Тимур Дугаров – с детства инвалид по слуху, вырос в многодетной семье, воспитывался в интернате, а сейчас работает, ведет активную общественную жизнь. В 2018 году он создал Молодежную организацию глухих и слабослышащих Тюменской области и помогает инвалидам осваивать компьютер, искать работу и налаживать связи со здоровыми людьми.
До 12 лет делал вид, что слышу нормально
Тимур Дугаров – степной бурят, родился в многодетной семье в поселке Кункур Агинского района Читинской области. С детства привык к работе – помогал родителям пасти коров и овец, сгребал сено, еще мальчишкой освоил разные виды техники – научился управлять трактором, ездил на мотоцикле и «шестерке».
После детского сада Тимур стал часто болеть, перенес разные инфекции, после этого слух у него резко стал снижаться.
– Не могу точно сказать, что повлияло на это – мои недуги или же наследственность, – рассказывает он. – В моей семье есть родственники с нарушениями слуха. Нас, детей, пятеро, я самый старший. Мой брат слышит хорошо, сестренка слухопротезированная, братья-двойняшки – один хорошо слышал с рождения, у другого были проблемы со слухом, но по линии военкомата его вылечили – сделали операцию, он отслужил в армии, сейчас слышит хорошо. Мой отец тоже плохо слышал, но стеснялся носить слуховой аппарат.
Тимур стыдился своего плохого слуха и в школе до 12 лет делал вид, что слышит нормально. В результате учился на одни тройки, и все думали, что так и надо – просто такие способности у ребенка. Но потом тугоухость скрывать стало невозможно.
– Все поняли, что я плохо слышу, дети обзывали глухим.
Было, конечно, обидно, но со временем я стал больше наблюдать за такими, как я, и понял, что жизнь на этом не заканчивается.
Например, у нас в деревне жил один глухой, но у него были просто золотые руки, поэтому даже мысли не возникало о его неполноценности. И таких людей много, – говорит Тимур.
В интернате мы не чувствовали, что обделены
В 7-м классе родителям Тимура Дугарова предложили отправить мальчика в республиканскую специальную коррекционную школу-интернат в Улан-Удэ. Там училось много земляков и родственников Дугаровых, поэтому и Тимура решили отправить туда же.
– В школе-интернате я узнал, что такое жестовый язык, выучил его за полгода. Мне подобрали слуховой аппарат. Если бы это сделали еще в школе, то, думаю, я там бы и остался и смог бы учиться нормально. Через два года я стал хорошистом, потом отличником. Учиться сразу стало интересно, было стыдно что-то не знать, что ребята уже прошли к моему возрасту. В общем, активно наверстывал упущенное, – вспоминает Тимур Дугаров.
Он до сих пор с благодарностью вспоминает своих учителей и директора школы-интерната за то, что они помогали своим воспитанникам подготовиться к самостоятельной жизни.
– Это были непростые годы – 1997-2000-е, мы все в интернате делали сами – убирали на улице, красили, что-то ремонтировали. Но не чувствовали, что чем-то были обделены. Наверное, дело еще и в нашем директоре – эта женщина оказалась фанатом своего дела, очень старалась, чтобы мы выросли полноценными людьми. Она побуждала нас ходить в кинотеатры, в театры, на оперу и балет. Я помню оперу, мы, дети, конечно, не понимали, зачем мы там, признаюсь, что и баловались, но все равно запомнили эти походы – атмосфера, торжественность, красота. Также активно занимались спортом, участвовали в соревнованиях по волейболу и футболу. Занимали последние места, но главное же – участие. Кроме того, директор приводила к нам священнослужителей, которые рассказывали нам о религии, мы ходили в местные храмы, даже помогали их строить. Это было удивительно, – рассказывает Тимур.
Мы вели обычную студенческую жизнь
По инициативе директора школы-интерната воспитанников также готовили к будущей профессиональной деятельности. Раз в неделю мальчишки ездили на Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод – одну из крупнейших организаций в городе. Там, кстати, говорит Тимур, до сих пор работает много инвалидов по слуху, получают неплохие деньги. Раз в неделю до обеда ребята осваивали различные станки, принимали участие в изготовлении плацкартных железнодорожных вагонов. А девушки в это время обучались парикмахерскому искусству, практиковались на детях из детдомов.
– Мне тоже было интересно парикмахерское дело, но я как-то стеснялся этому обучаться. Еще директор приглашала к нам выпускников школы-интерната, которые достигли чего-то в жизни. Интересно, что еще обучаясь, они плохо говорили, а с нами разговаривали уже хорошо. Объясняли нам, почему надо общаться – чтобы уметь конкурировать в этом мире.
После таких выступлений начинаешь думать о будущем более широко, понимаешь, что за взрослую жизнь надо брать ответственность на себя, – вспоминает Тимур Дугаров.
В интернате воспитанникам раздавали брошюрки с базой учебных заведений, которые принимают выпускников с нарушениями слуха. Так как Тимура увлекло программирование, он решил получить эту профессию и поступил в Новосибирский государственный технический университет.
