Неспроста древними христианами Рождество Христово и Его Крещение праздновалось в один день и именовалось Богоявлением. Именно явлением в мир Бога лучше всего называть эти дни. Бог пришел на землю, чтобы с Собой на Небо возвести человека, хотя мир не понял до времени того, что же все-таки произошло.
Дьявол искушает Господа благами земными, славой и чрезмерным упованием на Бога, не ведая, Кто перед ним стоит. Для него Иисус – один из пророков, Которого можно соблазнить. И для апостолов Он – Христос, Мессия, Пророк, но не воплотившееся Слово.
И только апостолу Петру открывается завеса тайны, но эта тайна не из тех, которые имеют своим источником «плоть и кровь», но дух. Только Сам Бог может открыть завесу, скрывающую Его Богоявление. Не случайно и в наши времена немногим открыта эта мудрость, но лишь «малому стаду» поклоняющихся Богу в «Духе и истине».
Потому-то и не переполнены наши храмы, что в Бога веруют большинство жителей планеты, но лишь только тем, для кого Боговоплощение — не абстрактный схоластический термин, а центр их духовного мировосприятия, есть насущная нужда в жизни по Богу. Только их мы видим, оставивших «всякое житейское попечение» в храмах в воскресенье, зачастую единственный выходной день.
Самое важное в жизни – путь к личному познанию Бога не умом только, но, прежде всего, духом – не может проходить вне христианской общины, вне Евхаристии. Уже потом, сущностно познав Бога, некоторые подвижники удаляются в пустыни, в затвор, но это просто следующая ступень богопознания, невозможная без начальной ступени, необходимой для каждой души, возлюбившей Бога.
Господь пришел в мир, напряженно ожидавший Его. Позади эпоха пророков, которые начали с правления Израилем и закончили плачем о погибели некогда славного царства. Но общество еще не потеряло ощущения того, что миром управляет их Господь, Бог Сущий.
Только просвещенным фарисеям приходит на ум, что чудеса Иисуса могут иметь демоническую природу, остальные в своей простоте только в Боге видят источник чудес, которых никогда еще не было во Израиле. И в этих чудесах все их упование. Если в мир пришел Тот, кто выше Авраама и Илии, значит, должно произойти главное чудо – освобождение народа Божьего. Не все понимают, в чем заключается это освобождение, но приближающиеся кардинальные изменения ожидаются народом, воспевающим «осанна» Входящему во Иерусалим.
Рождество Спасителя более чем скромно – в хлеву, даже не на постоялом дворе, в окружении ангелов и скота приходит в мир исцеляющий человеческую природу Богочеловек. От человечества Его приветствует лишь Мать да Ее обручник Иосиф. Для прочего человечества сокрыта тайна Боговоплощения.
Проходит некоторое время и приходят для поклонения волхвы. Их путь был долог, они решились покинуть свою страну, повинуясь внутреннему зову. Пришли воздать честь Тому, о Котором сами почти ничего не знали. Их приход спровоцировал жесточайшие гонения, неслыханное ранее убийство ни в чем не повинных детей. Так Сатана пытался поглотить последний островок истинной веры. Не смог – в самое сердце его царства, в геену огненную, сошел Христос, освятив своим присутствием все Свое творение и разрушив оплот безбожия, «ключи адовы сокрушив».
И ныне в сердцах наших разрушены ключи ада. Все мерзкое, греховное, удаляющее нас от Бога открыто для изменения, исправления, очищения, обожения. Наше сердце, «тамо гади, имже несть числа», может стать Престолом Вседержителя, лишь только мы этого захотим. Поющие рождественскую «славу» ангелы огненными мечами изгонят из наших сердец демонов-губителей, лишь только мы всей душой возжелаем быть с Богом, приобщимся к числу спасаемых.
Одну краткую рождественскую историю хотелось бы поведать читателям. Некий раб Божий Павел, человек богобоязненный, вместе с супругой своей поехал на Рождество к своему духовному отцу. Путь неблизкий, из Москвы в глухое село Ивановской области.
Столица провожала паломников теплой погодой, соответственно и одежда на них была легкая. Дорогой началась метель, автобус опоздал и, когда они вышли из автобуса, перед ними была заметенная снегом сельская дорога, никакого транспорта и 25 километров пешего пути. Тут бы сдаться, пойти в близлежащий храм да отдохнуть после этого в гостинице. Но как же духовник, друзья-прихожане, подарки к празднику? И молодая чета пошла сквозь метель по морозу в неблизкий путь.
Вот так каждый из нас должен преодолеть в себе искушение свернуть на легкую тропинку саможаления, не оставлять того пути, по которому хоть и непросто идти, но цель высока. Цель эта – от земного взойти в Небесное, туда, откуда ниспал некогда Адам.
Господь с Небес пришел в день Своего Рождества на землю, чтобы нас возвести на Небеса. И мы можем, имеем силы следовать за Христом. Потому как каждый наш шаг мы делам не в одиночестве, но с Богом, любовь Которого к каждому человеку явно проявилась в Рождество, достигла кульминации на Пасху и доныне не умалилась, но распространилась на каждого из нас: на правителя и дворника, на чиновника и системного администратора… – на тех, чья душа не успокоилась в своем стремлении воспарить в горние обители Отца Небесного.
С Рождеством Христовым, дорогие читатели!
Читайте также:
Беседа на Рождество Христово: о беспомощной любви Митрополит Сурожский Антоний Пришествие Христа в мир есть наше спасение, пришествие Христа в мир — уже начавшийся Страшный Суд. Это наше спасение, потому что Божественная Любовь делает себя доступной, осязаемой, видимой в мире, потому что она делается беззащитной и уязвимой, потому что она взывает к нам о милосердии |
Начаток язычников. Размышления над Рождественским Евангелием Священник Феодор Людоговский В событиях, непосредственно связанных с Рождеством Христовым, мы видим предвосхищение истории Церкви, предвосхищение самой Церкви – богочеловеческого Собрания. Вот на иконе и в службе пастухи – евреи, избранные из избранного народа, а вот волхвы – избранные из язычников. |