“Я верю в Иисуса Христа, я верю в Гаутаму Будду, я верю в пророка Муххамада, я верю в Кришну, я верю в Гаруду… я верю в любовь, я верю в добро и верить буду” — поет Ляпис Трубецкой на своем последнем альбоме. Такая всеядность, или, говоря более благожелательно, открытость, очень популярна, и людям кажется странным, что православные христиане ее не разделяют. Впрочем, ее не разделяют не только православные — практикующие буддисты или мусульмане тоже не склонны верить во все сразу.
Но что мы называем словом “верить?” Что имеет в виду поэт со своей “верой” во все сразу? Мы точно не знаем — да, возможно, он и сам затруднится сформулировать. Но попробуем уловить общее настроение.
Люди чувствуют, что в их безрелигиозной жизни есть какая-то пустота, что они лишены чего-то важного, ограблены и обездолены в каком-то глубочайшем смысле.
Безрелигиозный человек, который со стороны смотрит на торжественный обряд, смутно чувствует, что он что-то упускает в этой жизни, что какая-то тайная радость, какой-то глубокий опыт, какие-то важные переживания проходят мимо. В самом деле, люди по природе своей религиозны, безрелигиозные культуры — явление редкое и скорее патологическое. Человек, лишенный религиозной жизни, подобен человеку, лишенному любви — его жизнь неполна в одном очень важном аспекте; одна из составляющих его человеческой природы не реализована.
Однако человек подходит к этой пустоте внутри себя с достаточно потребительской позиции — что может удовлетворить мои эмоциональные потребности? В том калейдоскопе имен, который мелькает в этой строчке из песни, только одно остается постоянным центром — “я”. “Вера” — это мои переживания, мои эмоции, которые я могу испытывать в церкви или в дацане, в мечети или языческом святилище. Что-то вроде посещения концертов — ничто не мешает мне сегодня пошуметь на представлении рок-группы, а на следующей неделе пойти на выступление знаменитого органиста. Это просто сделает мою эмоциональную и эстетическую жизнь богаче.
Но то, что люди всегда называли верой — это что-то прямо обратное; это поиск реальности, подлинной основы бытия, чего-то твердого, определенного, что никак не зависит от моих переживаний. Пауль Тиллих определяет религию как “предельную заботу” — то, что для человека важнее всего. Мне может очень нравиться ходить на концерты — но это не самое главное в моей жизни. Современный исследователь Люк Тимоти Джонсон предлагает более развернутое определение: “религия — это образ жизни, организованный вокруг переживаний и убеждений, относящихся к Высшей Силе”.
Главное отличие любой реально существующей религии от того умонастроения, которое выражает Ляпис Трубецкой, состоит в том, что в центре религии нахожусь не я; в центре религии находится то, что я воспринимаю (обоснованно или нет) как Высшую Силу. Религиозный человек организовывает жизнь не вокруг себя самого, своих эмоций или своего психологического комфорта. Он вовсе не находится, как лирический герой этой песни, в центре круга, на периферии которого — различные религиозные фигуры. В центре круга находится предмет его веры, преданности и упования. Это еще ничего не говорит об истинности веры — в центре жизни человека может находиться, увы, идол — но пока в центре находится сам человек, у него нет никакой религии, даже ложной.
А из этого неизбежно следует то, что в наше время с неодобрением называют экслюзивистким подходом — у жизни не может быть сразу нескольких абсолютных центров.
Люди пытаются заполнить пустоту некоторым легким религиозным флиртом, который, с одной стороны, позволяет немного прикоснуться к эмоциональной жизни религии, с другой — ничего не требует и не налагает никаких обязательств. Но флирт не может утолить тоску по подлинной любви.
Настоящая любовь — как и настоящая вера — требует полной отдачи. Нельзя полностью отдать себя и Иисусу, и Будде, и Муххамеду и кому-то еще. Приходится выбирать. И мы, христиане, вверяем свои жизни Тому, кто отдал Свою жизнь за нас — Господу нашему Иисусу Христу. “Я верю в Иисуса Христа” — это слова, предполагающие полную, стопроцентную отдачу. После них уже невозможно верить в кого-то еще.
Читайте также: