Весь западный мир давно перешел на грегорианский календарь. Православная Церковь придерживается юлианского. Оправданна ли такая позиция? По этому поводу идут острые споры. Проблему комментирует физик, математик, философ Виктор ТРОСТНИКОВ.
Часто можно услышать, что юлианский календарь — единственно правильный, что это какой-то исконный сакральный календарь. Конечно , все это — плоды астрономического невежества. Что такое календарь? Календарь — это система счисления времени. Человек живет не только в пространстве, но и во времени, он должен иметь какие-то временные координаты наперед и в прошлое. Это счисление должно учитывать — и это необходимое требование — два природных цикла: суточный — ночь-день и цикл годичный, или климатический, упрощенно говоря, лето-зима. Мы знаем четыре времени года, но упрощенно можно говорить о двух сезонах. Летний, который начинается с весеннего равноденствия и кончается осенним равноденствием, и зимний — с осеннего равноденствия до весеннего. Таким образом, весеннее равноденствие — это начало лета. Если мы хотим вписаться в природный климатический цикл, мы должны создать такой календарь, который не отпускает далеко дату начала лета от действительного начала лета. Согласовать это с природным движением, т. е. с движением Земли вокруг Солнца. Земная ось наклонена под углом 22 градуса к вертикали. То она более подставляет Солнцу Северное полушарие, и тогда там лето. То она другой стороной отклоняется от Солнца, и тогда более обогревается Южное полушарие, а в Северном наступает зима. Климатический год есть период между двумя последовательными равноденствиями, от одного весеннего, скажем равноденствия, до следующего. Он играет огромную роль в жизни всей природы, эта цикличность сказывается и на человеке, и на всем живом. Поэтому календарь должен это учитывать. Но ведь какая досада: за период между двумя равноденствиями проходит не целое число суток. То есть пока Земля оборачивается вокруг Солнца и попадает в ту же точку весеннего равноденствия, вокруг своей оси Земля совершает не целое число оборотов. А именно: пока Земля проходит вокруг Солнца — совершает климатический цикл, за это время вокруг своей оси она совершает 365 оборотов плюс еще примерно четверть оборота. Да и с чего бы природа должна была синхронизовать эти циклы, для этого никаких оснований нет, это не связанные между собой вещи. Если бы даже при сотворении Господь установил такую точную кратность, то она все равно бы «съехала», так как вращение Земли вокруг своей оси замедляется из-за влияния Луны, как это известно из физики и астрономии. Бог, который Сам и предпослал законы физики и материи, не может их отменить, да и не было у Него такой цели. Бог дал законы астрономии, тяготения и проч, и пусть человек к ним приспосабливается, а календарь — человеческое изобретение, совершенно условная вещь, он введен для удобства и не имеет какого-то абсолютного значения.
Итак, есть такая незадача: за год 365 оборотов да еще четверть лишнего. Прошло 365 дней, и мы считаем, что год кончился, а он еще на четверть оборота продолжается, значит, наш календарный год оказывается немножко короче истинного климатического года. И эта разница постепенно накапливается, на что первым обратил внимание Юлий Цезарь, сверхгениальный полководец и государственный деятель. Он заинтересовался этим астрономическим вопросом и запросил александрийскую обсерваторию, чтобы узнать, на сколько отличаются на самом деле 365 дней от истинного года. Ему ответили, что на четверть суток. Тогда Юлий Цезарь, наверное посоветовавшись с астрономами, постановил нагонять недостающее время таким образом — каждый четвертый год считать состоящим из 366 дней. Для простоты это прибавление делается 29 февраля, этот 366-дневный год называется високосным. Таким образом эта «четвертушка» компенсируется, год календарный приводится в значительно более точное соответствие с годом климатическим. Эта реформа календаря была сделана в 46 году до н. э., и календарь называется по имени Цезаря — юлианский.
Итак, все вроде бы было в порядке, жили люди по этому календарю, получалось примерное соответствие между климатическим и календарным годами. Но по мере накопления астрономических знаний и после появления более точных приборов в XVI веке обнаружилось, что ежегодная разница составляет не совсем точно четверть суток. В юлианском календаре считается, что суток в климатическом году — 365,25. На самом деле — 365,2422, то есть чуть меньше. И в юлианском календаре год принимается чуть более длинным, чем климатический год. Это значит, что календарное начало лета (весеннее равноденствие) наступает несколько позже истинного. Астрономы в XVI веке установили, что это запаздывание за 128 лет достигает суток, а с момента введения юлианского счисления достигло 13 суток. Надо было что-то делать. Чтобы больше календарь не съезжал, было решено три раза в 400 лет високосные годы делать обыкновенными (когда первые две цифры, за которыми следуют нули, не делятся на 4). Такая поправка приводит календарный год в гораздо лучшее соответствие с климатическим годом. Но как быть с теми 13 днями, которые мы проглядели? Глава Католической Церкви папа Григорий XIII в 1582 году утвердил такую меру: к каждой дате юлианского календаря прибавить число 13. Что этим достигалось? В католическом мире начало лета опять стало попадать на 22-е марта.
