В рамках Основного конкурса 34-ого Московского международного кинофестиваля состоялся пресс-показ и премьера мистической драмы Андрея Прошкина «Орда», снятой по сценарию Юрия Арабова и при поддержке продюсерского центра «Православная Энциклопедия».
Действие фильма разворачивается в XIV веке в Орде, в непонятном мире, гордящемся своими варварскими обычаями. После переворота и убийства хана Тинибека (Андрей Панин), власть переходит к Джанибеку (Иннокентий Дакаяров).
«На царство» его благословляет могущественная Тайдула (Роза Хайруллина), мать Тинибека. Но за предательство сына приходится расплачиваться: Тайдула слепнет по непонятным причинам. Тогда в Орду вызывают московского митрополита Алексия, друга и наставника преподобного Сергия Радонежского. Ордынцы почитают «великим колдуном» и уверены, что он исцелит Тайдулу. Не сомневается в этом и сам митрополит, но…
После просмотра ситуация настала взрывоопасная: журналисты, кинокритики, киноведы горячо обсуждали увиденное. Спорили, горячились, доказывали друг другу свою точку зрения. Таких эмоций не наблюдалось давно, что свидетельствует лишь в пользу авторов фильма: куда хуже равнодушное безразличие.
Однако вопросы во время пресс-конференции можно считать скорее провокационными, чем экспертными. Но съемочная группа «держалась». Когда задали вопрос про фильм о «московском православии» Андрей Прошкин ответил, что ничего подобного нет и в помине: «Мы снимали, исходя из мысли Юрия Николаевича, что Бог есть».
Максиму Суханову, сыгравшему роль митрополита Алексия, вопрос достался корректный: на чем ему приходилось концентрироваться, если учесть, что сыграть святого невозможно. «И в этой истории, и в моем персонаже для меня очень ценно, что речь идет о гражданском поступке. О том, что Орда так или иначе существует в каждом человеке, внутри. И о том, что никогда низкие энергии не смогут победить все то, что мы называем тонкими, душевными энергиями», — рассказал актер.
И все же превалировали вопросы уровня «вы делали фильм к дате 1150-летия призвания варягов на Русь?» Первым не выдержал Юрий Арабов, принявшийся горячо объяснять свою позицию. Вскоре он взял себя в руки и, отвечая на реплику, что в наше время излишне много фильмов, посвященных священнослужителям (митрополит Филипп в «Царе», протопоп Аввакум — «Раскол», отец Александр — «Поп»), спокойно объяснил, о чем «Орда», зачем и что было им заложено в сценарий:
«Кроме вышеозначенных у нас есть и другие герои: Фауст, симпатичный Мефистофель, есть фильм «Брат» и масса артхаузных картин, где вообще не трогаются никакие иерархи и нет и слова о религии. Что касается картин, связанных с иерархами Церкви, сейчас – и это ни для кого не секрет – власть судорожно ищет хоть какие-то идеологические основания для существования самой себя и в результате упирается в Церковь, делая ее идеологическим обоснованием происходящего. Так что иерархи в кино — это ответ наших коллег и наших художников на ситуацию, на проблему. К этому можно относиться по-разному. Многие это приветствуют, но для меня такое «слияние» — проблема.
О чем фильм «Царь» Павла Семеновича Лунгина? О том, что Церковь должна корректировать светскую политику государства. Что светский политик, каким бы он ни был человеком, должен советоваться с Церковью. Если Церковь на его вопрос отвечает «нет», он должен отступать. Павел Семенович делал картину ради этой идеи. С такой точкой зрения можно соглашаться или спорить, но мне кажется, что это довольно благородная позиция с благородной интенцией, но к ним (и к позиции и к картине) возникает очень много вопросов. Начиная с такого: все ли духовные иерархи находятся на определенной морально-этической высоте?
Когда мы делали фильм, когда я писал сценарий, для меня, пожалуй, самым главным было сказать, что Бог не в силе, но в правде. А сейчас Он у нас все больше «в силе» – шашки наголо и скачем. Хотя и шашки затуплены, и техника не работает, а мы встаем, противопоставляя происходящему силу. На деле — совершенное бессилие. С самого начала, когда ко мне обратился Сергей Леонидович (Кравец — прим. ред.), я подумал, что меня просят написать сценарий к картине о государственнообразующей роли Русской Православной Церкви. Я ответил, что такого сделать не смогу, возможно, ему стоит обратиться к кому-то другому. «А какая ваша тема?» — спросил он. Я ответил: «Моя тема — жертва. Жертва, меняющая ход истории. Сергей Леонидович сказал: «Вот это-то нам и нужно». И я, к своему удивлению, приступил к работе над сценарием.
«Орда» — картина о хождении интеллигента во власть, картина современная. Мне было важно сказать, что Бог не в силе, а в жертве, что слабость перемалывает силу. О том, что зло имеет тенденцию к самоистреблению. И том, что Бог на заказы не отвечает, кто бы их ни делал. Для меня это очевидно, я нахожусь в этом пространстве, это мой духовный мир. И, к моему удивлению, сценарий понравился.
Скажу еще, что интеллигенция как только видит заставку «Православная энциклопедия», сразу вспоминает все негативное, особенно последние известные события. А то добро, которое делала Церковь, и та жертвенная роль, которую она играла многие годы, мгновенно забываются. И я уверенно могу сказать, что Сергей Леонидович Кравец сегодня один из лучших продюсеров, культурный человек, который понимает тонкость момента. И мне было очень легко работать с ним на картине.
Не буду скрывать, мой гротеск сильно порезан по отношению к русским. По отношению к орде остался, а по отношению к русским – нет.
Я не знал, что в результате получится, но, посмотрев сегодня «Орду», я понял, что вполне могу за нее отвечать, что Андрей Прошкин и сам раскрылся, и вся съемочная группа раскрылась. Что картина современная».
Текст Марии Свешниковой
Фото Михаила Свешникова
Читайте также: