог дает Свою спасительную благодать, направляет на спасительный путь и ведет по нему, но человек должен захотеть спасения, должен пожелать идти по спасительному пути, а не ожидать, когда его понесут по нему.
И в непростое время, когда мы не можем планировать даже завтрашний день, не стоит планировать свое спасение души в отдаленном будущем.
Время бросило нам вызов: здесь и сейчас ты готов быть настоящим христианином или же нет?
И, если мы осознали важность жизни во Христе, значит прямо сейчас должны начать свой путь к Богу. Неважно, сколько мы успеем пройти по нему в этой земной жизни, важно лишь то, что выбрано правильное направление и мы не озираемся вспять, не малодушествуем, помним, что для человека первостепенно, а что должно остаться малозначительным.