Но православный мир этой прибавки не принял, потому что за долгое время пользования юлианским календарем нагрузил его сакральным содержанием — святцами, а главное — пасхалией. И менять все это считали кощунством. Кто же был прав? Арбитром тут может служить только пасхалия. Праздновать память святым по новому стилю легко привыкнуть, а изменить составленное на 7980 лет вперед расписание Пасхи гораздо болезненнее. В постановлении Никейского собора 325 года сказано, что Пасха празднуется по такому правилу: ждем весеннего равноденствия, затем первого полнолуния и после него первого воскресения. По юлианскому календарю равноденствие считается случившимся 22 марта, но это неверное предположение — оно наступает на 13 дней раньше! Значит, празднование Пасхи по юлианской пасхалии нарушает постановление Никейского собора! То есть нам пришлось бы сказать, что юлианское счисление неправильное, если бы не одно поразительное обстоятельство. Святой огонь в храме Воскресения в Иерусалиме нисходит на православную «неправильную» Пасху, а не на «правильную» католическую.
Как видим, все дело в вере. Христос сказал, что вера может сдвинуть гору с места. Оказывается, что она может сдвинуть с места и весеннее равноденствие.
Какое нам дело до астрономического солнца — всего лишь раскаленного камня, — когда у нас есть Солнце правды — Иисус Христос!
Пасха — событие не астрономическое
Как определяется день празднования Пасхи? Принцип расчета, принятый на Никейском соборе в 325 году, объясняет священник Борис ЛЕВШЕНКО, клирик Николо-Кузнецкого храма (Москва), завкафедрой догматического богословия ПСТГУ.
— Почему на Никейском соборе был поставлен вопрос о пасхалии? Потому что до него в разных концах империи Пасху праздновали в разное время. В малоазиатских Церквах, например, тогда, когда мы отмечаем Чистый четверг, Тайную Вечерю, 14 нисана по еврейскому календарю. Но поскольку Церковь на тот момент в империи стала единой, решили праздновать Пасху все вместе — в ближайшее воскресенье после полнолуния, которое идет за весенним равноденствием по юлианскому календарю. (По дополнительному условию, если это воскресенье совпадет с иудейской Пасхой, христианскую передвигают на неделю дальше.) Почему привязали Пасху к юлианскому календарю? Он оказался очень удобным в отличие от других календарей — лунного, солнечного, звездного и т. д. Он как бы промежуточный между этими календарями, сочетает и лунный, и солнечный циклы и обладает хорошей периодичностью. Раз в 28 лет даты в нем совпадают с днями недели, а раз в 19 лет — с фазами луны. По нему легко рассчитать, когда случилось то или иное событие в прошлом. Скажем, в историческом источнике написано: когда при императоре Феодосии I произошла такая-то битва, было лунное затмение и был четверг. В каком году это случилось? Чтобы произвести подобный расчет, даже григорианцы сейчас переходят на юлианский календарь, с помощью которого это делается мгновенно.
Да, весеннее равноденствие по юлианскому календарю не совпадает с реальным весенним равноденствием, но точно оно не совпадает и в григорианском календаре, потому что Земля и вокруг оси, и вокруг Солнца движется неравномерно. Реально точка весеннего равноденствия у каждого года своя, она плавает, и для астрономических нужд ее всякий раз необходимо рассчитывать заново.
Привязка к весеннему равноденствию возникла потому, что события Воскресения Христова происходили на еврейскую Пасху, а Пасха в древнем Израиле была связана с посевной кампанией. И календарная реформа папы Григория XIII была вызвана тем, что он хотел праздник удержать в пределах ветхозаветной традиции, которая соотносила его с днями урожая. Католики испугались, что через тысячи лет Пасха будет служиться осенью, и решили, изменив календарь, привязать Пасху к весне. Но и по юлианскому календарю мы из весны выйдем не скоро, а, может быть, и вообще не выйдем, если до этого случится Второе Пришествие. И главное, мы же во время Пасхи празднуем не биографическое событие, не день рождения — эти земные привязки для религиозной жизни не имеют большого значения. Что и подтверждает, в частности, схождение Благодатного огня.