– В вузе я убедился, какой сильной была наша школа – все ребята поступали на бюджетные места. Одно из интересных наблюдений – наши сурдопереводчики, их было немного, но они умудрялись всем угодить, переводили качественно. А ведь при этом предметы велись сложные – культурология, философия, религиоведение. И это надо было донести до нас максимально доступно! В целом же мы вели обычную студенческую жизнь – жили в общежитии, ходили на дискотеки, сами устраивали мероприятия, концерты, посещали кружки, занимались спортом. Вуз старался многим помогать, особенно ребятам из стран СНГ – оформляли паспорта, проездные, оказывали психологическую поддержку, – говорит Тимур.
Там же он познакомился со своей будущей женой Оксаной, тоже инвалидом по слуху, которая училась в университете создавать керамические изделия. Девушка, белоруска по происхождению, родилась и выросла на Ямале, куда ее родители в 80-е годы отправились по комсомольской путевке строить железную дорогу и там остались жить.
Глухие люди не знают, как искать работу
В ЯНАО Тимур и Оксана поехали жить после окончания обучения. Десять лет назад там у них родилась здоровая, слышащая Лилиана – как говорит Тимур, большеглазая в маму и смуглая в него. С мамой девочка говорит на жестовом языке.
Главе семьи нужно было трудиться и обеспечивать семью. После вуза он долго искал работу, кое-как устроился в инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Губкинскому, где стал специалистом информационно-аналитического направления. Там Тимур получил огромный опыт работы с документами и понял, шутит он, как у нас устроена бюрократия. Оксана стала великолепной швеей – ее ценят за быструю и аккуратную работу.
Затем семья решила перебраться в Тюмень. Здесь Тимуру, чтобы обеспечить семью, пришлось работать и продавцом-консультантом, и таксистом, и сторожем-вахтером, а потом он устроился системным администратором. Так что на личном опыте понял, как инвалиду сложно найти работу.
– Когда я работал системным администратором, ко мне начали обращаться глухие люди как к IT-специалисту, – рассказывает он. – Узнавали обо мне по «сарафанному радио», обращались уже не только за компьютерной помощью, но и как к переводчику. Один, другой, третий, и понеслось. Помогал бесплатно – у нас все-таки еще очень развито социальное иждивенчество, наследие Советского Союза, когда люди привыкли получать все просто так.
Тимур обратился в региональное отделение Всероссийского общества глухих и понял, что какой-то работоспособной системы помощи в поиске вакансий инвалидам не существует, специалисты в этом некомпетентны. Он пытался объяснить, что у отделения есть все рычаги, чтобы изменить ситуацию, но потерпел неудачу. Пришлось действовать самому.
– Глухие люди не знают, как искать работу, где смотреть вакансии, как составлять резюме, даже то, что в интернете есть соответствующие сайты по поиску работы, – объясняет Тимур Дугаров. – Это казалось ужасом для меня.
Водил их буквально за ручку, рассказывал, показывал, некоторым удалось найти нормальные места.
Помогал тем, кто понимал мои старания, а тем, кто начинал капризничать, отказывал. Было очень тяжело! Особенно возникало много трудностей с индивидуальной программой реабилитации. В рекомендациях специалисты пишут, что инвалиду нельзя одно, другое, третье, работодатель из-за этого не может взять такого человека на работу. Приходилось договариваться с медико-социальной экспертизой, чтобы переписали ИПР. Именно тогда я понял, что надо как-то обращать внимание общества на проблему трудоустройства инвалидов.
Боялся, что меня не будут воспринимать всерьез
– Я многое предлагал, чтобы облегчить жизнь инвалидам по слуху, даже сделал для общества глухих шаблон сайта, где можно было бы найти работу, но меня не воспринимали серьезно. В 2016 году мне попалась на глаза информация о конкурсе «Моя идея». Я понял, как можно помочь глухим. Узнал, как надо оформиться для участия в конкурсе, и моя идея получила грант, – рассказывает Тимур.
На средства гранта он предложил организовать фотовыставку в Международный день глухих «Беззвучная жизнь в мире профессий». Тимур любит и умеет фотографировать, занимается фото- и видеомонтажом. Он решил снять людей с нарушениями слуха на своих рабочих местах – на заводах, предприятиях, в организациях. Каждый снимок будет сопровождать рассказ о том, какую профессию получил его герой и как ему удалось найти вакансию.
– Я думал, что выставка станет полезной для инвалидов, которые еще не определились с местом работы, не могут решиться на его поиски, не уверены в своих силах. Кроме того, экспозиция должна была показать здоровым людям, на что способны глухие и слабослышащие. Пришлось договариваться со многими работодателями, я звонил им, писал деловые письма, боялся, что меня не будут воспринимать всерьез. Но ошибся – оказалось, меня понимают. Потом сам фотографировал людей на рабочем месте, организовал выставку, которую тоже все восприняли хорошо, – говорит Тимур.
Случайно Тимур Дугаров услышал термин «некоммерческая организация», заинтересовался, стал отслеживать информацию в СМИ, много учился и в 2018 году созрел для того, чтобы создать молодежную организацию глухих и слабослышащих Тюменской области «МОГИСТО».
В этом же году благодаря региональному департаменту информатизации Тимур реализовал другую свою идею в рамках социального проекта по ликвидации компьютерной безграмотности «Расширяя горизонты».
– Мне дали 10 дней компьютерных курсов для слабослышащих, проверили мою компетентность, я прошел аттестацию, получил соответствующий документ, – вспоминает Тимур. – Потом я пригласил 40 человек и за четыре месяца провел для них обучение. Оказалось, это так сложно! После занятий я приходил как выжатый лимон. Приходилось махать руками, объяснять. Забавно, что было сложно научить, особенно пожилых людей, двойному нажатию мышки. Я брал их руку, импровизировал, показывал. За это время мои ученики многое узнали – для кого-то было важно освоить социальные сети, кому-то важен был скайп, для кого-то необходимо было научиться ориентироваться на «Госуслугах», а кто-то хотел просто научиться передавать показания ЖКХ. И все говорили, что обучение должно длиться дольше. Теперь хочу попробовать заявиться на президентский грант с этим проектом. Все возможно, но много бюрократии – нужно же действовать по правилам.
Сегодня «МОГИСТО» занимается различными проектами – курсы компьютерной грамотности для глухих и слабослышащих, клуб исследования и развития русского жестового языка, форум глухих и слабослышащих, различные фотопроекты.
В Тюменском государственном университете Тимур Дугаров получил диплом менеджера по работе с гетерогенными группами и теперь работает в этом же вузе в Институте педагогики и психологии в Ресурсном учебно-методическом центре по обучению инвалидов, учит студентов, как налаживать связи между здоровыми людьми и инвалидами.
Главная проблема – нехватка переводчиков
Еще одна проблема, на которую Тимур Дугаров хочет обратить внимание – низкий уровень грамотности глухих и слабослышащих и слабое развитие русского жестового языка.
– К большому сожалению, у нас в РФ катастрофически не хватает компетентных специалистов для детей с нарушением слуха всех возрастов. В системе образования РФ отсутствует такая дисциплина, как «Русский жестовый язык», и, следовательно, нет таких специалистов. А чтобы все сдвинулось с мертвой точки, необходимо, чтобы глухие и слабослышащие становились педагогами, историками и т.д. Но высшее образование имеет катастрофически малое количество инвалидов по слуху. Вот такой получается порочный круг.
В корне неверно, по мнению Тимура, когда специалисты запрещают слабослышащим осваивать жестовый язык, на самом деле он развивает интеллект человека и его мышление. Прекрасно, что в общественном транспорте появляются бегущие строки для глухих, совершенствуются слуховые аппараты, но главная проблема – нехватка переводчиков жестового языка:
– Представьте, что для глухого человека переводчики жестового языка – единственное связующее звено между обычным миром и миром глухих.
Без него инвалид не может пойти в больницу и объяснить врачу, что ему нужно, походы в различные инстанции, оформление документов превращаются в катастрофу.
В Тюмени есть организация, оказывающая услуги сурдоперевода, но она одна и очередь на специалистов там очень большая, причем обратиться за помощью бесплатно инвалид может только несколько раз в год. А ведь «выходит в мир» глухой человек намного чаще. Тимуру Дугарову и самому много раз приходилось выступать в роли переводчика. Однажды он отстоял честное имя глухого гражданина в судебном конфликте и даже пел на жестовом языке на «Студенческой весне».
– Людей, знающих жестовый язык, должно быть намного больше. Ведь согласно законодательству, каждая организация должна иметь своего сурдопереводчика. Но когда это произойдет? Поэтому надо самим что-то предпринимать, – считает Тимур.
Слышащих привлечь сложнее – они должны уважать глухих
Мечта Тимура Дугарова – создать медиацентр, что-то вроде коворкинга, куда бы могли приходить глухие люди и общаться, учиться фотографировать, осваивать компьютер. Там можно собирать всех желающих и обучать жестовому языку. А для того, чтобы показать здоровым людям мир глухих, хорошо было бы устраивать мероприятия в абсолютной тишине – например, уроки в классах или собрания чиновников.
– Было бы интересно, как изменится взгляд чиновников на проблемы инвалидов после таких мероприятий, – отмечает Тимур. – У меня был опыт организации Форума для глухих и слабослышащих, и после этого мероприятия я понял, что нужно менять формат общения. Сначала необходимо узнать, что интересует людей, а потом уже проводить что-либо, хоть «Мисс Тишина», «Лучший водитель Тишины», лишь бы это было интересно. Сейчас я в поисках финансирования. Гранты – это тяжелый труд, так что надо придумывать другие варианты – обращаться в крупные организации, фонды, искать независимых филантропов. Глухих тяжело привлечь, а слышащих еще сложнее – они должны уважать глухих, а таких мало.
И все же, считает Тимур Дугаров, несмотря на трудности, мир начинает меняться – молодежь из числа инвалидов по слуху уже не хочет находиться в замкнутом пространстве и начинает жить полноценно.
Фото из личного архива Тимура Дугарова, с сайта «МОГИСТО»